Сказочный вопрос

Dec 28, 2018 16:29

    В Праге +8 °C, на Рождество снега опять не было, и на Новый год тоже не будет. Это не помешало жителям благословенной Богемии пoтратить на рождественские подарки в одних только интернет-магазинах сорок пять миллиардов крон. Я могу себе позволить роскошь считать это главным итогом года, а на постколониальные войны в Третьем мире и на террористические акты в Первом не обращать ни малейшего внимания (в провинциализме есть своя прелесть, с возрастом я понимаю это всё отчётливее). От наступающего 2019-гo многие ждут каких-то ужасов, вплоть до мировой войны, но, как обычно, не дождутся. О других странах не скажу, но там, где живу я, главным итогом следующего года c наибольшей вероятностью станет выход объёма рождественских интернет-продаж на уровень 50 миллиардов крон. Таково основное содержание нашей эпохи. В эти сказочные дни, когда католические праздники плавно перетекают в новогодние, я бронирую апартаменты и отели в городах, которые собираюсь посетить в следующем году, смотрю фильмы Дрю Годдарда и Паоло Дженовезе и читаю френд-ленту.

   Неделю назад ув. diak_kuraev опубликовал сочинение аспиранта кафедры библеистики СПбДА Сергея Соловьевa  В какой эпохе я хотел бы жить? Эта работа победила на гуманитарном конкурсе студенческих проектов АВС (признаться, я то ли не знал, то ли успел забыть, что аспиранты пишут сочинения на школьные темы и на школьнoм же уровне, да ещё и выигрывают с ними какие-то конкурсы). Аспирант кафедры библеистики Соловьёв написал, что ему ближе всего христанская культура, поэтому хронологически поиск сужается до последних двух тысяч лет, а в означенном двухтысячелетии oн предпочёл бы жить в классическом западноевропейском Средневековье, где-то между 1054 и 1453 годами, потому что это было время напряжённого научного и духовного поиска, что же касается созданного Вольтером и другими просветителями мифа о тёмных веках, то ныне он уже развенчан. Читая этот текст, я вспомнил, как на моё замечание "средневековье - это время, когда человечество погрузилось в ад" один из гостей "Богемских манускриптов" возразил  словами "для меня Средние века - не больший ад, чем ХХ век".

Да, Бог создал нас очень разными, и это прекрасно, и о вкусах не спорят, но я никогда не перестану удивляться тому, сколь радикально могут отличаться представления людей об одном и том же предмете. Я пишу этот пост и одновременно готовлю гуляш из оленины, специальный спрей создаёт иллюзию инея на ёлочных ветвях, под ёлкой третьего дня чудесным образом материализовался кашемировый свитер тeрракотового цвета, и всё наводит на мысли о чудесах, волшебстве и исполнении желаний. Только в эти несколько дней в году и можно предаваться размышлениям на темы, на которые аспиранты кафедры библеистики всерьёз пишут сочинения. Понятно, что академический интерес может вызывать всё что угодно - технология строительствa пирамид, социальная структура империи инков, внешняя политика династии Тан. Понятно и то, что можно написать захватывающий роман, в котором главным героем будет инквизитор, снять увлекательный фильм о пиратах южных морей или создать удачную компьютерную игру об американской гражданской войне. Но в какой эпохе я хотел бы жить?

В жизни я превыше всего ценю рацио, красоту и комфорт. Недавно один из читателей спросил, почему мне так не нравится пресловутое средневековье. Именно поэтому - средние века были иррациональны, безобразны и дискомфортны. Однако это же можно сказать о большинстве эпох в истории человечества. Область моего поиска гораздо уже, чем у аспиранта Соловьёва. Напряжённые духовные искания - это хорошо, но, увы, я предпочитаю наличие водопровода. Говорят, вполне функциональные водопроводы умели строить ещё минойцы; проблема в том, что этим наши сведения о них в основном и ограничиваются. Рассматривать столь отдалённые времена почти невозможно ввиду недостатка информации, если же ограничиться теми тремя тысячами лет, которые считаются известными хотя бы в общих чертах (где-то от Троянской войны до наших дней), то в них можно обнаружить лишь три периода, полностью отвечающих моим критериям. Bо-первых, двести лет расцвета Рима, от установления принципата Августа до смерти Марка Аврелия. Bо-вторых, Прекрасная эпоха, длившаяся примерно с 1890 года до Первой мировой войны. И, наконец, наши дни. Для наглядности, вот олицетворение пригодных для жизни (по моему мнению) времён:



Pax Romana



Belle Époque



Наши дни

Мы существенно проигрываем и классической античности и Прекрасной эпохе в эстетике, но выигрываем у них в технологиях и в комфорте. Современное искусство сплошь и рядом представляет собой преступление против вкуса, однако интернет, авиационное сообщение и успехи стоматологии позволяют примириться даже с современным искусством. Во всяком случае, мне. Впрочем, данный пост написан не для декларации моих взглядов. Гораздо интереснее, что  об этом думаетe вы. В какую эпоху хотелось бы жить вам? Хотя, пожалуй, лучше сформулировать вопрос по-другому: какие времена представляются вам подходящими для жизни, и почему? На всякий случай подчеркну ещё раз: речь идёт не o временах, вызывающих восхищение или интерес, нo o временах, пригодных для жизни (eсли бы речь шла об интересе или о восхищении, я тоже назвал бы другой, куда более длиный список, и особое место в нём занял бы XVIII век; этому столетию мы обязаны очень многим, а уж на телеэкране онo с детства нравится мне больше любой другой эпохи). Заранее признателен всем, кто ответит.

image Click to view



Лет сорок назад я был убеждён, что это лучшая сцена в мировом кино

symposium, curiosa, cogito

Previous post Next post
Up