Велопоездка на Кольский - Хибины - 2.

Mar 19, 2016 10:49

Предыдущая часть - Хибины.

Проснулся от жуткого холода. Дрожь шла по спине несмотря на то, что одето было два свитера. Я растирал замёрший нос, торчащий из под шерстяной шапки, которая была натянута аж на глаза. Пытаюсь вылезти из палатки, она не открывается, она твёрдая. Да что же это такое? Мне действительно было непонятно, что происходит, я оказался в такой ситуации впервые. Наконец, из палатки удалось выбраться, смотрю - вот в чём дело, она обледенела, всё обледенело, все вещи, и велосипед тоже покрылся льдом.








Хотя солнце уже встало, оно опять освещало верхушки гор, но это было теперь уже утреннее солнце, на улице стоял мороз. Температура опустилась в минус. А ведь мягким вечером вчера ничего такого не предвещало. Горы, ну да, вон, здесь же снег лежит лишь немного выше палатки. Тундра.. Залез опять в палатку, одел все вещи какие смог надеть, укутался в спальник, накрылся ещё сверху велочехлом.  Сейчас солнце поднимется выше, согреет ддддд.. Постепенно становилось теплее, уснул.

Наступило утро. Долина заполнилась солнечным светом, яркая, ярко-зелёная вокруг, хрустальное озеро синело перед горами. На высоте, наверное, больше ультрафиолетового света. Криволесье. Палатка и велосипед - совершенно сухие, никакого даже намёка на лёд, как будто это был сон.







Да, здесь конечно есть где полазить вокруг, посмотреть, можно оставаться на долго, но нет, никаких днёвок, ещё одну такую холодную ночь здесь проводить совершенно не хотелось. Этот вариант мне совсем не нравился. Надо уезжать. Только вот куда? Если ехать своим ходом, то можно уже заканчивать маршрут.  На поезде.. Ну конечно надо ехать на поезде, в велопутешествиях обязательно надо ездить ещё и на поезде! Только здесь его нет.. Поезда в Апатитах. Позвонил домой чтобы узнать, что там ездит по станции Апатиты. Электричка там ходила одна или две, и то не каждый день, но оказалось что в 15:30 идёт электричка в Кандалакшу в воскресенье. Было как раз воскресенье. То есть сегодня. Почти сейчас.  11 часов.. ещё можно успеть? Всё складывалось так, будто само указывало путь дальше. Кандалакша.. нагнать упущенный маршрут?  А от неё до Умбы ведь ещё 120 километров, но дождя же теперь нет. Не упускать же поезд из под носа. Надо доедать завтрак и выезжать. Даже кепка, постиранная вчера, высохла на котелке.

По дороге от озера встретились ребята, они шли с рюкзаками. Они как раз разулись и перетаскивали рюкзаки через ручей, который оказался не ручей, а река Вудъяврйок, ( река горного озера ), она из этого озера и вытекала. Сказали, что, они спускаются с горы, интересно они как они там ночевали наверху, надо было спросить. Река эта довольно быстрая, но не глубокая, решил с разгону её проехать вброд, но на середине застрял, там оказались скользкие камни на дне. Пришлось опять выливать воду из ботинок и выжимать носки. А рядом с рекой, из земли, поднимались вверх струи фонтана. Ну, я уже привык к необычным источникам здесь, но этот был совсем удивительным, виден издалека, даже вчера вечером, на перевале, его необычный фонтан был заметен где-то далеко в долине.



Путь через город шёл совсем по каким-то совершенно другим дорогам, совсем не так, как раньше, вместо переезда почему то оказался мост над железной дорогой, а потом, после подъёма, возникла красивая башня с часами.  Это самая высокая точка. Без пяти час. Оставалось два с половиной часа.




Здесь около четырёхсот метров спуска. Вон там внизу где-то петляет моя дорога, она ведёт дальше. А в самой дали синеет какая-то другая возвышенность.



Поездка по горам закончилась. На велике, через горы, впервые в жизни. Это знакомство было настолько новым и неожиданным, что начинаешь осознавать происходящее не сразу, а лишь теперь, когда в голове уже как-то уложилось. Смотришь на них, и всё больше открывается нового интересного и неизвестного, и ещё больше хочется посмотреть и узнать.

Я не помню как прошёл этот час. Он пролетел так быстро. Горы оставались позади, только ветер свистел, приходилось притормаживать, чтобы держать скорость в пределах пятидесяти километров в час. Дальше шоссе, скоростное шоссе, быстро пролетело. Апатиты был самым крупным городом, что я видел на своём пути, широкие улицы, большие дома, магазины, и  вокзал. Без пяти два, прошёл ровно час. А будет ли электричка?

- Не знаю.

В кассе не знали. Как так? Потом всё таки нашёл небольшую бумажку с расписанием, приклеенную скотчем на стене, оно совпадало с тем, что мне сказали. Я до сих пор, почему-то не доверяю информации из интернета, она мне кажется нереальной, и каждый раз не перестаю немного удивляться, когда она воплощается, как здесь, в виде маленькой, но настоящей, бумажки с расписанием.
Ещё есть время. Съездил в магазин, купил носки, поскольку ноги были мокрые. И газ для горелки. Какой-то местный пьяница указывал мне на магазин где “точно он есть”, в смысле газ, но это оказался винный магазин, у них лучше вообще ничего не спрашивать, для него там наверное “всё” есть.




Вокзал в Апатитах довольно уютный и приятный, я несколько раз проезжал мимо, но никогда его не видел, потому что поезда проезжали его ночью. В буфете продавали пирожки, и поскольку обеда сегодня не предвиделось, я купил несколько штук. Отличные пирожки!

Ещё даже время не пришло, как синий электровоз подвёз состав. Электричка была старенькая но большая и, главное, тёплая, с большим тамбуром. Пассажиров собралось немного, большей частью это была молодёжь, которая потом вышла на станции Полярные зори, так что я свободно расположился с велосипедом и рюкзаком в вагоне, снял ботинки, чтобы они подсохли в течении пути, и принялся за пирожки. Африканда, Полярные Зори - ну и названия, поезд часто поворачивал и останавливался на разных станциях. Пирожки были с мясом, и ещё с картошкой. За два часа, пока я отдыхал, ботинки высохли. Когда приехали, в вагоне кроме меня оставалось всего пара человек, а пока я вылезал и они уже исчезли. Новый вокзал. Это вокзал в Канадалакше, он казался большим, много путей, рядом стояли ещё составы, после нескольких дней проведённых в глуши это было впечатляющем. И это давало чувство уверенности, чувство, что отсюда можно уехать домой, если вдруг что случится, впервые за все эти дни.

Вот я и здесь. И что теперь? Приближался вечер. Велосипед стоял прислонённым с железнодорожному светофору. Опустевший поезд отгоняли прочь. Я закинул рюкзак на велосипед и побрёл постепенно вдоль здания вокзала.

За углом вокзала разгружалась газель. Может не газель, какой-то фургон, ещё и с прицепом. Ребята весело вытаскивали оттуда большие цветные баулы.
Ооо брат.. это водники. Пока я смотрел, они покидали свои рюкзаки из машины и понесли в вокзал, пустой фургон стоял передо мной с открытыми дверями, места там было просто куча. Добро пожаловать.. Мне почему-то казалось, что он приехал оттуда куда я собирался. И как бы это спросить.. Вы не из Варзуги?

- Из Варзуги. Вернее из Умбы. Ты поедешь?

Ээээ.. Ну конечно, я поеду! Сейчас сниму переднее колесо, велик влезет куда угодно. Всё так быстро меняется.. Закинул велосипед, колесо и рюкзак сверху. И вот мы уже отправляемся от вокзала опять в даль. Машина въехала на перевал, и погнала дальше по дороге вдоль склона горы.

- Это водники.

Те, кого он привёз сплавлялись по реке Умба. Сам водитель живёт в Умбе, и я впервые услышал эту поморскую речь, где чуть ли не каждое предложение заканчивается словом “ага”.  Я так понял, здесь много кто так подрабатывает, перевозя туристов. Он ещё организует сплавы, оказывается всё просто - заплати и ничего не надо, только спальник и одежда, всё остальное оборудование дадут, посадят в байдарку/катамаран или что там ещё и плыви. Умба, кстати, река спокойная, может пройти кто угодно. Сплав.. да, я часто мечтал об этом, но только не в таком виде.

- А как ты узнал что я с Варзуги?

Эээ.. Не знаю. Мне вообще казалось, что больше неоткуда.. За окном мелькал чистый сосновый лес, это была совсем другая природа, не такая как она была севернее, в начале поездки, теперь это тайга. Постепенно мне рассказывали о этих местах.

- Поедешь на Варзугу, там на 108 км будет часовня Безымянного Инока справа, а слева - родник.

Ведь интересно, когда древнюю историю поведают тебе устно, причём местные жители. Суть в том, что рыбаку, который жил и рыбачил на терском берегу, а это было там, где сейчас деревня Кашкаранцы, во сне явился монах, и просил похоронить его, при этом сказал что тело его на берегу лежит. На следующий день рыбаки пошли, и в том месте, где он указывал, обнаружили тело в монашеском облачении. На этом месте его похоронили. Потом оправили запрос во все ближайшие монастыри и в Соловецкий, и в другие - не пропадал ли кто из монашествующих, но из всех пришёл ответ, что все на месте. Так и остался он похоронен Безымянным Иноком Терским. Потом на этом месте поставили часовню, а выше, рядом с ней открылся родник. Он так и называется родник Безымянного Инока. Та часовня не дожила до наших дней, недавно построена новая.
Большой крест в Варзуге поставлен на горе, где они оборонялись от нападения, поскольку в  других местах было неудобно.

- На 112-м поворот на мыс Корабль.

Да да, я помню, там будет ещё 150 километров. Сто пятьдесят..

- Ещё обязательно сходи на священный родник, обязательно. А в Кузомень не езди, там песок, проехать невозможно.

Всякого рассказывал. Я довольно смутно представлял себе эти края, становилось одно понятно, что надо будет как-то попасть на другую сторону реки. Там есть переправа на лодке. И ещё, похоже, по мере продвижения на восток, медведей становилось всё больше, он не раз видел как они переходили дорогу, там, дальше.
Тем временем мы доехали до Умбы, я вылез на повороте.

- Завтра, кстати, автобус едет в Варзугу, в 10:30 от площади.

Вот он.. да, я знал про этот автобус, он ходит всего 3 раза в неделю. Неизвестно, правда, возьмёт ли он ещё одного человека с велосипедом, но, раз так совпало, не попробовать было бы непростительно.

Большой мост пересекал реку Умбу. Я немного запутался, пытаясь найти дорогу к берегу моря, для остановки, и выехал к этому мосту. Был уже вечер, всё уже, пора останавливаться. Море.. ладно, пусть оно останется на потом, в самом конце.. А сейчас, я остановлюсь у реки. Рядом с мостом, как всегда, нашёлся спуск, тропика вела к реке, там обнаружилось место с кострищем, небольшое, но пригодное для стоянки.
Это привычный родной большой хвойный лес, с высокими деревьями, теперь во множестве летали комары. Дров вокруг было достаточно, рядом лежало сломанное дерево, прямо как на картине “Три медведя”. Времени много, я напилил веток и сделал костёр, сварил кашу и чай. Спокойный солнечный вечер, низкое солнце освещало берег тихой реки.



Да, это была снова та река, которую я проезжал намного севернее.. вчера. Вчера? Как это.. сколько дней прошло? Ну там, где тогда ещё стоял плакат про медведей. Несколько раз посчитал, но как ни считал, выходило что это было всего день назад. Не укладывалось в голове, надо посидеть и переварить все события. Здесь всё уже по другому, хоть это всё равно заполярье, тундра и горы остались в прошлом, здесь началась совершенно другая часть поездки.

Стемнело, и я лёг спать, опять закутавшись, на всякий случай, в велочехол. Сверху, по шоссе, изредка проезжали машины, а с реки по лесу ещё раздавался шум запоздалой моторной лодки, возвращавшейся домой.

Дальше - Варзуга.

Кольский полуостров, Хибины

Previous post Next post
Up