Двенадцатая ночь - 12.10.2013

Jul 27, 2014 17:54

Как все начиналось

Театр: Глобус
Режиссер: Тим Кэрролл
В ролях: Марк Райленс, Джонни Флинн, Стивен Фрай, Сэмюэль Барнетт





Сначала немного про театр "Глобус".

Место это довольно специфическое. Он был открыт в 1997 году почти на том же месте, где в 17 веке располагался оригинальный Globe Theatre. Построен по образу и подобию оригинала с использованием аутентичных материалов и технологий. Как нетрудно понять из названия, он такой... довольно округлый)) Крыша отсутствует. Крошечная деревянная сцена с двумя колоннами по бокам. Вокруг сцены вплотную толпятся зрители - на стоячих местах. И по кругу друг над другом несколько галерей с деревянными скамьями. Вот как это выглядит:

Зрители почти в каждом спектакле играют некоторую роль - часто актеры обращаются непосредственно к какому-нибудь бедолаге в первом ряду или ко всей толпе разом. Иногда персонажи появляются на сцене прямо из гущи толпы (меня всегда удивляет, откуда они берутся). Особенно эффектно это выглядело в "Генрихе V" во время монолога "Once more unto the breach". Я повешу ролик в соответствующем посте.

Декорации в спектаклях почти отсутствуют, а если есть, то весьма условные. В частности в "Двенадцатой ночи" из декораций - скамья, стол и стилизованный куст для подслушивания. И еще алебарда:) На сцене такого размера особо не разгуляешься, поэтому остается чистый Шекспир. Все глобусовские спектакли, что я видела, совершенно классические, никаких этих ваших постмодернистских изысков. Не последнюю роль в восприятии играет музыка. Музыканты (в средневековых одеждах со средневековыми инструментами) обычно стоят на небольшой галерейке прямо над сценой.

И еще мне нравится, что каждый спектакль заканчивается коллективным танцем актерского состава. Это может быть разудалая джига или размеренный менуэт, но смотреть всегда интересно:)

Чем особенно хорош "Глобус" - все свои снятые спектакли он выпускает на dvd (уже набралось больше десятка), а значит найти их при желании не так сложно, как прочие.



Внимание! Возможны спойлеры.

"Двенадцатая ночь", мой первый Шекспир.

Это первая (и пока единственная) пьеса из виденных мною, где все роли исполняют мужчины - совсем как в 16 веке. Именно здесь этот прием смотрится особенно удачно. Как справедливо заметила в комментариях kivi_1809, появляется дополнительный комический эффект, когда мужчина играет женщину, притворяющуюся мужчиной.
Кроме all male cast пьеса выделяется нестандартной трактовкой образа Оливии.
После прочтения я представляла Оливию примерно так:
.
Это классический портрет Оливии работы Эдмунда Блэра Лейтона.

А вот как она выглядела в спектакле:
.
Это патриарх британской сцены Марк Райленс. И, надо сказать, у него получилась замечательная Оливия - прима, затмевающая всех и вся. Через пять минут совершенно забываешь, что это переодетый мужик пенсионного возраста и даже уже не удивляешься тому, что половина персонажей в нее влюблены (ну или, как минимум, мечтают о женитьбе:))

Вообще тут весь каст совершенно прекрасен. Обычно хоть кто-нибудь мне не нравится, не соответствует моему представлению о внешности персонажа или о его характере или просто раздражает. А тут даже придраться не к кому. Стивен был предсказуемо замечателен в роли злодея, который получился совсем не злодей. Понравился Джонни Флинн в роли Виолы. Интересно, что он сводный брат Джерома Флинна (который Бронн в "Престолах"), а по основному занятию - фронтмен группы Johnny Flynn & The Sussex Wit. Послушала из любопытства, но его музыка оставила меня равнодушной, за исключением одной песенки - я ее в конце поста опубликую, очень привязчивая. Сэма Барнетта давно люблю, так что порадовалась ему в роли Себастьяна. Еще служанка Мария и лирические песни шута Фесте запомнились.

Однако больше всего меня поразила разница восприятия при собственном прочтении, и, когда все то же самое видишь разыгранным в лицах. Субтитры были сделаны по тому же переводу, в котором я читала, и тем не менее все смотрелось по-другому, не так. Точнее, наоборот, так, как должно быть. Смешно, остроумно, забавно, лирично, поэтично, нескучно и вообще отлично. Наполено новыми смыслами и расцвечено яркими красками. Да, это меня тогда удивило, но с тех пор чтение пьес дается мне лучше, потому что я уже могу представить, как то или иное действие будет выглядеть на сцене (точнее, как бы я его обыграла, - хочу быть театральным режиссером:))

В общем, я вышла с показа просветлённой и довольной. И поняла, что хочу ещё.

Напоследок рекламный ролик спектакля.

image Click to view



И обещанная песня Джонни Флинна:



Продолжение, я надеюсь, следует.

театр, кино

Previous post Next post
Up