Мой духовный путь. Часть 3. Учеба в университете

Jan 16, 2012 09:31


(Продолжение. Начало здесь и здесь)

Таким образом, в 10-м классе средней школы я уже четко и ясно знал, что мое будущее - это биологическая наука. Оставалось лишь выбрать ВУЗ для учебы. В 60-км от моего дома, считай рядом, находился Брестский педагогический институт. Но я хотел быть биологом, а не учителем биологии. Поэтому выбрал Гомельский госуниверситет, находившийся в другом конце страны, в 500 км от меня (тогда в Белоруссии было всего 2 университета). Почему не БГУ в Минске? Потому что оценивал свои шансы на поступление как очень низкие. Это было связано прежде всего с мыслью, что в университете учился отличник и гениальный вождь пролетариата В.И. Ленин и куда мне, простому парню из отдаленной небольшой деревни, до его уровня.


Оказалось, я ошибся в отношении своих тогдашних знаний. Конкурс на поступление был 5 человек на 1 место. По результатам вступительных экзаменов я вошел в первую десятку и был зачислен на биологический факультет Гомельского госуниверситета в 1980 г.

Учиться в университете было много труднее, чем в школе. Но выручала всё та же хорошая фотографическая память и натренированная усидчивость. В течение семестров я относился к занятиям недостаточно усердно, уделяя внимание другим делам. Однако во время сессии восполнял пробелы благодаря самодисциплине и строгому графику подготовки к экзаменам, которые сдавал в основном на "отлично".

Учеба в университете мало что изменила в моих духовных взглядах и верованиях как материалиста и атеиста. Разве что позволила понять необычайно сложную картину мироздания. Например, уже на 3-м курсе, после изучения биохимии и понимания невероятной сложности биохимических процессов в живой клетке, я засомневался в том, что всё это работает и регулируется исключительно по законам химии, как нас тому учили. Я предположил, что есть нечто бОльшее, возможно, некое поле, которое работает во взаимодействии с веществом. С первого курса я осознанно двигался в науку, специализированно занимался исследовательской работой по гидробиологии, а также коллекционированием и искусственным разведением бабочек. Однако интересовался широким спектром научных проблем и дисциплин, от корки до корки прочитывал журнал "Наука и жизнь" и другую тематическую литературу, поэтому я хорошо представлял себе, что непознанного должно быть много больше, чем познанного.

Я очень любил научную фантастику и она вносила важный вклад в мои представления и фантазийность относительно мироустройства и будущего. Книг по научной фантастике в деревенской школе почти не было. Лишь в 9-м классе школьный учитель дал мне сначала сборник фантастических рассказов, который я прочел "запоем", а затем роман Ивана Ефремова "Час быка". Мне трудно описать свои ощущения, настолько сильно этот роман потряс мое воображение. После этого в университете на многих лекциях вместо учебы я тихонько читал фантастику…

В университете сбылась еще одна моя школьная мечта - наконец-то я смог заняться единоборствами. Сначала меня записали в университетскую секцию борьбы самбо. Но через полгода тренер выгнал за то, что я не принял участия в городских соревнованиях: получилась накладка, в тот день я сдавал трудный экзамен. Недолго думая, вечером я уже стоял в строю городской секции борьбы дзюдо "Динамо". Где благополучно и с превеликим удовольствием прозанимался почти 5 лет, дошел до ступени кандидата в мастера спорта и получил очень яркие эмоциональные впечатления от занятий, давших мне так много удовольствия и счастья. За что благодарю своего тренера Каляко Николая Леонтьевича!

Во мне с рождения была заложена мощная программа к самосовершенствованию, поэтому я был восприимчив ко всему новому, незнакомому, что помогало ее реализовать. Дзюдо было частью этой программы. Это сейчас много всяких книг и информации обо всем. А тогда, в 70-е и первой половине 80-х годов, не было почти ничего эзотерического и тому подобного в открытой продаже, не было и интернета. Многое было под запретом (например, каратэ), либо не поощрялось и считалось буржуазной пропагандой, имеющей целью сбить с правильного пути советского человека. Лишь изредка кое-что просачивалось в открытую прессу, либо узнавалось у редких знатоков. Помню, на 2-м курсе купил небольшую книгу "Хатха-йога", где описывалось выполнение йогических поз, но предупреждалось, что остальная йога - это ненаучная выдумка под вывеской буржуазной пропаганды. Заниматься йогой не смог, трудно было сочетать ее с 5-дневными (в неделю) 2-х часовыми занятиями спортом.

Отдельно скажу о том, что позже (через 25 лет) сыграло важную роль в моей духовной трансформации. На 2-м курсе мой друг Адександр Гуцев (за что ему огромнейшее спасибо!) принес газеты "Комсомольская правда" с описанием полных курсов аутогенной тренировки и скорочтения. За первое я ухватился сразу. Благо, что усилий никаких не нужно было. Приходя после борцовской тренировки уставшим, иногда в изнеможении, я сразу же ложился на кровать и с помощью аутотренинговых приемов быстро научился достигать мысленной концентрации и полного расслабления. Через полчаса подымался полный сил и бодрости. Затем научился вызывать чувство тяжести в мышцах и невесомости тела, приступил к вызыванию тепла на коже и регулирования нервного напряжения, волнения и страха. К сожалению, летом (на учебной полевой практике и в стройотряде) получился перерыв в тренинге, а с третьего курса учебные занятия перевели во вторую смену. Соответственно, мои спортивные тренировки проходили утром, что не давало возможности сочетать их с аутогенным тренингом. Впоследствии я так и не смог полноценно восстановить регулярные занятия и глубже в аутотренинге не продвинулся.

В конце 4-го курса на практике в рыбхозе Тремля в руки попала машинописная перепечатка отрывков книги Поль Брега "Чудо голодания". Она произвела на меня настолько сильное впечатление, что несколько дней не мог есть традиционную пищу, питался лишь растительностью (кстати, в детстве и молодости вегетарианство было моим естественным способом питания, сейчас я также являюсь его сторонником, мясной пищи употребляю сравнительно мало). Несколько раз пробовал голодать сутки на дистиллированной воде. На больше не хватало силы воли, обмен веществ был высоким и чувство голода трудно переносилось. Помню, пару раз уже после полудня достигал особого состояния легкости в теле и просветления сознания, когда краски, звуки и запахи воспринимались необычайно ярко и остро. Но это опять же не стало моей постоянной практикой тогда.

Особые, очень яркие впечатления оставили летние полевые практики - на биостанции в Ченках и в рыбхозе Тремля, где природа была по-особому красива, а разнообразие красок и буйство жизни достигали апогея. Я специализировался по гидробиологии (коловратки, планктон), очень любил свою тему и мечтал по окончании ВУЗа уехать работать на южные моря и океаны. Но жизнь распорядилась по-иному. На 5-м курсе я понял, что я слишком сильно заякорен к своему родному краю и хотел бы остаться здесь. Вскоре научный руководитель моей дипломной работы Рассошко Инна Федоровна сообщила мне, что она выполняет научную тему в Беловежской пуще и договорилась с администрацией о моем трудоустройстве в это Государственное заповедно-охотничье хозяйство. За это, а также за особую заботу, попечительство и научение на протяжении всех пяти лет моей учебы хочу от всего сердца поблагодарить ее! В эти годы она стала для меня почти что как вторая мама.

Опять же, коль речь идет о духовности, должен упомянуть о своей любви. За годы университета их было три. Все сильные и яркие. Первые две не взаимные. А вот третья, на пятом курсе… Ее звали Татьяна Якушевич и училась она на втором курсе. Именно она оказалась той первой и единственной, которая разделила мои нежные и чистые чувства и впоследствии стала мне женой и матерью моих детей!

Годы университета стали для меня самыми яркими, интересными и счастливыми в моей жизни. Одним словом, молодость моя...

И последнее. Я закончил университет с дипломом с отличием. Конечно, для этого пришлось немало потрудиться. Тем не менее, знания я брал больше своими способностями и умением выстраивать цельную логическую систему для последующего заполнения ее информацией, нежели простым механическим заучиванием. Философия, политэкономика и им подобные дисциплины мне не нравились, потому что не всегда казались логичными. В самом конце учебы произошел знаковый случай. Сдавая госэкзамен по научному коммунизму, я начал подготовку к нему за 1,5 месяца. За две недели до экзамена я закончил чтение учебника и понял, что я … не понял. Решил, что это от недостаточного усердия. За оставшиеся две недели еще раз проштудировал учебник и осознал, что я … еще больше запутался. Я не нашел в учении научного коммунизма стройной логической системы, зато увидел недоказанность, путаницу и тому подобное. На экзамене мне попался трудный билет. На его я ответил более менее нормально. Но когда преподаватель начала задавать дополнительные вопросы на "логическое" мышление, тут я и "поплыл". Например, вопрос - какова главная наука на сегодня, в ближайшем и отдаленном будущем? В общем, экзамен на "отлично" я провалил. Но "юмор" заключался в том, что в деканате поторопились, дипломы уже были выписаны, в том числе и красный диплом (с отличием) для меня. Но по правилам, чтобы получить его, госэкзамен нужно сдать на "отлично". В итоге, экзаменационная комиссия попала в трудную ситуацию: диплом аннулировать нельзя, иначе станет очевидным нарушение деканата, а выдавать незаслуженно тоже неправильно. В итоге декан уломал "коммунистку" и мне поставили "отлично". Я, честно, был расстроен, было очень стыдно и я пообещал ей, что поступив в аспирантуру, буду сдатваь кандидатский экзамен по философии и тогда ликвидирую пробелы. Забегая вперед, скажу, что так оно и было, в конце концов я понял, почему тогда я не понял…

Таким образом, я благополучно закончил учебу в университете, а вместе с ней и самый прекрасный отрезок своей жизни, после чего уехал в свое будущее - в Беловежскую пущу. Об этом далее.
(При нажатии фотографии немного увеличиваются)

 

1. Наша группа на природе, 1-й курс. Мой ЖЖ-друг spartak_gomel первый справа, я второй слева;
2. На 1-м курсе

 

3. На занятиях по политэкономике, 2-й курс, рядом Виктор Хоменко;
4. Во время докалада на студенческой научно-практической конференции, 2-й курс.

 

5. Во время полевой практики по ботанице на агробиостанции Ченки, 2-й курс;
6. Музыкальный номер во время праздника Нептуна на агробиостанции Ченки, 2-й курс. Мой ЖЖ-друг spartak_gomel первый слева, с гитарой, я с баяном.

 
 
7. Полевая практика по гидробиологии в рыбхозе Тремля, 4-й курс;
8. Полевая практика по гидробиологии в рыбхозе Тремля, 4-й курс. Мой научный руководитель Россашко Инна Федоровна стоит в центре, правее девушки в красном.


9. Полевая практика по гидробиологии в рыбхозе Тремля, 4-й курс. На моторной лодке за водными пробами;


 
 
10 и 11. Спортивная и боевая подготовка, 4-й курс, во время полевой практики в рыбхозе Тремля (снизу круглый отличник, Ленинский стипендиат Сергей Рыдный)

 
 
12 и 13. Спортивные результаты, 4-й курс

 
 
14. Занятия по энтомологии, 5-й курс. Мой ЖЖ-друг romashkabotani первая слева, стоит;
15. 5-й курс


16. Татьяна Якушевич, моя нынешняя жена

 
 
18. Мой научный руководитель, гидробиолог, к.б.н. Рассошко Инна Федоровна, 2008 г.
19. Выпускное фото, 5-й курс, 1985 г.

(Продолжение здесь)
Георгий Козулько
Беловежская пуща

(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес: kazulka@tut.by)

(Этот пост в Интернете находится по адресу http://bp21.livejournal.com/92944.html)

Духовное знание

Previous post Next post
Up