(Ваши дополнения, уточнения и ссылки на литературу по теме приветствуются)
"Пилат сказал Ему: что есть истина?
И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им:
я никакой вины не нахожу в Нем."
(Евангелие от Иоанна, глава 18)
Считаю вопрос о путях познания основополагающим, главным в концепции духовного знания. Ведь от того, насколько он будет решен и признаны его выводы, зависит всё остальное - признавать духовное знание фантазией или не фантазией, знанием или выдумкой людей со
странностями психики. Данный вопрос обширен, сложен и многогранен и я не претендую здесь на всецельное и исчерпывающее его изложение. Лишь намечу основные постулаты, подходы, выводы и пути решения проблемы.
Мы живем в эпоху информационного бума, когда люди буквально тонут в море информации. Психиатры даже зафиксировали появление нового умственного расстройства под названием информационный невроз. Но, несмотря на доступность и избыток информации, мы наблюдаем в мире много невежества, которое проявляется в насилии и саморазрушении. Действительно, проблемой стал дефицит качественной, хорошей информации, которая просто теряется, "тонет" в море информационного шума - гипнотизирующего, зомбирующего и уводящего в мировоззренческие тупики. Потому даже самые информированные люди - ученые, тоже часто привязаны к
дурным привычкам и не имеют целостного представления о мире. Почему? Возможно, потому что информация и знание - не одно и то же.
Информация может быть отрывочна и беспорядочна. Поэтому человек может быть информированным, но при этом беспринципным, нелогичным и бездуховным, так как информация не обязательно оформлена в позитивную, непротиворечивую, целостную концепцию.
Итак, что же такое знание?
Если обратимся к словарям, то
знание - это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание в широком смысле - субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений.
В определении знания ключевыми словами являются "форма" и "систематизация". Понятно, что от них во многом зависит, насколько знание будет цельным и непротиворечивым, то есть качество самого знания. Важна также методика, с помощью которой знание получается, формируется и систематизируется. Неудовлетворительная или неверная методика не приведет к истинно знанию.
По моим жизненным наблюдениям, люди, обладающие цельным и непротиворечивым знанием, а также четкой методикой его получения - большая редкость. Не потому ли вокруг не утихают споры даже относительно многих простых и очевидных истин?
Знание - это не просто набор информации. Настоящее знание включает в себя мудрость тысячелетий и строится на вечных принципах гармонии, которая, подобно жесткостям (жилкам) в структуре листа поддерживает целостность жизни человека.
"Настоящее знание, в отличие от просто информации, всегда целостно, позитивно, упорядочено и имеет гуманную, жизнеутверждающую цель. Настоящее полное знание не исключает из картины мира духовную сторону реальности под предлогом ее логической недоказуемости. Ведь многие научные теории тоже недоказуемы, до поры до времени. Но это не смущает настоящих ученых. Великие открытия совершают только смелые ученые, которые работают на грани возможного и невозможного." (Василий Тушкин, востоковед, филолог)
Пути познания истины
Истина - то что есть реально. Действительное же её восприятие и познавание не обусловлено ничем, хотя само осознание истины производится непосредственно субъектом в меру готовности самого субъекта к восприятию её. Истиной может называться само знание (содержание знания в противовес невежественному, искажённому восприятию реальной действительности) или сама познанная действительность. Ничего кроме истины не существует в действительности. Её реальность может лишь осознаваться или не осознаваться. В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, в богословии и философии. В качестве антонима используется понятие «ложь».
Люди находятся в поиске истины и истинного знания с момента своего зарождения. Возникали и исчезали цивилизации. Их знание частично сохранялось, частично терялось. Были времена расцвета знания. Они сменялись периодами упадка. Пожалуй, исторически значимый для цивилизации период, заложивший основы современного информационного общества, начинается со средних веков.
На стыке средних веков и нового времени в Европе человеческая мысль раскололась на 3 основных направления: науку, религию и философию. Это произошло потому, что авторитет церкви на западе сильно упал в глазах людей после эпохи инквизиции. Также церковь своим догматичным подходом не могла удовлетворить запросов ищущей интеллигенции тех времен. В этих обстоятельствах возникла потребность в новом подходе к изучению реальности. Так возникли сугубо материалистическая наука и релятивистская философия, провозглашающая относительность всяких взглядов и истин.
Сегодня между наукой и религией идет холодная война, а философия играет роль рефери на ринге, пытаясь определить, кто прав. Например, ученые исследуют стволовые клетки, стараясь найти лекарство от рака. А церковь осуждает эти попытки, считая их вмешательством в дела Божьи. Наука пытается покорять космос, а религия считает это вызовом Богу. Но разве это нормально, что мировоззрение современного человека лишено целостности? И он должен быть либо религиозным догматиком, либо исповедовать бездуховную науку, либо встать на путь спекулятивной философии?
Разве не может быть целостной системы взглядов, которая примиряет науку, религию и философию и была бы доступна к пониманию и приятию у простого человека?
(В тексте использованы фрагменты из фильма "Единая картина мира")
(Продолжение следует)
Георгий Козулько
Беловежская пуща
(Свои отзывы, мысли, идеи, вопросы, замечания или несогласия пишите в комментариях внизу (анонимным пользователям при отправке комментария иногда необходимо еще в отдельном окошке ввести кодовый английский текст с картинки) или присылайте на мой электронный адрес:
kazulka@tut.by)
(Этот пост в Интернете находится по адресу
http://bp21.livejournal.com/97089.html)