Я совсем не согласна с царем Соломоном.
Умножая познания, невозможно умножить скорбь. Скорби и печали в мире и так достаточно, тут ничего не поделать.
Я верую, что умножение знаний - это единственно правильный путь гедониста.
Безумно любя жизнь во всех ее проявлениях, я всегда стремилась найти новые источники наслаждения. Самыи дешевыми (спасибо СССР!), безопасными и безотказными с самого детства стали книги. Потом уже альбомы по живописи, еще позже - партитуры, затем - путешествия, но до сих пор я не выхожу из дома без книги.
Любой текст меня завораживает. Разорванная на кусочки (с понятной целью) программа телепередач Литовской ССР стала на летние каникулы моим Розеттским камнем - утренняя передача «Labas ritas» оказалась полезным в жизни выражением «Доброе утро». После «Трех мушкетеров» с их католическим лексиконом я раздобыла словарь крылатых латинских фраз и выражений Я.М. Боровского и выучила половину наизусть, еще не зная, что еще успею познакомиться с автором. Книжка «Мифологические образы в картинах Эрмитажа» привела к прочтению Библии, а опера «Jesus Christ Superstar» - к Евангелиям.
Дальше покатился снежный ком, приведя меня сначала на кафедру классической филологии СПбГУ, потом, через много лет - на Фестиваль Медленного Чтения образовательного проекта
Эшколот,, благодаря которому жизнь моя сначала обогатилась, а теперь уже и переменилась окончательно.
Несколько раз я уезжала в Москву, Одессу или Иерусалим и возвращалась абсолютно невменяемой от восторга. Некоторые друзья с тех пор успели уже и сами побывать на эшколотовских семинарах, но есть еще те, кто по-прежнему спрашивают: «Так, а что же такое медленное чтение?»
Первый настоящий урок такого внимательного чтения состоялся для меня в школе. Тогда Виктор Борисович Кривулин, большой ленинградский поэт и наш учитель, разобрал первый абзац романа Тынянова «Кюхля», используя только доказуемые факты. Об этом опыте я уже писала в
заметке про Фестиваль Медленного Чтения «От папируса до самиздата»«Эшколот», который проходил в Петербурге три года назад.
На эшколотовских фестивалях медленное чтение практикуется в кругу единомышленников. 75 участников самого разного возраста, с разным опытом и образованием вместе с десятком профессоров, лучших специалистов в выбранной теме, отрешаются на несколько дней от мира и погружаются в интенсивные занятия - обычно с 9 утра и до 11 вечера. Читают тексы, слушают лекции, ходят по музеям и библиотекам, разглядывают картины, обсуждают друг с другом свои открытия и всегда спорят с преподавателями.
Но медленное чтение - это не только семантический анализ, литературный контекст, биография автора или история обнаружения рукописи. Медленно читать: изучать, осознавать, пропускать через все свои чувства - можно и другие объекты. И даже целый город, особенно если этот город - Иерусалим.
В этом году на
Фестивале Медленного Чтения “Axis Mundi”- Европа, Азия и Африка в Иерусалиме- не было чтения в прямом смысле этого слова. Темой фестиваля стали разные способы «нанесения» Иерусалима на материальную основу: на камень и штукатурку, на пергамент и бумагу, на посеребрённую пластинку и фотопленку.
Три учебных потока как три способа отражения города: «Эпиграфика», «Картография» и «Фотография». И если, скажем, быстро читать надписи эпохи Второго Храма на иврите, арамейском или греческом затруднительно даже для специалистов, то что же сложного в современных граффити? Только кто из наших потомков, если ему придется случайно найти в центре Иерусалиме обшарпанную надпись «Аркадий, мы хотим море!», сможет понять, о чем шла речь?
Да что потомки, эшколотовским студентам тоже было неясно, как связать этот крик души и древний город в пустыне, а это была насмешка над кандидатом в мэры Иерусалима Аркадием Гайдамаком, гражданином с неоднозначным прошлым, который раздавал десять лет назад несбыточные обещания иерусалимцам…
Я выбрала поток «Картография». Два года назад на иерусалимском Фестивале
«Град грядущий»мы немного изучали карты «воображаемого» Иерусалима и читали вслух отрывки из дневников первых паломников, пытаясь увидеть город их глазами. ( моя статья о фестивале
тут).
Любовь к картам, как и к перемене мест, у меня в крови - значительную часть детства я провела, разглядывая старинную французскую карту Санкт-Петербурга. На ней можно было даже найти мою улицу, только подписана она была «OstRoumova» в отличие от сегодняшнего названия «Остоумова», которое пугает таксистов и вводит в ступор сотрудниц колл-центров. У отца, работавшего в свободное от преподавания время гидом в Ленинградском бюро путешествий, была огромная коллекция карт и путеводителей: пронумерованная и каталогизированная. По сей день перед каждым путешествием я просто беру с полки очередную книжку издания 70-х годов: памятники архитектуры стоят на месте, а в каком кафе поесть, мне пока неважно.
Первую в моей жизни карту Израиля (1991 года) я тоже в свое время нашла в шкафу.
Вторую увидела шесть лет назад в Мадабе (Иордания) и неожиданно узнала, что это - одна из старейших из известных миру карт Святой Земли.
Мадабская мозаичная карта (сер. VI века)на полу в церкви Св. Георгия
Честно говоря, и с этой, и с той картой 1991 года я бы равно запуталась еще на выходе из аэропорта Бен-Гурион.
А в тех картах, которые мы изучали на фестивале, путались сотни тысяч людей, а потом и сотни исследователей, потому что ни одна карта святого места не может быть просто картой.
Изображая священный для нескольких религий город, карта словно принимает на себя часть этой сакральности и начинает свою собственную проповедь. Средневековые христианские карты Иерусалима, а в основном сегодня у нас есть именно они, по-разному рассказывают библейские истории и отражают не только развитие богословской мысли, но и человеческие заблуждения.
Но как можно медленно читать карту? Чему были посвящены 12 полуторачасовых семинаров дважды доктора (по метеорологии и исторической географии) Мити Фрумина?
Занятие с Митей Фрумином, фото Николая Бусыгина
В туристических брошюрах иногда можно прочитать, что Израиль - страна четырех морей. Незнакомый с историей человек должен сразу заподозрить обман: три моря есть, они видны на Google maps, но где четвертое? Крупнейший водоем на севере Израиля - озеро Кинерет (или Генисаретское озеро) - римляне переименовали в Тивериадское в честь императора, а в Новом Завете оно стало «морем Галилейским». Не только туристам сложно: картографы прошлого, рисовавшие Святую землю по библейским текстам, тоже недоумевали. Один из них вышел из ситуации просто: нарисовал три синих кружочка подряд и подписал каждое по-разному!
Карта "Брюссель А", XII или XIII век, я обязательно уточню. Три кружочка в виде перевязанной колбаски вверху карты - и есть три озера.
Полную оцифрованную коллекцию карт и собрания Национальной библиотеки Изриаля можно найти здесь -
http://www.jnul.huji.ac.il/dl/maps/jer/index.html или тут
http://web.nli.org.il/sites/NLI/English/digitallibrary/Laor-Collection/Pages/maps.aspx Хорошо, что у паломников все равно не было денег на безумно дорогие манускрипты: они шли по зову сердца или по принципу «язык до Киева доведет».
На Храмовую гору, где дважды возводился единственный еврейский храм, тот самый, от которого евангельский Иисус отгонял торговцев, вело когда-то несколько путей. Одни из врат называются в христианской традиции Золотыми, и согласно библейскому пророчеству именно через них однажды войдет помазанник, поэтому несложно догадаться, что таким судьбоносным вратам выпала непростая жизнь. Их перестраивали, заваливали, снова размуровывали в эпоху крестоносцев и, наконец, последний раз запечатали при Сулеймане Великолепном в 1541 г. - по сей день. Эволюция изображения Золотых ворот на картах Иерусалима помогает датировать средневековые карты и восстановить их генеалогию.
Изображения Золотых ворот на средневековых картах
Где находились стены Старого Города - это далеко не только археологический вопрос, но и важнейший богословский спор, и касается он в первую очередь расположения Голгофы. Лобное место не могло находится внутри города, и уже тем более хоронили всегда вне городских стен. Но находилось ли две тысячи лет назад то место, где сегодня возвышается комплекс Храма Гроба Господня, в черте Иерусалима или было вне его стен? Где точно проходили три городские стены, описываемые Иосифом Флавием? Карты, пусть даже созданные спустя тысячу лет после евангельских событий, могут использоваться в качестве дополнительных аргументов к той или иной версии.
Полевое занятие нашего потока в музее "Башня Давида" в Иерусалиме - одна только история обнаружения этого макета города уже заслуживает отдельного рассказа. Фото Николая Бусыгина.
Когда я впервые побывала в Масаде (это крепость в Иудейской пустыне, на скалистом обрыве над Мертвым морем, которую римляне после взятия Иерусалима в 70 г.н.э. не могли захватить еще целых три года), то самым сильным впечатлением стали хорошо видные сверху квадратные следы размером с хорошую парковку: там стояли лагеря римского легиона, осаждавшего крепость.
Очень плохое фото вида с Масады пятилетней давности, но зато мое.
Спустя две тысячи лет на советскую карту Израиля, сделанную на основе снимков со спутников, будут также нанесены странные квадраты. Легенда на карте гласит: «загоны» - то есть, загоны для скота.
Фото с советской карты - дар М.Фрумина
Мог ли советский картограф предположить, что странные квадратики - это римские лагеря? А даже если бы и мог, то как бы отреагировало его начальство на подпись «Лагерь X-го легиона» на карте XX-го века?
Именно это история, рассказанная нашим преподавателем Митей Фрумином на последнем занятии, лучше всего иллюстрирует «медленное чтение» карт.
Не стоит думать, что заумные студенты шесть дней сидели в заперти, света белого не видя.Каждый день занятий начинался с утренних полевых семинаров, когда мы изучали Иерусалим в самых неожиданных срезах - даже с точки зрения геологии и ботаники!
Геологический полевой семинар с Ольгой Златкин. Фото Николая Бусыгина
По вечерам были концерты, кулинарные мастер-классы, лекции израильских ученых, квест по Иерусалиму и фантастическая ночь в музее Израиля в Иерусалиме в качестве прощального аккорда - для нас остались работать экскурсоводы и охранники, и в двеннадцатом часу ночи мы еще дегустировали местное пиво в кафе музея.
Закрытие Фестиваля проходило НОЧЬЮ в музее Израиля в Иерусалиме, который открыли специально для нас. Фото Николая Бусыгина.
Попасть на фестиваль может любой человек, вне зависимости от национальности и знания еврейской культуры, достаточно заполнить заявку и написать небольшое эссе. Только вот «выпасть» потом из эшколотовского мира очень сложно: он затягивает. Возможность общения с увлеченными людьми - страшный наркотик, и я на него окончательно подсела.
Благодаря практике медленного чтения я излечилась от сожаления, что не стала ученой дамой в академическом смысле - вокруг оказалось множество людей, у которых можно учиться и вместе с которыми можно наслаждаться открытиями.
С одними я пью в барах, с другими практикую иврит по скайпу, с кем-то гуляю по Израилю, кто-то приезжает в гости, а кто-то просто ставит лайки в фейсбуке, но этот круг есть, он растет с каждым годом, а странное слово "Эшколот" становится кодом, открывающим самые неожиданные двери.
Все материалы прошедших фестивалей, включая видео- и аудио- лекции можно найти на сайте
Эшколота, и в ближайшее время появятся свежие записи, а пока рекомендую посмотеть увлекательную лекцию про
африканский Иерусалим Мои заметки о других фестивалях:
Фестиваль «Поле зрения» "Образы женщин в Библии"
http://braude.livejournal.com/96967.html Фестиваль «Междуречье»
http://braude.livejournal.com/2014/12/15/ Фестиваль «Град грядущий»
http://braude.livejournal.com/99160.html Фестиваль «От папируса до самиздата»
http://braude.livejournal.com/2013/03/12/ К сожалению, ничего не писала о самом первом для меня фестивале «Параллели», где в моем потоке сравнивали Бабеля и Борхеса и об Одесском фестивале, где зачитывались Жаботинским…