(no subject)

Aug 19, 2009 17:03


Рубрика "Арктика, 30-ые годы. Из дедовского фотоальбома". Информационные Поправки к фотографиям, часть 1

Жизнь полна сюрпризов, никогда не знаешь чем обернутся выложенные в жж дедовские фотографии. Сегодня получил письмо от ubah_kykyiiikuh, которому огромное спасибо за пояснения и поправки к моим комментариям сопровождающим старые снимки. Обнаружилась целая куча интереснейших вещей, всплыли имена людей попавших в кадр много лет назад, а так же их истории. Вот тут например
на фото справа - повар-китаец Лю Чинхай, он же "китаец Вася"


Далее почти дословно цитирую ubah_kykyiiikuh.


Оказывается "здесь на фото с бипланом вовсе не Диксон, а Мыс Шмидта. Биплан этот, Н-190 УПА ГУСМП, был переоборудован Водопьяновым для полетов в Арктике и участвовал в спасении челюскинцев. Самолёт садится на этих фотографиях после полета знаменитого полярного лётчика Фабио Бруновича Фариха с механиком Флегонтом Ивановичем Бассейном на остров Врангеля в 1934 году сразу после эвакуации челюскинцев. Этот самолет Н-190 (это только один из ему присваиваемых в разное время номеров) есть у Водопьянова в его книге "Полярный Лётчик". Начиная с издания 1969 года ему посвящена целая глава - "Судьба самолета", настолько она была затейливая. От перевозок матриц "Правды" - до спасения челюскинцев и войны в Испании, где он уже под названием "Дьяболито Рохо" - "Красный чертенок" был авиаразведчиком и погиб во время ремонта под бомбёжкой." На одном из дедовских снимков был индентифицирован и сам Фарих, вот он:


Эта фотография Фариха в более полном варианте есть в архиве Флегота Ивановича, вместе с бортмехаником и самолетом, и очень может быть, что это снимок моего деда присланный им Флегонту Бассейн на память. Хотя, может он был напечатан сразу на мысе Шмидта, кто знает.



Так же, на одном из фото где как я считал изображён экипаж бомбардировщика прилетевшего на зимовку, в кадр попал Илья Павлович Мазурук, легенда Арктики и начальник Алсиба. (справа в кожанке)


На этом фото он же, спиной:


А сам бомбардировщик ТБ-3 (Ант-6). Снимки сделаны в Марте 1939-го года, во время облета полярных станций и ледовой разведки.
Машина - Н-169, обновленный. На нем Мазурук и папанинцев высаживал в 37-м, а позднее этот борт отличился и в 1941 во время высокоширотной экспедиции к Полюсу Недоступности, правда с другим КВС.




На вышеприведённых двух фото, как оказадлось, Юнкерс Н-4, машина, на которой лётчик Куканов (он по идее должен быть на групповых фотографиях) в конце 33 года (когда "Челюскин" уже дрейфовал) вывез один (в смысле - одним самолетом с одним экипажем) 93 пассажира на мыс Шмидта (Северный) с зимовавших судов. Челюскинцев, кстати, было почти столько же - 104. Если бы те пароходы потонули также, как невезучему "Челюскину" - Куканов и стал бы первым Героем Советского Союза. К сожалению, принять участие в челюскинской эпопее вместительный Н-4 не смог по причине износа мотора, поэтому и пришлось летать на разных самолетах множеству отчаянных пилотов.

Подробнее о полёте на остров Врангеля можно почитать здесь.
Сама зимовка, обустройство станции и упоминание моего деда как "механика рации С. И. Семенова" оказывается есть в книге: М. В. Вяхирева "В краю пурги и льдов", Л., Гидрометсоиздат, 1985. Книгу можно почитать тут.
Так же дед мой неоднократно упоминается в дневниках своего соратника по зимовке Владимира Ивановича Серпухова "Одна из страничек освоения Северо-Востока".

Фотографии из двух сохранившихся дедовских альбомов можно посмотреть нажав на название рубрики в начале поста.
Previous post Next post
Up