Начало здесь:
http://budurada.livejournal.com/126656.html И здесь:
http://budurada.livejournal.com/126828.html «Музыкальных способностей нет»
Выдающийся преподаватель музыки Игнатий Гляссер, у которого учился Дмитрий Шостакович, скептически относился к попыткам своего ученика сочинять музыку.
Но музыкант, на «экспертизу» к которому мать Шостаковича привела сына, был куда более категоричен.
Дмитрий Шостакович вспоминал оценку Александра Зилоти: «Карьеры себе мальчик не сделает. Музыкальных способностей нет». Плакал я тогда всю ночь».
Не удивительно, что мнение Зилоти произвело на Шостаковича сильное впечатление: игра этого выдающегося пианиста заслуживала самых высоких оценок зрителей и критиков, кроме того, он считался выдающимся педагогом, учил самого Рахманинова.
Но вот в Шостаковиче Зилоти ошибся.
Я не буду перечислять написанные этим великим композитором симфонии и оперы, не стану говорить о его наградах.
Лучше процитирую рассказ журналиста Елены Прокофьевой об одном только музыкальном произведении Дмитрия Шостаковича - седьмой симфонии, которую музыкант начал сочинять с первых дней Великой Отечественной войны, урывая время между работой в консерватории и обязанностями пожарного, во время немецких воздушных налетов сбрасывавшего «зажигалки» с крыш:
«Премьера ее состоялась в Куйбышеве 5 марта 1942 года. 29 марта 7-ю симфонию играли в Москве, в Колонном зале Дома союзов. С первых тактов стало ясно, что это великое произведение, сравнимое только с «Реквиемом» Моцарта и «Аллегро с огнем» Бетховена. Дирижер Сергей Кусевицкий, эмигрировавший в США, сказал в интервью: «Чем ночь темней, тем ярче звезды. В эпоху мировой трагедии и разрушений создаются ценности незыблемые, высшего и вечного порядка. В той стране, где вторгшийся варвар несет разрушения, на дымящемся пепелище мирной жизни родилось одно из величайших произведений мирового искусства…».
А 9 августа - именно в этот день Гитлер планировал захватить Ленинград - состоялась самая важная премьера 7-й симфонии: ее сыграли в блокадном городе. Чудом уцелевшие музыканты Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, полуживые от голода, играли симфонию борьбы. Дирижировал Карл Элиасберг, исхудавший, похожий на скелет. В списке оркестрантов были отмечены музыканты, которые не дожили до премьеры, - 27 фамилий. Это было уникальное исполнение. Восемьдесят минут абсолютного торжества духовности над варварством и насилием.
После того как 7-я симфония прозвучала в Америке и Англии, английский журнал Time вышел с портретом Шостаковича на обложке: композитор был изображен в каске пожарного, на фоне пылающего Ленинграда».
Наверное, закономерно, что в 1958 году Анна Ахматова написала на титульном листе своей книги, подаренной композитору, посвящение: «Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле».
Катастрофическое начало великого пути
Порой первые шаги в профессии бывают настолько явно и непоправимо неудачными, что никакой внешней критики для того, чтобы навсегда разувериться в себе, не требуется.
Так один молодой советский летчик в своем первом бою 22 июня 1941 года сбил… советский же бомбардировщик Су-2. Пилот сбитого самолета выжил, а вот штурман погиб.
Казалось бы, после такого начала продолжать не стоило…
Этим неудачником был трижды герой советского союза, летчик-ас Александр Покрышкин, который первым в истории Великой Отечественной войны лично сбил 50 самолетов противника (а к концу войны эта цифра достигла 56). Только 7 наших летчиков во время войны смогли сбить такое количество вражеских самолетов. Именно Покрышкина в 1944 году президент США Рузвельт назвал лучшим асом Второй Мировой войны.
Покрышкин не только был исключительно смелым бойцом (несколько раз он бывал на волосок от смерти): так же он стал талантливым военным, разработавшим новую тактику воздушного боя (о нем говорили как о гении воздушной войны), которую не раз блистательно реализовывал на практике.
Продолжение следует...
http://budurada.livejournal.com/127329.html