Леонид Волков предложил
конкретные шаги на пути регулирования градостроительной деятельности.
В их числе публикация всех разрешений на строительство.
Публикация - это хорошо, это шаг в сторону прозрачности и подконтрольности власти, шаг в сторону нашей информированности.
Вопрос только в том, является ли публикация разрешений эффективной мерой. Не уверен, что является. Все-таки, на мой взгляд, разрешения на строительство это, УЖЕ некий конечный пункт, это уже когда все - «приплыли». Ну, или почти «приплыли».
Для того, чтобы получить разрешение на строительство, застройщик направляет в муниципалитет ряд документов, среди которых материалы проектной документации, градостроительный план, правоустанавливающие документы на земельный участок и т.п.
Проектная документация разрабатывается только после установления градостроительного плана, который в свою очередь устанавливается по итогам проектов межевания и планировки территории - действий, необходимых для выделения земельного участка, как участка, на котором возможно строительство в соответствии с определенным градостроительным регламентом и шире - в соответствии с Правилами землепользования и застройки.
Да и сам застройщик, обратите внимание на это понятие - з а с т р о й щ и к. Собственно, это лицо, которое уже владеет земельным участком до получения разрешения на строительство, на правах аренды или собственности. Ему уже предоставлена земля, например, по результатам конкурса. А предоставлена она потому, что опять-таки градостроительное зонирование, планировка и межевание территории позволяют её хозяйственное освоение.
Если мы хотим упредить незаконное или противоречащее здравому смыслу разрешение на строительство, то нужно начинать контроль несколько ранее.
Правила землепользования застройки и генеральный план - базовые документы для градостроительной деятельности. С них-то все и начинается. Хотя не факт, что очередной фаллос в городе появляется благодаря этим документам. Возможно, что вопреки им.
Нужно внимательно изучать составные части ПЗиЗ - Карты градостроительного зонирования, Карты зон с особыми условиями использования территорий, в том числе и Карту зон действия ограничений по условиям охраны объектов культурного наследия.
Последняя, например, сильно не совпадает содержательно со «Схемой временных зон охраны центральной части города Свердловская» - действующим легитимным документом.
В случае неадекватности генплана, ПЗиЗ действующему законодательству, реальному положению дел и здравому смыслу необходимо вносить изменения в эти документы и уже в зародыше упреждать незаконные землеотводы и разрешения.
Для того, чтобы контролировать выполнение самих ПЗиЗ (когда они адекватны), необходимо использовать уже гарантированные законом инструменты - например, институт публичных слушаний. Но не только. Органы местного самоуправления обязаны вести т.н. информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, в которых аккумулируется вся информация по застроенным незастроенным земельным участкам. В принципе любой гражданин имеет право затребовать необходимую документацию. Кстати, никто потом не запретит её публиковать.
UPD.: ну а публикация решений об отведении участков - мера более полезная