Примечание. Этот пост частично надиктован.
Когда после осеннего "переворота" (отмены выборов мэра и смены схемы управления городом) многие люди стали по разным поводам писать, сначала в шутку, а потом и всерьез, что, мол, «при Чернецком такого не было», я только посмеивался. В самом деле, вряд ли можно как-то валить на сити-менеджера то, что зимой опять "неожиданно" выпал снег и "неожиданно" опять начали лопаться трубы. Будь сити-менеджер хоть исчадьем ада, едва ли его деятельность в течение нескольких недель или месяцев могла бы привести к каким-то изменениям, которые существенно сказались бы на том, что происходит в городе.
Но сейчас уже я над этим не смеюсь. Мне кажется очевидным, что за последние несколько месяцев произошел надлом в психологии городских властей, в их отношении к городу. Раньше это было отношение "хозяев": "нам тут жить, это наш город". Это отношение было очень своеобразным; например, оно было завязано на идею "мы сами знаем, что лучше для нашего города, и ни с кем не собираемся советоваться", и на идею "мы должны получать дивиденды со всего, что делаем", и все же это было лучше, чем то, что есть сейчас. Потому что сейчас произошло переключение на психологию временщиков.
Раньше городские власти относились к городу как собственники к своему активу (надо выжимать максимум прибыли, но надо и вкладываться в развитие) - и это было порочной практикой. Но сейчас я наблюдаю переключение на стократно худшее отношение, на отношение оккупационных властей к оккупированной территории.
Причем, вот-вот сюда придет фронт, и надо перед отступлением успеть набить баулы.
Думаю, "пакетное соглашение" между городской и областной командой, заключенное в ходе осенней смены власти, предусматривало нахождение команды Чернецкого до окончания выборной кампании 2011-2012 года, потому что с Мишарина будут спрашивать за результат, а собственных приводных механизмов для контроля над ситуацией в городе нет. Исходя из этого, "городские" и перестроились. Ну а команда Мишарина других установок и не имела с самого начала, это с самого начала - пришлые люди. Временщики. Оккупанты. Теперь все эти орды оккупантов действуют заодно, и, честно говоря, для меня всякая граница между "городскими" и "областными" уже в значительной степени размыта, они стали на одно лицо.
Что имеем в результате такой перестройки мышления местных властей за полгода после отмены выборов? Считаю, что ситуация во многих сферах городского хозяйства за эти полгода ухудшилась зримо и заметно. На сегодняшний день мы находимся на пути к «светлому» будущему, которое уже настало во многих городах, где властвует сити-менеджер. Где ситуация на грани коммунальной катастрофы, и где происходит полное разграбление остатков городского хозяйства.
Так, по имеющейся у меня, неподтвержденной пока информации, которую еще придется доказывать, планируется банкротство и приватизация муниципального предприятия «Водоканал» - самого лакомого, наряду с "Метростроем", из муниципальных активов. В город силой заводят вместо некогда муниципального ЕРЦ - вновь созданный "областной" ЕРЦ. Как бы то же самое, только тарифы в полтора раза где-то выше, а они и у действующего ООО "ЕРЦ" достаточно грабительские. Также, по моей информации, в течение 2011 года планируется банкротство МОАП (автобусы) и ЕТТУ (трамвайно-троллейбусное управление). Я, допустим, в теории не вижу ничего плохого в приватизации автобусного транспорта, и не очень понимаю, зачем городу так уж необходимы муниципальные автобусы, но, прекрасно зная людей, которые стоят за идеей банкротства МОАП (фамилия Курлыков всем читателям этого блога знакома), понимаю, что в данном случае приватизация будет проводиться не в интересах горожан, для повышения качества транспортного обслуживания путем развития конкуренции, а с целью разворовывания активов и набивания карманов вполне конкретных людей. И так далее. Кстати, обращаюсь к читающим меня сотрудникам городской администрации и муниципальных предприятий, которые уже неоднократно доказывали, что они в первую очередь Екатеринбуржцы, а уж потом чиновники: если кто-то как-то может помочь с документальной, доказательной базой по одному из намеченных в этом абзаце сюжетов, или по другим схожим ситуациям - пожалуйста, свяжитесь со мной. Очень нужны документальные подтверждения, очень нужна помощь патриотов города.
Дальше хочу поговорить не обо всем сразу, а об одной конкретной, важнейшей сфере городского хозяйства, в которой новая политика городских и областных властей проявляется особенно ярко - о градостроительстве и землепользовании. Я в течении осени уже опубликовал несколько постов по этой теме, говоря о том, что есть ощущение, будто кто-то с цепи сорвался: застройщики стали работать беспрецедентно нагло, будто получив команду "Успевайте! Любой ценой!". С тех пор это ощущение лишь нарастает.
Это просто сводки с полей военных действий.
Четыре адреса, о которых я уже писал: - незаконное строительство кафе в парке Энгельса;
- строительство крытого рынка под окнами жилого дома на Амундсена;
- проходящая с нарушениями вырубка лесопарковой зоны на Репина-Зоологической;
- варварский проект уничтожения Пассажа и прилегающего к нему сквера.
С тех пор буквально каждый день приносил что-то новое:
-
больница Миславского, угол Челюскинцев-Северный, началась незаконная вырубка деревьев в охранной зоне памятника, под прикрытием праздников (обычная практика в последнее время).
Здесь планируется возведение в непосредственной близости от действующего операционного корпуса старинной глазной больницы семиэтажного "административного здания медицинского назначения". Пусть вас не вводит в заблуждение это "медицинское назначение", строится очередной банальный офисник. Но только строить парковочные места - это очень невыгодно для застройщика (выгодно строить квадратные метры!), а по нормативам на "медицинское учреждение" парковочных мест надо куда меньше, чем на офисное здание. Ну и плюс лейбл «медицинское учреждение» на проекте позволяет вводить в заблуждение общественность, снижая градус недовольства.
-
сад Вайнера (за Филармонией; мой округ, кстати),
в обсуждение вброшен проект строительства гостиницы, который уничтожит один из примыкающих к саду памятников архитектуры, и, скорее всего, приведет к гибели самого парка; сейчас он безусловно запущен, и его надо приводить в порядок, но строить там точно ничего нельзя, еще и потому, что район Вознесенской горки - это, наверное, самая проблематичная по парковкам часть Екатеринбурга;
- в Уктусском лесопарке отдано под застройку 4 гектара леса (распоряжение подписано еще Чернецким, незадолго до ухода), сканы я ранее выкладывал;
-
в зоне отдыха Детской клинической больницы №9 (Железнодорожный район), 7.5 гектар лесопарковой зоны планируется передать под строительство двух трехсекционных девятиэтажных домов (755 квартир).
Упомяну две самые "горячие точки" на карте моего, 10-го избирательного округа:
-
план по незаконному строительству двух домов-вставок на Уральской 60, 64, с которым мы уже два года воюем.
У застройщика давным давно истекло разрешение на строительство, полученное в свое время на основании подложных данных "опроса общественного мнения". Однако, администрация продляет задним числом действие этого разрешения, не имея на это никаких законных оснований. (Я понимаю, что могут быть объективные причины для продления срока действия разрешения. Ну, например, уже начали строительство в установленные сроки, начали копать котлован, и вдруг там что-то нашли интересное с археологической точки зрения. Это, конечно, причина приостановить раскопки и продлить срок ранее выданного разрешения на время проведения изысканий. Однако почему надо продлевать сроки при отсутствии основний - непонятно! Получается, решение отдается на откуп чиновнику: это ли не коррупциогенный фактор?).
- Советская 3, строительство кафе, та же самая история: по этому адресу уже трижды продлевались ранее выданные сроки на строительство.
Вот как это выглядит:
Интересно, сколько стоит каждая такая размашистая подпись? Подчеркну: первоначальное разрешение выдается на основании четкого, определенного законом перечня документов (другой вопрос, с нарушением или без собираются эти документы, но они собираются). А вот такая вот подпись о продлении - безо всякого основания, абсолютно непрозрачно. На усмотрение владельца правильной авторучки.
На десерт - два свежих решения областных властей, которые еще не были предметом широкого обсуждения:
- постановление правительства Свердловской области №143-ПП от 24.02.2011 года «Об одобрении концепции развития территорий лесопарка Юго-Западного лесного парка г. Екатеринбурга».
Под «развитием» подразумевается, в частности, разделение парка на шесть функциональных зон, в пяти из которых будет разрешена "организация общественного питания, мелкой торговли и парковка автотранспорта". Согласно концепции, к 2016 году на территории ЮЗ-лесопарка будут возведены объекты капитального строительства на общую сумму в 12 млрд. рублей (очевидно, что это означает более или менее застройку значительной части парка к чертовой матери);
- лицензия СВЕ 07249 ТЭ сроком действия до 01.03.2035 выдана министерством природных ресурсов Свердловской области ОАО "Трест Уралтрансспецстрой", на участок "гора Толстик - стройкамень".
Речь идет о нескольких сотнях гектар леса и собственно о горе Сагринский Толстик (она упоминается, в том числе,
в знаменитом путеводителе Масленниковой и Рубель "По окрестностям Свердловска"): теперь Уралтрансспецстрой (почему "транс" в названии меня не удивляет?) получает право срыть эту гору полностью, на строительный камень. Каменные карьеры, конечно, нужны, но этот совершенно незаконен - он находится непосредственно
на территории национального природного парка "Истоки Исети"!
И так далее. Я перечислил выше 12 (двенадцать!) крупных случае безответственной политики городских и областных властей по отношению к застройке и лесопарковым зонам; этот список легко можно увеличить по крайней мере втрое.
Причем, понимаете ведь в чем дело: не все эти случаи так уж однозначны! У меня нет позиции: "Не пущать! Не трогать!". Безусловно, надо что-то делать с садом Вайнера. Ничего страшного не было бы в строительстве ритейл-парка на Репина-Зоологической, если бы оно проходило без нарушений закона. Надо строить жилые дома и развивать город, и район ДКБ №9 в принципе для этого подходит, но почему стройка залезает на участок самой больницы? Можно и нужно всем городом придумывать и обсуждать варианты современного использования здания Пассажа или глазной больницы.
Молодые архитекторы, активисты, просто неравнодушные горожане - готовы к такому диалогу! Но власть - не готова.
Все эти действия, выдача подобных разрешений ведутся кулуарно. Эти действия пропитаны ненавистью к городу, к живущим в нем людям, пронизаны психологией временщиков, людей, который понимают, что им осталось быть у власти недолго. Ни о каком развитии города, ни о каком благополучии жителей не может быть и речи.
Совершенно понятно, что в подобной ситуации надеяться нам не на кого вообще. Кроме нас самих нас никто наш город не защитит.
Поэтому я обязательно приду завтра, 12 марта, в 12 часов на площадь 1905 года на митинг в защиту Екатеринбурга и против безответственной градостроительной политики властей. Преодолею антипатию к некоторым из организаторов этого митинга, и обязательно приду вместе со своей семьей, просто как рядовой участник. Митинг готовится скомкано, информации о нем в СМИ мало, вряд ли он получится слишком массовым и успешным, и все-таки я призываю на него прийти, потому что тема - не просто назрела, а перезрела. Если этот митинг получится не очень удачным, учтем ошибки, подготовимся получше и проведем еще один. Будем защищать Екатеринбург.
Теперь о конструктивной повестке.
Организаторы митинга заявляют основной идеей -
создание наблюдательного общественного совета. Я в этой идее вижу определенные плюсы, но и минусы тоже. Очевидная ценность идеи создания Общественного совета: «Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Мы видим, что, когда один общественный деятель начинает защищать тот или иной объект, то против него легко находится оружие. Можно состряпать дело о вымогательстве, посадить человека, а потом рассказывать о том, что никакой общественной деятельностью он не занимается, а хочет только денег срубить. Можно все это выставлять как частную коммерческую разборку, или как следствие какой-то личной неприязни. И так далее. В этом смысле Общественный совет, как интститут гражданского общества, безусловно, поможет защитить интересы горожан, и вести борьбу с оборзевшей администрацией и застройщиками с гораздо более сильных позиций. Понятно, что никто не заподозрит, например, Владимира Шахрина в том, что он вымогает деньги у застройщика. Ну и в целом, Общественный совет - это не один человек, а организация.
Это плюсы. Но есть и вопросы. Кем будет формироваться Совет?
Коллега Петлин предлагает: Думой. Ну так и получим очередной декоративный орган, типа общественной палаты... Что он сможет делать? Какие у него будут конкретные цели? Надо обсуждать.
Поэтому я в большей степени склонен согласиться со специалистами:
градостроителем Мариной Сахаровой,
архитектором Полиной Ивановой,
инспектором по охране памятников Олегом Букиным. А они все говорят (на два публичных текста я дал ссылки, а Марина написала мне по электронной почте, но ее мысли - удивительно в унисон с мыслями Полины и Олега), что наблюдательный совет - это нечто очень аморфное, а между тем можно предложить (в том числе, и на митинге, и после митинга) целый ряд совершенно конкретных шагов, которые позволят быстро улучшить ситуацию в сфере защиты города от точечных застроек и уничтожения объектов культурного наследия.
Процитирую два пункта Олега Букина, с которыми я полностью согласен:
1. Отставка Олега Губкина, заместителя министра культуры Свердловской области, отвечающего за государственную охрану объектов культурного значения, как человека, который наштамповал целую пачку заведомо незаконных разрешений на уничтожение памятников культуры под видом "реставрации" или "присособления".
2. Возврат Екатеринбурга в список исторических поселений, из которого он недавно выпал при новом формировании этого списка в Минкультуры РФ.
Но Олег Букин говорит в первую очередь об охране памятников.
Я же хочу дать конкретные предложения в целом по градостроительной политике.
Первое и самое главное: необходимо требовать обязательной публикации всех решений о выделении участков и выдаче разрешений на строительство (кроме индивидуального жилищного строительства) на сайте администрации Екатеринбурга. Эти решения принимаются постановлением главы администрации Екатеринбурга, и на сегодняшний день они не публикуются нигде (!). Полагаю, что это абсолютно реальная цель и вполне законное требование, ясное и просто формулируемое. И это уже будет очень важный инструмент мониторинга и прозрачности. Ведь сейчас мы узнаем о начинающейся незаконной стройке лишь тогда, когда уже экскаватор приезжает - и бороться с этой стройкой гораздо труднее. И еще: когда уже приехал бульдозер на стройку, это значит, что застройщик уже вложил немалые миллионы в проектирование, в подготовительные работы, и отступиться ему гораздо труднее; поэтому он не идет на компромиссы, и идет на крайние меры. Если же общественность будет узнавать о разрешениях на строительство сразу после их принятия, сможет обсуждать и оспаривать их в той же прокуратуре задолго до начала стройки - это будет совсем другая ситуация. Будет время на реакцию. Будет время на обсуждение, на изменение параметров проекта, на нахождения компромисса с застройщиком. Короче, изменятся правила игры, и при этих правилах выдача заведомо незаконных разрешений на строительство просто станет бессмысленной!
Итак, требование номер один: все разрешения на строительство, которые выдаются застройщикам - юридическим лицам, должны публиковаться.
Второе требование, более сложное с точки зрения практической реализации: пересмотр всех ранее выданных на сегодняшнюю дату решений с оценкой обоснованности выдачи разрешений, и обоснованностью продления сроков их действия. Этот вопрос я буду ставить перед комиссией по городскому хозяйству и землепользованию. Суть: просто затребовать в Главархитектуре весь реестр разрешений, и все их разобрать на заседании нашей комиссии, с привлечением думских юристов и общественных экспертов. Ситуация, когда разрешения выдаются и продляются без наличия веских оснований - это коррупционноемкая ситуация, тут к гадалке не ходи. Когда строительство зависит от подписи чиновника, эта подпись становится золотой.
И, наконец, третье требование: наделение депутатов Гордумы правом, на будущее, на основании обращений избирателей (допустим, после сбора определенного количества подписей) или при наличии иных веских оснований (допустим, заключения независимых экспертов в сфере охраны памятников), выносить на утверждение Думой принятые администрацией решения о выдаче разрешений на строительство, и право отменять эти разрешения решением Думы. (Тут надо смотреть, насколько это можно вписать в прокрустово ложе 131-ФЗ). Точечная застройка - это такая тема, когда партийная принадлежность депутата-одномандатника большой роли не играет; думаю, можно рассчитывать на то, что многие депутаты воспользуются своим правом для защиты интересов жителей своих округов.
Вот три конкретных шага, которые я предлагаю сформулировать в качестве требований завтрашнего митинга, и которые, на мой взгляд, абсолютно реальны и безотносительно этого митинга, и помогут переломить ситуацию с незаконной застройкой и уничтожением облика нашего любимого города.
Приглашаю к обсуждению по этим предложениям; критикуйте, уточняйте. Также пишите в комментарии свои ситуации по незаконному строительству, раз уж я тут начал составлять некий реестрик, так пусть он накапливается в одном месте. Ссылка на этот пост также приветствуется; мне кажется, что тема борьбы против действий оккупационных властей по уничтожению нашего города вполне может стать лейтмотивом для гражданских кампаний 2011 года. Очень уж наболело.