Гора Тавор - Часть вторая, новозаветная.

Jul 13, 2011 17:40




По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. (Мф 9)

Ни Матфей, ни описывающие этот эпизод почти теми же словами Марк и Лука, не указывают, на какой именно горе произошло это преображение. Но уже Ориген (середина третьего века) не сомневается в том, что гора эта - "фотоотчитанный" в прошлом посте Тавор. Полтора века спустя на горе, очевидно, существовала церковь - во всяком случае, это следует из письма Иеронима Марселле (392-3). Существует традиция, согласно которой к возведению этой первой церкви была причастна Елена. Любопытно, что в визнатийский период где-то рядом существовал город Еленополис.

В 518 году в Иерусалиме гостил некто Престутус, епископ горы Тавор; в 570 пилигрим из Пьяченцы обнаруживает на Таворе "три базилики, где Петр сказал Господу: сотворим здесь три скинии", а епископ Аркульф в конце седьмого века - три церкви и монастырь, окружённые каменной стеной. В начале девятого века Commemoratorium de Casis Dei упоминает четыре церкви, но всего восемнадцать монахов; а Епифаний Монах и того меньше, двенадцать. Византийский император Иоанн Цимисхий посетил Тавор в ходе своей палестинской кампании 975-го года.

С приходом крестоносцев бывший православный монастырь переходит к бенедиктинцам; принц галилейский Танкред выделяет монастырю внушительный список деревень. Некоторое время на Таворе обитает латинский епископ, а затем даже архиепископ Галилеи; но в 1128-му центр епархии переносят в Назарет. В какой-то момент вместо старой византийской церкви строят новую базилику.

Приблизительно на четыре милиария к востоку от Назарета находится гора фаворская, войдя на которую Господь преобразился в глазах Петра, Иоанна и Иакова; она покрыта густою травою и цветами и настолько возвышается на совершенно гладкой и зеленой равнине Галилейской, что значительно превосходит высотою все соседние горы. Три монастыря, построенные на ее вершине в древние времена, стоят до сих пор: один во имя Господа Нашего Иисуса Христа, другой во имя Моисея, третий же несколько поодаль во имя Илии, согласно со словами Петра
(Зевульф, Путешествие в Святую Землю, 1101-3)

Фаворская же гора и Назарет от Тивериадского моря на запад; восемь верст больших ходу до Фаворской горы: на одну только гору подняться, на другую небольшую гору забраться, а остальное все по полям идти - до самой до Фаворской горы. Фаворская же гора чудесно и удивительно и невыразимо словами прекрасно получилась: Богом поставлена она красиво, и высока очень, и велика, и стоит среди поля того красивого, как стог круглый; получилась гора та красивой. И стоит в стороне от всех гор. И течет река около горы той по полю внизу. И выросли по всей горе Фаворской деревья всякие: смоковницы, рожки и маслины - очень много. Фаворская гора выше всего, что вокруг нее, одна стоит, в стороне от всех гор, и стоит среди поля очень красиво, как искусно сделанный стог - круглый, очень высокий и большой в окружности. Высота ее такова, что можно с нее четыре раза выстрелить; а если вверх на нее, то даже за восемь раз невозможно до ее верха дострелить. Вся эта гора каменная, залезать на нее трудно и весьма неудобно по камням, петлями приходится на нее лезть. Путь весьма тяжел, так что я с трудом на нее взобрался: с третьего до девятого часа, быстро идя, мы едва взошли на самый верх горы той святой. А на самом верху той горы, к северо-востоку, есть место высокое, как маленькая каменная островерхая горка: на том месте и преобразился Христос Бог наш. И там церковь хорошая построена, на том месте, во имя Преображения, а другая церковь, во имя святых пророков Моисея и Илии, выстроена поодаль от того места, на север от Преображения.

Место же то святого Преображения крепко ограждено вокруг каменной оградой, а ворота железные у той ограды. Раньше здесь была епископия, ныне же латинский монастырь. А перед оградой той польце красивое получилось на верху той горы. Чудесно и удивительно устроено Богом, что на такой высоте имеется здесь вода; ибо много воды на той горе на самом ее верху. Потому по той горе есть и нивы, и виноградники хорошие, и деревьев плодовых много. И видно с нее очень далеко...

Хорошо приняли нас там, в монастыре том у святого Преображения, и мы там обедали. А поспав хорошо и встав, пошли в церковь святого Преображения, и поклонились на месте святом, где преобразился Христос Бог наш, и поцеловали место то святое с любовью и радостью великою, и, взяв благословение от игумена и от всей братии, вышли из монастыря того святого и обошли все святые места по всей горе той святой...

А затем сошли мы с горы Фаворской вниз на поля и шли по полю две версты к Назарету, на запад. И от Фаворской горы до Назарета пятнадцать верст больших: по полю две версты, а три в горах; путь весьма тяжел и узок, очень трудно проходим, ибо много поганых сарацин сидит в горах тех, а по полю тому сел много сарацинских, и они убивают, выходя из сел тех, на той страшной горе. И боязно мне было идти с малым числом спутников тем путем. Вот с большим отрядом можно было бы пройти путем тем без страха, у нас же не оказалось отряда, и мы сами, одни - а всего-то нас восемь, и те слабые и без оружия - на Бога надеясь, прошли. Божиею благодатию хранимые и молитвами святой Владычицы нашей Богородицы соблюдаемые, без пакости поздорову дошли до святого города Назарета, где было святое благовещение святой госпоже Богородице от ангела Гавриила. Тут же и Христос вскормлен был.
(Хождение игумена Даниила, 1106-8)

Гора Фавор, земное небо, отрада души и услаждение глаз православных людей. Ибо этой горе присуща преосеняющая ее некая божественная благодать, от того она и возбуждает духовную радость. Это круглый и умеренно возвышенный холм. На вершине его находятся два монастыря в которых христиане отшельники умилостивляют Божество разноязычными песнопениями, и на той его части, на которой совершилось спасительное Преображение Христово, находится сонм латинских монахов, а на правой стороне наши назореи освящаемые освящают освященное оное место. Ибо спасительное Преображение Христово совершилось на вершине того холма, на котором находится и латинский монастырь, в алтаре же его храма находится и самое место, на котором преобразился Господь посреди Илии, Моисея и трех своих избранных учеников Петра, Иоанна и Иакова. Место это ограждено медными решетками. А на том пункте, на котором стояли ноги Господни, виден чрезвычайно белый мраморный кружок, посредине которого изображение креста. Неизреченное благовоние, из него изливающееся, услаждает обоняние приходящих.
(Иоанн Фока, 1185)

Не всегда, впрочем, дела шли хорошо. В 1113, во время вторжения атабека Дамаска Тогтекина в Иерусалимское королевство, мусульмане разрушают монастырь на горе Тавор и убивают всех монахов. К 1115-му бенедиктинцы возвращаются. В 1183-м, пишет Вильгельм Тирский, разрушению подвергается греческий монастырь св. Ильи; а вот латинские монахи вместе с частью жителей окрестных деревень отступают за защищающую монастырь стену с башнями и отбивают атаку. Наконец, в 1187, в результате предшествовавшего битве при Хаттине рейда, христиане покидают Тавор и перебираются в Акко. Похоже, однако, что латинская церковь преображения не была разрушена. Во всяком случае, в 1225 Якут обнаруживает на вершине большую и хорошо построенную церковь, в которой ежегодно собираются паломники; да и археологи не видят следов значительных разрушений. Христианское присутствие на вершине возобновилось примерно в 1230, но в апреле 1264 его прекратил Бейбарс. Пилигримы, впрочем, продолжали иногда посещать Тавор, а также 6 августа отмечать на вершине день преображения.

Разрешения вернуться на гору Тавор пришлось ждать до семнадцатого века. Друзский эмир Фахр ад-Дин, правивший тогда значительной частью Ливана и Галилеи, "дружил" с герцогом Тосканским. И в 1631, по просьбе тосканского консула Франческо да Верраццано, эмир разрешил францисканцам поселиться на Таворе. Эмир был вскоре свергнут и казнён, но турки подтвердили выданное им разрешение. Францисканцы, посему, поднимались время от времени на гору; поскольку церковь была разрушена, они предположительно приспособили под свои нужды уцелевшие помещения айюбидской крепости. В 1736 среди руин была построена небольшая часовня. К более-менее серьёзной деятельности приступили только во второй половине девятнадцатого века. В 1858 францисканцы начали расчистку территории и обнажили остатки франкской церкви; между 1873 и 1888 построили часовню и гостиницу; в 1895-1900 Fr Marcello Neuvillac и Fr Barnabe Meisermann провели раскопки церкви. В планы возвести новую церковь вмешалась поначалу Первая Мировая; работы начались только в 1919 и продолжались до 1924. Автором проекта был Антонио Барлуцци (о нём подробно у yozhik_-а).

Так представлял себе преображение неизвестный византийский автор конца 13 века:




План средневекового латинского монастыря:



(from The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle)

Картинка из Picturesque Palestine, вторая половина 19 века:




Здесь Барлуцци построит церковь (фото из коллекции Мэтсона):




Вот эту:




























В нижней части фотографии видны остатки византийской или средневековой арки:
















Гостиница для паломников:




Памятник Павлу VI:




К ржавому механизму ближе подойти не разрешили:







Элемент византийской церкви, встроенный в южную стену базилики Барлуцци:




Стена справа приписывается крестоносцам, а на заднем плане - айюбидская башня (айюбидским укреплениям посвящён отдельный постинг).




Метрах в двадцати к западу от базилики находятся руины небольшой часовни. Предположительно, часовня была построена в двенадцатом веке.




Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились
28 Мф 16-17
Согласно древней традиции, гора преображения Христова - это Табор
Чему свидетельством и поставлена эта табличка
Отец Альбертус Гори, Орден Меньших Братьев, кустос Святой Земли, 30 октября 1944










Всякие древние камни:













Хм, что бы это мог быть за зверь ?




Базальтовый хозбыт:




Прочее:










По дороге к францисканскому монастырю есть ещё одна часовня, на карте в начале постинга названная "nemini dixeritis", т.е. "никому не говорите". Считается, что на этом самом месте Иисус предупредил наблюдавших преображение учеников о необходимости соблюдения секретности. Здание, пишет Прингл, византийское, восстановленное Барлуцци в 1921-2. Вероятно, это место имел в виду Иоанн Фока:

На расстоянии примерно броска камня от монастыря находится небольшая пещера, в которой Господь зашёл после ужасного преображения, и заповедал ученикам никому не говорить об увиденном, пока он не воскреснет из мертвых.













Рядом колодец:




Занимающий северо-восточную часть горы греческий монастырь, по Платонову, был освящён в 1862 году. Прингл, ссылаясь на надписи, называет годом строительства греческой церкви 1845. Восточная часть церкви включает остатки средневековой церкви.

На вопрос "нельзя ли зайти" греки поинтересовались, православный ли я; и услышав моё чистосердечное признание, ответили, что в таком случае нельзя.







Кажется, раньше мне такие "трёхмерные" кресты не попадались, или я просто внимание не обращал ? Этот, вдобавок, служит кронштейном для какой-то антенны.




Снимок со стороны францисканского монастыря:




Фотографии: в picasa web albums

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: L-Z By Denys Pringle
Israel handbook: with the Palestinian Authority areas By Dave Winter
Павел Платонов - Святая гора Фавор - место славного Преображения Господня.
Catholic Encyclopedia
Biblewalks.com
Arxitecture.org.uk
Серж Вольфсон - Орден францисканцев на Святой Земле. Архитектурные творения выдающегося Мастера Антонио Баруцци.
Отчёт ЖЖ юзера ir-maverick
Отчёт ЖЖ юзера vladfe
Отчёт ЖЖ юзера losew
Православный греческий женский монастырь Преображения Господня на горе Фавор (C) carmelist

церкви и монастыри, фотоотчёты

Previous post Next post
Up