...в период 1948-1952 гг. на вооружении {АОИ} состояли следующие типы танков...
10 "
Гочкис Н39" (велись переговоры о покупке 15 таких танков во Франции; только 10 были куплены в марте 1948 г., доставлены в Израиль 15.06.48)... их сняли с вооружения в 1952 г., хотя реально почти все танки "Гочкис" были разоружены и переведены на хранение ещё в декабре 1948 г. На 01.03.49 из 9 танков этого типа, всё ещё имевшихся у Израиля, боеготовым являлся только один.
(
http://waronline.org/IDF/Articles/armament/army/afv/idf-afv-review/tanks/)
8-ая бронетанковая бригада была сформирована под командованием одного из основателей АОИ
Ицхака Саде. Бригада состояла из 82-ого танкового батальона, которым командовал бывший офицер польской армии
Феликс Биатус, и 89-ого механизированного батальона, специальной мобильной части на джипах под командованием тогда ещё неизвестного Моше Даяна... Из "
Шермана" и двух "
Кромвелей" составили так называемую "Английскую роту" 82-ого танкового батальона, а десять недавно прибывших лёгких танков "Hotchkiss" сформировали "Русскую роту" - названия указывали на наиболее употребительные языки этих многоязычных частей!
(
Залога - Бронетехника на Ближнем Востоке)
Прибывшие в страну танки Гочкис проверили в мастерской 8-й бригады, и результаты сильно разочаровали. Моторы оказались ржавыми, и многие из них не развивали достаточную степень сжатия. Недостаточное сжатие уменьшало шансы быстро использовать танки в бою. У танков Гочкис удельная мощность и так была маленькой, и проблема со сжатием была для них особенно серьёзной. Было необходимо начать основательные работы по восстановлению моторов, к которым в стране не было запчастей. Дополнительная проблема выявилась в системе охлаждения, которая не была приспособлена к местному климату (танки прибыли и были применены летом)... К началу
операции Дани в распоряжении 82-го батальона было только 5 танков Гочкис. В течение "боёв десяти дней" был получен ещё один танк с отремонтированным мотором.
В отличие от моторов, системы башни танков Гочкис были исправны. Но обнаружилась проблема с боеприпасами. Количество прибывших с танками боеприпасов вроде впечаляло по меркам тех дней. Корабль, доставивший танки, вёз также 1000 выстрелов для каждого. Но при проверке типов боеприпасов выяснилось, что все они осколочно-фугасные. Однако для танков Гочкис требовались бронебойные снаряды, поскольку они должны были действовать в том числе против вражеской бронетехники и других "твёрдых" целей. За несколько дней до начала операции Дани, когда 8-я бригада получила боеприпасы для танков Гочкис (4000 снарядов), бригада потребовала заменить 75 процентов этого количества на бронебойные. На этом этапе снова проявилась местная способность к импровизации. В стране был запас бронебойных выстрелов для американской 37-мм пушки, которые подходили по калибру к французской пушке танка Гочкис, но американская гильза отличалась от французской. Перед операцией Дани 400 американских снарядов были извлечены из гильз и совмещены с гильзами от французских 37-мм танковых выстрелов, из которых извлекли осколочно-фугасные снаряды... Поскольку и в дальнейшем не был найден источник французских бронебойных снарядов, эти снаряды продолжали использоваться во всех сражениях войны за независимость. Небольшое количество снарядов оказалось достаточным, поскольку в боях танки Гочкис вели огонь в основном по "мягким" целям. Иначе обстояло дело с качеством. Не были проверены ни толщина пробиваемой брони, ни траектория и дальность. В результате танковые прицелы не соответствовали характеристикам импровизированных выстрелов.
(Амиад Брезнер - Ницаней ширьён, 134-5)
Неудача в бою за Ирак эль-Маншию 16 октября 1948-го привела к уменьшению и так небольшого количества боеготовых танков. С учётом подбитых и оставшихся на поле боя танков Гочкис, в распоряжении бригады осталось только пять танков этого типа, все небоеспособные - ремонтники отчаялись исправить их изношенные моторы - и было решено временно вывести их из состава подразделения, пока не будет найдено решение проблемы. Поскольку танки должны были оставаться на хранении длительное время, было выдвинуто предложение снять с них пушки и установить их на
башенные бронеавтомобили... В декабре 1948-го в страну прибыло десять новых моторов Гочкис, которые Арази получил бесплатно во Франции. Возможно, это была компенсация за изношенные двигатели, посланные в июне. Если бы эти моторы прибыли раньше, они могли бы улучшить боевые качества танков и облегчить их содержание. Получение моторов на данном этапе не привело к возвраению танков в строй в течение последующих месяцев.
(Амиад Брезнер - Ницаней ширьён, 226)
Ну и до кучи -
линк на старый пост с фотографиями макетов Гочкисов.
8-я бригада в аэропорту Лода (будущий аэропорт Бен Гурион), июль 1948:
(Борис Карми)
(Национальная фотоколлекция)
(Национальная фотоколлекция)
Некоторые танки успели послужить немцам, чему свидетельством немецкая командирская башенка:
(Борис Карми)
(Борис Карми)
Сначала номера танков начинались с единицы, но в какой-то момент их сменили на начинающиеся с шестёрки:
(Архив Пальмаха)
Где-то, когда-то:
(Архив Пальмаха)
А вот и комбриг:
Утверждается, что этот танк попал в египетский плен и закончил войну в Фалудже:
Ствол длинный, но - увы - фальшивый:
Также в кадре - Меркава и джип с
Наполеончиком:
(вероятно, Национальная Фотоколлекция)
Гочкис в Латруне:
Парад в Ливане, конец 40-х; на первом плане вроде Гочкис, за ним вроде два
Рено:
Бонус - "свободные французы" в Кастине, 1941:
(очередное спасибо
mr_fix)