Поскольку без цитаты из Откровения св. Иоанна Богослова (оно же Апокалипсис) в этом посте никак не обойтись, то с неё и начнём; что Армагеддон - это "гора Мегидо" никому, полагаю, объяснять не надо.
Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.
(
16:12-16)
Древний город на "
приморском пути" Египет - Сирия,
Мегидо дал имя не только последнему и решительному бою между силами добра и зла, но и
битве, часто упоминаемой как "первое в истории подробно описанное вооружённое столкновение". В минус пятнадцатом веке, мол, группа отщепенцев восточносредиземноморских правителей сколотила антиегипетскую коалицию. Фараон Тутмос III выступил в Ханаан наводить порядок. Разведка доложила, что армия противника расположилась в районе Мегидо; кратчайший путь к цели вёл через узкую долину
реки Ирон (ака Вади Ара) - не самый удобный вариант для большой армии. Египетские нормальные герои военачальники предлагали выбрать более длинный, но безопасный маршрут, дальше к северу или к югу; но фараон велел идти прямо. Враг не предусмотрел такое развитие событий и был в результате наголову разбит. Остатки войска укрылись в Мегидо, а на поле боя осталась богатая добыча. По некоторым сведениям, если бы египтяне не бросились собирать эту добычу, то сразу же взяли бы город; а так пришлось повозиться несколько месяцев.
Кроме этого эпизода, две других битвы вошли в анналы как "
сражения при Мегидо". Во-первых,
Хроники II 35:20-24 повествуют о том, как в 609-м году до нашей эры иудейский царь
Йошияу встрял в выяснение отношений между региональными сверхдержавами и в результате
погиб в бою с фараоном Нехо II:
После того, как подготовил Йошийау дом (Божий), направился Нехо, царь Египетский, воевать с Каркемишем на Перате; и вышел навстречу ему Йошийау. И послал к нему (Нехо) послов, говоря: что тебе до меня, царь Йеудейский? Не против тебя теперь (иду) я к месту моего сражения. И Б-г повелел мне поспешать; не противься Б-гу, Который со мною, дабы он не погубил тебя. И не отвернул Йошийау от него лица своего, но, чтобы сразиться с ним, переоделся; и не послушал слов Нехо, (исходивших) из уст Б-жьих, и прибыл воевать в долину Мегиддо. И выстрелили стрелки в царя Йошийау; и сказал царь слугам своим: уведите меня, потому что я тяжело заболел (ранен). И увели его слуги его из колесницы и посадили его в другую повозку, которая (была) у него, и отвезли его в Йерушалаим. И умер он, и был похоронен в гробницах отцов своих.
Гораздо более лаконичное описание находим в
Царствах II 23:29: "В его дни Паро Нехо, царь Египетский, пошел против царя Ашшурского на реку Перат. И вышел царь Йошийау навстречу ему, и тот убил его в Мегиддо, когда увидел его". Некоторые исследователи выдвигают гипотезу, что возможно Хроники фантазируют и не было никакой битвы. Как вариант - Йошияу явился пред светлы очи сюзерена, чем-то навлёк на себя гнев последнего и был казнён.
Во-вторых, в сентябре 1918 года армия генерала Алленби
порвала на британский флаг противостоявшие ей
османские силы с германскими вкраплениями. Фронт перед началом сражения располагался намного южнее, где-то между нынешнеми Герцлией и Нетанией, и основной экшн был именно там. Но развивая наступление, части 4-й кавалерийской дивизии
прорвались через Вади Ара, а части 5-й кавалерийской дивизии
прошли чуть севернее, через перевал Абу Шуше; кавалеристы быстро заняли
Афулу и Назарет; в итоге турецкая оборона развалилась полностью, Алленби дошёл до Алеппо, а там и войне настал конец, кто выжил - молодец...
Но вернёмся к первому из сражений при Мегидо, оно же первое упоминание города в летописях. После и вследствие кампаний Тутмоса объект стал одним из главных египетских форпостов в подконтрольном Ханаане и заслужил ряд упоминаний в
амарнских письмах. Затем хватка Египта ослабла, Мегидо
был частично разрушен то ли один раз (в минус 12-м веке) то ли два (в конце минус 13-го и в минус 12-м), но в итоге оставался одним из наиболее значительных городов Ханаана. В ТАНАХе впервые находим наш объект в
Иегошуа 12:22 - в списке побеждённых правителей фигурирует "царь Мегидо - одна штука один". Город выделяют колену Менаше, но сказано, что древнеизраильские агрессоры не смогли изгнать его жителей (17:11-12).
Первая книга царств упоминает Мегидо при описании административной структуры царства Соломона (4:12), а затем наряду с
Хацором и
Гезером при перечислении строительных проектов Соломона (9:15). Забегая вперёд - археологи и в самом деле обнаружили в этих трёх города очень похожие друг на друга шестикамерные ворота, но не обязательно приписывают их мудрейшему из царей. В 924-м наведался с огнём и мечом фараон Шешонк и оставил археологам
фрагмент стелы с своим именем. По
второй книге царств, в Мегидо скончался иудейский царь
Ахазия, раненый в ходе "внутриизраильских" разборок (9:27). В 733-2 пришёл ассирийский захватчик Тиглатпаласар III, аннексировал большую часть израильского царства и сделал город центром одной из новых провинций; десять лет спустя царство было окончательно ликвидировано не то Салмансаром V, не то Саргоном II. Под конец седьмого века в Ассирии случился кризис, что позволило иудейскому царю Йошияу присоединить часть бывших израильских земель; но как уже было сказано выше, в 609-м Йошиягу погиб. Далее Мегидо зачах и пару столетий спустя совсем исчез с карты. После
восстания Бар Кохбы римский
шестой "железный" легион был расквартирован примерно километром южнее; позже его лагерь превратился в город Легио, а затем в арабскую деревню
Ладжун (прекратившую своё существование в 1948-м). От Мегидо же не осталось даже названия; холм, образованный его многочисленными культурными слоями, звался у окрестных арабов Тель Мутеселим ("холм правителя"). Впрочем, в четырнадцатом веке еврейский географ
Эштори а-Фархи почти правильно идентифицировал Мегидо с Легио.
В девятнадцатом веке к активным поискам Мегидо (и прочих библейских мест)
приступили европейские исследователи. В 1838-м "отец библейской географии" Эдвард Робинсон снова идентифицировал объект с Ладжуном; в 1852-м
ван де Вельде предложил Тель Мутеселим; наконец, третьим кандидатом (Кондер, 1882) стали руины Хибрет Муджеда далеко к востоку, в районе Бейт Шеана. В 1903-5
Готлиб Шумахер провёл на холме первые раскопки, и с тех пор, кажется, в правоте ван де Вельде никто не сомневался. Раскопки продолжили исследователи из
Чикагского Университета (1925-39);
Игаэль Ядин, которого мы, израильские милитаристы, любим не только за это (1960-е и начало 1970-х); и с 1992-го до наших дней
тельавивцы под началом, среди прочих, возмутителя спокойствия
Исраэля Финкельштейна. Упорные чикагцы докопались до скального основания холма, при этом насчитав двадцать культурных слоёв; в ходе последующего уточнения число слоёв достигло двадцати пяти - от небольшой пещеры с костями и кремниевыми инструментами из далёкого неолита до неукреплённого города персидского периода.
Мегидо железного века в представлении археологов, вид с севера. Хорошо видны ворота, городская стена (под ней в левом нижнем углу изображена более старая казематная стена), два комплекса предполагаемых конюшен в северной и южной частях города. Яма в центре - зернохранилище; за ней - южный дворец; ещё одна яма, справа - система водоснабжения.
Эта дорога ведёт к воротам, расположенным в северной части города:
Водный резервуар времён израильского царства, с доступом по лестнице от городских ворот. Откуда в резервуаре бралась вода, пока неясно.
Ворота ханаанейского города периода поздней бронзы. Информационный листок парка уверяет нас, что в момент строительства ворот город не был укреплён, и стало быть объект имел не оборонительное, а скорее всего церемониальное назначение. Ворота были построены в основном из известняка, с ограниченным использованием базальта и почему-то деревянных брусков, обугленные остатки которых достались археологам. Каждая половинка ворот в плане представляла собой букву "Ш", т.е. имеем четыре внутренних помещения. Со временем, похоже, ворота были переоборудованы в служебную пристройку дворца; во всяком случае в помещениях установили печи.
А это - внутренние ворота железного века; как видно на модели города, снаружи их прикрывало дополнительное укрепление и ещё одни ворота; от последних спускалась лестница к резервуару. Есть мнение, что перед нами не собственно ворота, а только их фундамент. Традиционно ворота приписываются Соломону, но последние копатели во главе с Финкельштейном решили, что речь идёт о более позднем сооружении, возможно времён
Иеровоама II (начало 8 века до н.э.). Западная половина ворот была разобрана археологами в стремлении докопаться до истины более глубоких слоёв.
Скатертью, скатертью,
дальний путь стелется...
Маленький ханаанейский дворец - часть дворцового комплекса, примыкавшего к вышеупомянутым ханаанейским воротам.
В северной и южной частях города раскопаны большие комплексы не то (по мнению большинства) конюшен, не то складов, рынков или казарм. Авторство приписывают израильским царям - по одному мнению Ахаву (9-й век), по другому Иеровоаму II (начало 8-го). На следующей фотографии - северный комплекс.
Под конюшнями (или не конюшнями) обнаружился квадратный дворец из отёсанных каменных блоков. Ядин приписывал дворец Соломону, некоторые современные исследователи предпочитают Ахава.
Самые древние из обнаруженных зданий находятся на дне этой здоровенной траншеи, выкопанной в начале века "чикагцами". Перед нами остатки храмов различных периодов. Хорошо виден круглый 8-метровый алтарь раннего бронзового века II.
Административное здание или дворец времён израильского царства:
"
Четырёхпространственный" жилой дом:
Ворота двора южного дворца, датируемого минус 10-м или 9-м веком. Остатки собственно дворца были, опять же, разобраны американскими археологами, желавшими копнуть поглубже. Где-то неподалёку Шумахер нашёл печать с изображением льва и текстом "Шема, раб Иеровоама". К сожелению, оригинал печати утрачен.
При раскопках следующей ямы нашли пшеничные зёрна и солому, и определили её как зернохранилище. Глубина ямы 7 метров, диаметром 11, объём 450 кубометров. Была построена не то при одном из последних израильских царей, не то уже при ассирийской власти.
Южные конюшни:
И что-то неподписанное рядом с ними:
Ассирийский квартал:
Проход под городской стеной, ведший к источнику; автор не то Соломон,не то Ахав:
Позже, при одном из израильских царей, была сооружена более навороченная систему водоснабжения,начинавшаяся с 25-метровой шахты:
Вниз:
Ещё вниз:
Оттуда 70-метровый коридор вёл в пещеру с источником. Прежний вход в пещеру заложили камнями и засыпали землёй, чтоб враг не догадался.
Здесь была вода:
Вид на кибуц Мегидо:
Тель Мутеселим в 20-е/30-е. Террикон на переднем плане насыпали археологи:
(Коллекция Мэтсона)
Аэрофотоснимок, 1920-е:
(The Megiddo Expedition)
Укрепления ранней бронзы; разобраны в 1930-е:
(The Megiddo Expedition)
Храм поздней и средней бронзы; разобран в 1920-е:
(The Megiddo Expedition)
Дворец поздней бронзы; разобран в 1930-е:
Казнохранилище поздней бронзы; разобрано в 1930-е:
(The Megiddo Expedition)
Ворота железного века II; левая половина разобрана в 1930-е:
(The Megiddo Expedition)
Северные конюшни; частично разобраны в 1920-е:
(The Megiddo Expedition)
И в заключение - армагеддон по Рериху (1936):
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Archaeological Encyclopedia of the Holy Land By Avraham Negev
Dr. William Smith's Dictionary of the Bible By Sir William Smith, Ezra AbbotLater biblical researches in Palestine and the adjacent regions: a journal of travels in the year 1852 By Edward RobinsonBiblewalks Отчёт ЖЖ-юзера
neferjournal Отчёт ЖЖ-юзера
dandrey Отчёт ЖЖ-юзера
javax-slr Отчёт ЖЖ-юзера
lorien22