Среди посвящающих Нимроду (ар. Кал'ат ас-Субейба - "крепость на скале", позднее Кал'ат Намруд) более пары предложений принято начинать повествование с того, что в 1867 году Марк Твен, в то время корреспондент
Alta California, назвал объект "(насколько нам известно) самыми величественными на свете развалинами такого рода" (
Простаки за границей, книга 2, глава 18). В том же духе высказался
лорд Китченер, собаку съевший на местных каменюках: "It is the finest ruined castle I have seen in the country" (
PEF Quarterly Statement, 1877). Китченера, однако, цитируют куда реже.
Субейба/Нимрод находится в юго-западной части горного массива
Хермон, на вершине хребта высотой 815 метров над уровнем моря, и занимает участок длиной примерно 420 метров и шириной до 150 метров. Долгое время было принято считать, что её построили крестоносцы в один из периодов, когда они контролировали соседний
Баниас (примерно два километра на запад), т.е. 1129-32 или 1139-64. Во-первых, многим ранним исследователям (напр. Герен) казалось, что только они могли построить столь внушительную крепость. Во-вторых, упоминания о правлении франков в Субейбе обнаружились у Ибн Шаддада и Жана д'Ибелина. В-третьих, бытовало представление, что "крепость Баниаса" из документов 12 века - это тоже Субейба; тем более что среди местных названий объекта в какой-то момент появилось "Кал'ат Баниас". Интересное исключение составлял
Эдвард Робинсон, предположивший финикийское происхождение; при этом в идентификации Нимрода и "крепости Баниаса" Робинсон усомнился.
Новая версия, в продвижении которой ключевую роль сыграл иерусалимский археолог Ронни Элленблюм на рубеже 1980-х/90-х, все перечисленные соображения отвергает. Работы Ибн Шаддада и Жана д'Ибелина датируются серединой-концом 13 века, и в интересующем нас вопросе довольно туманны. Есть определённые сомнения, что "l'Assebebe" д'Ибелина есть Субейба; так, Жан Ришар в своё время предложил ливанскую
Хасбаю. "Крепость Баниаса" явно следует искать в самом Баниасе. Так, по Вильгельму Тирскому во время осады 1157-го года мусульмане воспользовались неудачной вылазкой противника, чтобы следом за ними ворваться в город; тогда гарнизон отступил в форт. Было бы натяжкой считать, что франки побежали по пересечённой местности в Субейбу. В итоге мы остаёмся без достоверных упоминаний о Субейбе вплоть до 13-го века. Мусульманский историк
Сибт ибн аль-Джаузи (1185-1256) приписывает возведение Субейбы скончавшемуся в 1232/33 аль-Азизу Усману, племяннику Саладина и правителю Баниаса. Около 1240-го объект отмечается в западном источнике, у
Бенуа д'Алиньяна.
При этом надписи в самой крепости сообщают о строительных работах, проведённых в конце 1220-х по указанию Усмана. Некоторые из этих надписей были опубликованы ещё ван Берхемом в 19-м веке; другие обнаружил Элленблюм. Ранние исследователи интерпретировали известные им надписи в том смысле, что мусульмане всего лишь отремонтировали крепость крестоносцев. Теперь же считается, что Айюбиды и есть её изначальные авторы. Похоже, что сперва, в 1227-28, была построена восточная часть крепости; к ней в 1230-м пристроена западная. Братья Усмана,
аль-Камиль и
аль-Муаззам, "работали" султанами Египта и Дамаска соответственно; должно быть, Усман и его сын Хасан не хотели отставать хотя бы формально; во всяком случае, некоторые надписи именуют обоих султанами, добавляя соответствующий набор комплиментов. Согласно Вильсону, одна из надписей в Баниасе называет Усмана "столпом мира" - не иначе, потребовалось подменить одного из слонов ;). На всякий случай добавлю, что по крайней мере один современный исследователь - Алон Маргалит из колледжа Тель Хай -
считает, что мусульманской крепости предшествовала эллинистическая. Будем надеяться, что рано или поздно там проведут основательные раскопки, почешут затылки собраной керамикой и придут к какому-нибудь выводу.
На строительство крепости, защищающей западные подступы к Дамаску, Айюбидов скорее всего подвиг
император Фридрих II, как раз затеявший
шестой крестовый поход. Поход довольно быстро закончился очередным подписанием очередного соглашения об очередном перемирии, на довольно благоприятных для крестоносцев условиях. Крестоносцы получили Иерусалим плюс ещё всякую всячину и разошлись по домам на десять лет. Уже во время
следующего крестового похода, в 1253, франки устроили набег на Баниас. В процессе они, возможно, пытались атаковать Субейбу, хотя в описании
Жуанвиля произошедшее больше похоже на преследование противника, убегавшего в направлении крепости:
Whilst I was perched up there the Teutons who were in the Count of Eu's battalion came after me; and when they saw the mounted Turks in flight towards the castle, they started off after them; and I said to them: " Sirs, you are not doing right, for we are where we were ordered to be, and you are going beyond your orders." The castle, which lies above the city, is named "Subeiba"; and lies full half a league up among the mountains of Lebanon; and the slope leading up to it is strewn with big stones just like chests. When the Teutons saw that they were on a wild goose-chase, they turned back... (
part 3, chapter X).
В 1260
пришли монголы и быстро показали сирийским Аюбидам кузькину мать. В процессе демонстрации означенной матери они освободили из тюрьмы бывшего начальника Субейбы, по имени аль-Саид Хасан бин аль-Азиз Усман (сын того Усмана ?), и тот вроде как-то помог им завладеть бывшей его крепостью. Ибн Шаддад написал, что объект они разрушили, ничего от него не оставив; но как минимум сильно преувеличил. Далее монголы
ниасилили египетских мамлюков; последние казнили аль-Саида за проявленную недальновидность и вступили во владение Субейбой сами. Вопреки обыкновению, они не только не стали сравнивать объект с землёй, но укрепили его в 1260-е/1270-е, увековечив сей факт в довольно многословной надписи и добавив рельеф с изображением льва, который, вероятно, должен был показать даже малограмотным - здесь отметился большой начальник. Особое внимание при ремонте уделили западной и южной стенам. Западные башни были увеличены; на юге появились четыре новых круглых башни. Предположительно, при мамлюках Субейба стала административным центром вместо Баниаса. Согласно ещё одному предположению, территория окружавшая Баниас и Субейбу представляла собой "автономию" под управлением приближённого
мамлюкского султана Бейбарса по имени Бадр ад-Дин Билик, по существу второго человека в государстве. После смерти Бейбарса летом 1277 Билик позаботился о беспроблемной передаче власти сыну султана,
ас-Саиду Берке. Как это часто бывает, новое руководство не оценило. Уже в августе Билик последовал за своим патроном; по слухам, он разошёлся во мнениях с матушкой нового султана, после чего выпил йаду.
В 1291 году Королевство Иерусалимское окончательно прекратило своё существование, а в начале 14 века подрастерявшие пассионарность монголы утратили интерес к завоевательным походам в сторону Египта. Потерявшая стратегическое значение крепость использовалась некоторое время как тюрьма (15 в.). Уже при османах, на рубеже 16-17 веков, Нимродом завладел эмир
Фахр ад-Дин. В изложении английского путешественника Джорджа Сэндиса (проезжавшего где-то в окрестностях объекта в 1610), эмир уговорил местного шейха провести для него и его людей экскурсию по крепости; в процессе экскурсии гид был освобождён от занимаемой должности. Новый владелец задумал было отремонтировать Нимрод ещё раз, но паша Дамаска наложил на проект вето. После крепость в основном пребывала заброшенной, что, впрочем, не помешало, а возможно даже и помогло ей дотянуть до наших дней в довольно хорошем состоянии. Состояние было бы ещё лучше,
не случись в 1759 землетрясение. По Вильсону, впрочем, был ещё один инцидент... примерно в те же годы "крепость Баниаса" (которую автор на сей раз идентифицирует с Субейбой) была восстановлена эмиром Хасбаи, и в 1760-61 взята и маленько порушена пашой Дамаска. В какой-то момент среди местных арабов возникла легенда, связывающая то ли саму крепость, то ли место где она расположена с
Нимродом, тем самым что
"был богатырь-ловец"; отсюда и название Кал'ат Намруд.
В 2007 Нимрод
снялся в роли
Бофора в
одноимённом фильме.
Ну и немного полезной информации. Доступ - с 989 шоссе. Вход платный. На более-менее детальный осмотр требуется часа три, если не больше.
(Элленблюм)
Вид с востока, с 989 шоссе:
Подъезжаем поближе:
Приехали. Западная часть крепости.
Вход - вооон та лестница рядом с неизвестно как умудрившимся вырасти между башнями деревом.
Вход. Надпись над воротами призывает запастись водой и не сорить сообщает - "здесь был аль-Азиз Усман" (текст стащен у Моше Шарона, переводить лень):
Basmallah. Has ordered the building of this divinely protected frontier fortress, the sinning, erring servant, needy for his Lord's mercy, Uthman, the son of our lord, the great sultan al-Malik al-Adil, the scholar, the doer of good deeds, the warrior in the holy war, the fighter on the frontier, the raider, the martyr, Abu Bakr b. Ayyub, may Allah shelter him in his mercy. The beginning (of the building) of this felicitous tower was in the month Rabi I, in the year 627 (= 01-02/1230). Its building was supervised by the servant the needy (for Allah's mercy) Abu Bakr b. Nasrallah b. Abu Suraqah al-Hamadhani al-Azizi.
А здесь были Бейбарс, Билик и ещё уйма народу; если про первого из уймы - Бактута - ещё что-то известно (например, факт его гибели в бою с монголами при Химсе в 1281), то остальные пока что не идентифицированы. Первые три блока надписи были обнаружены Максом ван Берхемом в 1888, но только в 1990х Моше Арталь и Асад Дабус сотоварищи нашли оставшиеся два. Общий размер надписи примерно 6 на 1.35 м.
Basmallah. This blessed tower was renovated through the benefaction of our lord the sultan, al-Malik az-Zahir, the most majestic master, the scholar, the just, the fighter of the holy war, the warrior at the border posts, the heavenly confirmed, the victorious, Rukn ad-Dunya wa-ad-Din, sultan of Islam and the Muslims, killer of the rebellious deviators, restorer of justice in the world, Abu al-Fath Baybars as-Salihi, who shares authority with the Commander of the Faithful. Ordered its making, our lord, the honourable master, the grand master, the great commander, the Mamluk of az-Zahir and as-Said, the most glorious, the most felicitous, the exulted, the well-served, al-Badri Badr ad-Dunya wa-ad-Din, the glory of Islam and the Muslims, the leader of the armies of the monotheists, the king of the commanders in the world, Bilik, the (Mamluk of) al-Malik az-Zahir and (al-Malik) as-Said, may God perpetuate his life. This was during the governorship of the great commander Badr al-Din Baktut (and) under the command of the great commander, Alam al-Din Sanjar, the great fighter in the holy war, and the supervision of the master builder, the architect Abd ar-Rahman, and the approval of the master builder, Abd al-Wahhab. This was on twenty (second ?) of Muharram of the year 674 (= 18/07/1275). (The inscription was) the design of Yusuf.
Резервуар рядом с юго-западной башней (не пей, мутантом станешь).
Basmallah. This blessed place was renovated in the days of our lord, the sultan, the scholar, the just, the fighter in the holy war, the confirmed (by allah), the victorious, al-Malik as-Said Fakhr ad-Din Hasan, the son of our lord the sultan al-Malik al-Aziz Imad al-Din Uthman b. al-Malik al-Adil Abu Bakr b. Ayyub, under the supervision of the great amir, Aziz ad-Dawlah Rayhan al-Azizi, and during the governorship of the amir Mubariz al-Din Khutlukh al-Azizi in the months of the year 637 (= 1239/40).
Южная стена. Видны добавленные мамлюками круглые башни. Ближайшая, с большой дырой - так называемая восьмиугольная (хотя на первый взгляд углы не просматриваются), или красивая. На заднем плане -
донжон.
"Красивая башня" с другой стороны.
И изнутри. Ага, вот здесь действительно имеются какие-то углы.
Ещё одна башня:
Если забраться на донжон...
...можно взглянуть сверху на западную часть крепости. Слева хорошо видны юго-западная и "красивая" башни, справа - северная, она же тюремная:
Теперь в северную башню:
Потом к воротам и, по потайному ходу, наружу.
Опять северная башня:
Нимрод на фотографиях 1875 года от
Tancrède Dumas; на первой общий вид крепости с юга, на второй донжон с северо-запада:
Картинки из
Picturesque Palestine (1881):
В 1938-41:
(Гид'он Шифтан, архив Яд Бен Цви)
(Гид'он Шифтан, архив Яд Бен Цви)
В 1967-м:
(Миха Бар Ам)
(Архив ККЛ)
(Архив ККЛ)
1968, фотограф Давид Гиршфельд:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
Corpus Inscriptionum Arabicarum Palaestinae (CIAP) Volume Two By Moshe Sharon
p 44,
p 59 etcCaesarea Philippi Banias, the lost city of Pan By John Francis WilsonMuslim Fortresses in the Levant: Between Crusaders and Mongols By Kate RaphaelWho Built Qal'at al-Subayba By Ronnie EllenblumNotes on the Ayyūbid Inscriptions at al-Ṣubayba (Qalʿat Nimrūd) By Reuven AmitaiИнтерактивный план крепости на kalmanovitz.co.il Отчёт ЖЖ-юзера
khk Отчёт ЖЖ-юзера
grinya_shОтчёт ЖЖ-юзера
raduga_nk:
1,
2 Отчёт ЖЖ-юзера
tozhe-kot Отчёт ЖЖ-юзера
nyurka Отчёт ЖЖ-юзера
sewa7 Отчёт ЖЖ-юзера
lyolik-il Отчёт ЖЖ-юзера
father-ingwar Отчёт ЖЖ-юзера
yeolka1Отчёт "ботиночного" юзера -ВесНа-Отчёт "ботиночного" юзера Пророк Crossposted to tourism_israel.