Джальджулия.

May 10, 2009 00:00



(По следам поездки, организованной Обществом охраны памятников)

Арабская деревня Джальджулия - по всей вероятности Гелгел, помещённый Евсевием в шести милях к северу от Антипатриса и идентифицированный им как один из библейских Гилгалов - тот, что из Иегошуа 12:23 ("И вот цари земли, которых поразил Йеошуа и сыны Исраэйля по эту сторону Ярдэйна... царь Гоима в Гилгале - один"). Крестоносцам деревня была известна как Jorgilia. Была захвачена Бейбарсом не позднее 1265 года и поделена между тремя эмирами - Бадр ад-Дином Бакташем аль-Фахри, Ала ад-Дином Куштугди аль-Шамси и Бадр ад-Дином Бактутом Байка аль-Руми; не тот ли это Бактут, что упомянут в одной из надписей в Нимроде как "великий военачальник" ?

Главные достопримечательности располагаются, к счастью для любопытствующих, прямо на въезде в деревню с 444-го шоссе. Повернувший на первом же "круге" направо (на юг) тут же увидит слева мечеть Абу'л-Аун, а направившегося в противоположную сторону ожидает, тоже слева по курсу, забор, за которым скрывается мамлюкский каравансарай (или, как их называют в наших краях, хан).

Существует (см. лаконичное упоминание у Прингла) предположение, что при франках на месте мечети была фабрика по производству сахара. Есть и мнение, что оное предположение давно опровергнуто. Основной источник знаний в виде книги Эндрю Петерсена описывает объект как просто мечеть, ни единым словом не упоминая франков и сахарное производство. Название "Абу'л-Аун" отсылает к местному духовному лидеру 15-16 веков, по имени Шамс ад-Дин Абу'л-Аун Мухаммад аль-Газзи (этот же господин фигурирует в летописях в связи с строительством мечети Сидна Али недалеко от Арсуфа); похоже, существует также традиция, в соответствии с которой мечеть названа в честь некоего военачальника Саладина. Архитектура мечети, пишет Петерсен, соответствует 15-16 веку.



(Петерсен)

Мечеть состояла из двух сводчатых помещений, из которых уцелело только восточное; западное было разрушено огнём британской артиллерии в Первую Мировую, ныне о нём напоминают только остатки арок:



Вид с юга. Прямоугольная колонна слева, согласно Петерсену - современная, т.е. "мандатная или более поздняя". Выступ в середине стены - внешняя сторона михраба. Хорошо видны металлические конструкции, не дающие зданию развалиться окончательно:



Внутри тоже полно металлических и деревянных подпорок, почти полностью загораживающих восточную стену:



Михраб изнутри:



Вид с юго-востока:



И с северо-востока:



Ступени к северу от мечети; по словам экскурсовода, здесь был колодец:



Рядом кладбище:





Теперь к каравансараю. Согласно ряду авторов (аль-Сафади, Ибн Тагри Бирди, аль-Нуайми), это был благотворительный хан, построенный по указанию мамлюкского наместника в Дамаске Сайф ад-Дина Танкиза, т.е. в 1312-40. Aль-Нуайми добавляет, что хан был "необычайной красоты". Объект функционировал по крайней мере до 16 века. Представлял собой почти квадрат размером 56 на 54 м; вход с востока; вдоль каждой стороны шла галерея с тоннельным сводом; на внутренний двор оставалось пространство 39 на 37 м. В середине 19 века Элай Смит отметил остатки минарета у входа и большой круглый колодец посреди двора. По предположению Майера, плита с надписью, встроенная в сабиль в Наби Ямин, и приписывающая Танкизу строительство не то каравансарая, не то резервуара, могла быть взята из Джальджулии.



(Петерсен)

В настоящее время объект обнесён забором и заперт на замок. Из-за забора немного видны вероятные остатки минарета:



Преимущество организованной экскурсии состоит в том, что организаторам может оказаться по силам отыскать ключ. Но даже после преодоления первого препятствия подобраться к объекту без косы непросто. Ближе и, соответственно, доступнее прочего оказываются опять же минарет:



А также северная галерея:





Западную пришлось снимать издалека:



Равно как и южную:





Из неувиденного: метрах в 100 к северу от хана, на задворках мастерской (которая с момента выхода книги Петерсена могла, разумеется, и закрыться) должен находиться фрагмент стены мечети аль-Умари, а в 400 м к югу от деревни - могила шейха.

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
A Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine (Part 1) By Andrew Petersen
Secular buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys Pringle
The comparative geography of Palestine and the Sinaitic Peninsula, Volume 4 By Carl Ritter, William Leonard Gage
International Standard Bible Encyclopedia: E-J By Geoffrey W. Bromiley
Biblewalks.com

Crossposted to tourism_israel.

каравансараи, фотоотчёты, мечети

Previous post Next post
Up