(По следам поездки, организованной
Обществом охраны памятников)
Арабская деревня
Джальджулия - по всей вероятности Гелгел, помещённый
Евсевием в шести милях к северу от
Антипатриса и идентифицированный им как
один из библейских Гилгалов - тот, что из
Иегошуа 12:23 ("И вот цари земли, которых поразил Йеошуа и сыны Исраэйля по эту сторону Ярдэйна... царь Гоима в Гилгале - один"). Крестоносцам деревня была известна как Jorgilia. Была захвачена Бейбарсом не позднее 1265 года и поделена между тремя эмирами - Бадр ад-Дином Бакташем аль-Фахри, Ала ад-Дином Куштугди аль-Шамси и Бадр ад-Дином Бактутом Байка аль-Руми; не тот ли это Бактут, что упомянут в одной из надписей в
Нимроде как "великий военачальник" ?
Главные достопримечательности располагаются, к счастью для любопытствующих, прямо на въезде в деревню с 444-го шоссе. Повернувший на первом же "круге" направо (на юг) тут же увидит слева мечеть Абу'л-Аун, а направившегося в противоположную сторону ожидает, тоже слева по курсу, забор, за которым скрывается мамлюкский каравансарай (или, как их называют в наших краях, хан).
Существует (см. лаконичное упоминание у Прингла) предположение, что при франках на месте мечети была фабрика по производству сахара. Есть и
мнение, что оное предположение давно опровергнуто. Основной источник знаний в виде книги Эндрю Петерсена описывает объект как просто мечеть, ни единым словом не упоминая франков и сахарное производство. Название "Абу'л-Аун" отсылает к местному духовному лидеру 15-16 веков, по имени Шамс ад-Дин Абу'л-Аун Мухаммад аль-Газзи (этот же господин фигурирует в летописях в связи с строительством
мечети Сидна Али недалеко от Арсуфа); похоже, существует также традиция, в соответствии с которой мечеть названа в честь некоего военачальника Саладина. Архитектура мечети, пишет Петерсен, соответствует 15-16 веку.
(Петерсен)
Мечеть состояла из двух сводчатых помещений, из которых уцелело только восточное; западное было разрушено огнём британской артиллерии в Первую Мировую, ныне о нём напоминают только остатки арок:
Вид с юга. Прямоугольная колонна слева, согласно Петерсену - современная, т.е. "мандатная или более поздняя". Выступ в середине стены - внешняя сторона
михраба. Хорошо видны металлические конструкции, не дающие зданию развалиться окончательно:
Внутри тоже полно металлических и деревянных подпорок, почти полностью загораживающих восточную стену:
Михраб изнутри:
Вид с юго-востока:
И с северо-востока:
Ступени к северу от мечети; по словам экскурсовода, здесь был колодец:
Рядом кладбище:
Теперь к каравансараю. Согласно ряду авторов (
аль-Сафади, Ибн Тагри Бирди, аль-Нуайми), это был благотворительный хан, построенный по указанию мамлюкского наместника в Дамаске Сайф ад-Дина Танкиза, т.е. в 1312-40. Aль-Нуайми добавляет, что хан был "необычайной красоты". Объект функционировал по крайней мере до 16 века. Представлял собой почти квадрат размером 56 на 54 м; вход с востока; вдоль каждой стороны шла галерея с тоннельным сводом; на внутренний двор оставалось пространство 39 на 37 м. В середине 19 века
Элай Смит отметил остатки минарета у входа и большой круглый колодец посреди двора. По предположению Майера, плита с надписью, встроенная в сабиль в
Наби Ямин, и приписывающая Танкизу строительство не то каравансарая, не то резервуара, могла быть взята из Джальджулии.
(Петерсен)
В настоящее время объект обнесён забором и заперт на замок. Из-за забора немного видны вероятные остатки минарета:
Преимущество организованной экскурсии состоит в том, что организаторам может оказаться по силам отыскать ключ. Но даже после преодоления первого препятствия подобраться к объекту без косы непросто. Ближе и, соответственно, доступнее прочего оказываются опять же минарет:
А также северная галерея:
Западную пришлось снимать издалека:
Равно как и южную:
Из неувиденного: метрах в 100 к северу от хана, на задворках мастерской (которая с момента выхода книги Петерсена могла, разумеется, и закрыться) должен находиться фрагмент стены мечети аль-Умари, а в 400 м к югу от деревни - могила шейха.
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
A Gazetteer of Buildings in Muslim Palestine (Part 1) By Andrew PetersenSecular buildings in the Crusader Kingdom of Jerusalem By Denys PringleThe comparative geography of Palestine and the Sinaitic Peninsula, Volume 4 By Carl Ritter, William Leonard GageInternational Standard Bible Encyclopedia: E-J By Geoffrey W. BromileyBiblewalks.com Crossposted to tourism_israel.