В день какой неведомо, в никаком году, британцы разместили на
880-метровом холме километрах к 10 к северо-западу от Иерусалима некую хрень с большой антенной, и военную базу для её охраны; так что холм получил в народе прозвище "радарный" (Гиват а-Радар), хотя по последним данным хрень вроде бы была ретранслятором. Объект отметился в ходе боёв 1948-го, главным образом с участием
бригады Арэль, а затем был взят той же бригадой в 1967-м; посему с 1975-го на вершине стоит посвящённый Арэль мемориал, включающий остатки оборонительных сооружений, обзорную башню и немного бронетехники.
Начнём с Войны за независимость. В апреле-мае 1948-го Хагана провела три последовательных операции в восточной части "иерусалимского коридора" -
Нахшон,
Арэль и
Маккаби. В процессе второй операции (16-21 апреля) из трёх выделенных для неё батальонов Пальмаха была сформирована новая бригада под командованием Ицхака Рабина, также названная Арэль, она же номер 10; батальоны получили номера 4 ("гдуд а-порцим"), 5 ("гдуд Шаар а-Гай") и 6 ("гдуд Ерушалаим"). 21-го бригада была переброшена в Иерусалим для участия в
операции Евуси. Одной из целей операции был стратегический холм
Наби Самуэль к северу от Иерусалима; 23-го его атаковала 2-я рота 4-го батальона, но попала под сильный обстрел, понесла большие потери и отступила. Для прикрытия отхода и помощи в эвакуации раненых была направлена 4-я рота на бронемашинах из Маале а-Хамиша; но в районе Гиват а-Радар она также столкнулась с сильным сопротивлением, которое не смогла преодолеть; помимо иррегуляров, в бою участвовали солдаты Арабского Легиона из гарнизона "радарной" базы.
Между тем срок мандата подходил к концу; 11-го мая британцы демонтировали хрень с антенной и эвакуировали базу; после столкновений с частями Арабской освободительной армии, 13-го 5-й батальон Арэль занял Гиват а-Радар и передал его взводу из бригады Эциони. С официальным окончанием мандата на сцену снова вышел Арабский Легион, на сей раз в качестве армии Трансиордании. С точки зрения главного легионера Джона Глабба, Гиват а-Радар был уязвимостью, потенциально позволявшей израильтянам продвигаться дальше на север, к дороге, связывавшей
Латрун и Рамаллу. Пресечь такое безобразие в корне Глабб поручил 1-му батальону. Первая атака, 25-го мая, была отбита; 26-го рота легионеров при поддержке бронеавтомобилей, артиллерии и миномётов всё же захватила холм. Теперь уже израильская сторона обеспокоилась судьбой дороги на Иерусалим, проходившей примерно в двух с половиной километрах к югу. Несколько часов спустя бригада Арэль контратаковала, но безуспешно; повтор 1-го июня также не удался. Согласно Талю, ещё одна атака планировалась 14/15 июля, в рамках
операции Дани; но она во-первых задумывалась как отвлекающий удар, а во-вторых не состоялась. 18-го июля на трансиорданском фронте наступило затишье, продолжавшееся до конца войны; и объект остался за границей. На египетском же направлении бои возобновились в октябре, и бригада Арэль успела в них поучаствовать. После окончания войны бригада была выведена в резерв.
В ходе Синайской кампании 1956-го года под командованием
Шмуэля Годера она участвовала в боях за
Ум Катеф.
В 1959-60 Арэль была преобразована в мотопехотную бригаду, включавшую 104-й и 106-й мотопехотные батальоны и 95-й батальон танков
Шерман М-1; в 1963-м получила вместо последних танки Супер-Шерман (в общем-то такие же, но с подвеской HVSS). В этом качестве она встретила Шестидневную войну. На должность комбрига 1-го июня вернули с гражданки
Ури Бен-Ари, в 1948-м командовавшего ротой в 4-м батальоне той же бригады, а в 1950-е на короткое время доросшего до командования танковыми войсками. На 5 июня в распоряжении бригады был 61 танк Шерман и присланная на подмогу рота из 12
Центурионов со 105-мм пушками.
Первоначальной задачей Арэль было спокойно базироваться в районе Тель Авива на случай прорыва египтян. К полудню первого дня войны, 5 июня, стало ясно, что египтяне не придут; к тому же в войну вступила уже-не-транс-Иордания; и в 13:20 Бен-Ари получил приказ отправиться в "иерусалимский коридор". Арэль должна была прорвать позиции иорданской бригады аль-Хашими к северу от дороги на Иерусалим, повернуть на восток, выйти к шоссе Иерусалим - Рамалла в районе Бейт Ханины, сменить курс на южный и прорваться к израильскому анклаву на горе Скопус, судьба которого вызывала у командования серьёзное беспокойство. Одной из ключевых позиций аль-Хашими был сабжевый Гиват а-Радар; его атаковал 104-й батальон при поддержке роты Шерманов. После определённых сложностей с преодолением пересечённой местности и минных полей, собственно иорданское сопротивление в районе Гиват а-Радар оказалось достаточно слабым, и к 19:25 сабж был в наших руках. Вечером 7 июня, бригада заняла Иерихон. 9 июня Арэль направили на сирийский фронт; она прибыла на Голаны в полдень последнего дня войны, 10 июня, и в боевых действиях участия практически не принимала.
В 1973-м Арэль под новым номером 164 снова воевала на египетском фронте, в том числе к западу от канала; командовал ей
Авраам Бар'ам. В 1982-м уже как бригада 786 охраняла Голаны. После расформирования бригады 786 название Арэль досталось танковой бригаде 395, после расформирования последней - танковой бригаде 213; и наконец в порядке круговорота обозначений в АОИ номер снова сменили на 10. В 2014-м бригада участвовала в операции
Цук Эйтан.
У подножия холма:
Дорогу к мемориалу охраняет дот:
Ещё один:
Почти на месте:
Теперь совсем на месте:
Позиция безоткатного орудия:
Общий вид мемориала:
На обзорной башне таблички в память о 418 бойцах бригады Арэль и 14 бойцах батальона Бейт Хорон, погибших в Войну за Независимость; 10 бойцах бригады, погибших в Синайскую Кампанию; 40 погибших в Шестидневную Войну; 35 погибших в Войну Судного Дня; в память о погибших жителях близлежащих населённых пунктов; в память о двух командирах бригады в 1948-м (Ицхак Рабин и Йосеф Табенкин) и командире бригады в 1967-м (Ури Бен-Ари).
Отдельная табличка с именами погибших в боях за Гиват а-Радар в 1948-м и 1967-м:
Мемориал, посвящённый неудачной попытке взять
Наби Самуэль в 1948-м:
Мемориал с обзорной башни:
Мевасерет Цион и на заднем плане Иерусалим:
Левее (севернее) Бейт Сурик ?
И Биду ?
Укрепления с северной стороны:
В центре:
И на юге:
Техника представлена
Шерманом М-51:
Трофейным иорданским
M47:
Ранним
Центурионом (с 20-фунтовой пушкой), возможно тоже экс-иорданским:
Хафтрэком:
Джипом:
Самый интересный экспонат - корпус
башенного бронеавтомобиля White, можно сказать - гордости израильского ВПК 1948-го года; он же, к сожалению, в самом жалком состоянии:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
War in Palestine 1948 Strategy and Diplomacy By David Tal
Six Days of War By Michael Oren