Магдала.

Mar 14, 2020 01:10



Можно ли по озеру Кинерет доплыть до Магадана ? Не торопитесь с ответом; согласно некоторым манускриптам Евангелия от Матфея, накормив четыре тысячи голодных семью хлебами и небольшим количеством рыбы (не путать с пятью тысячами, пятью хлебами и двумя рыбами), Иисус "вошел в лодку и направился в землю Магаданскую" (15:39). В других экземплярах указан более привычный нам вариант "магдалинская"; а в параллельном отрывке из Марка (8:10) значится "далмануфская". Насколько я понимаю, больше о городке Магдала в Новом Завете речь не заходит. Правда, все четыре евангелия упоминают среди последователей Иисуса женщину по имени Мария Магдалина, и её прозвище традиционно понимается как "уроженка/жительница Магдалы". Сказано, что Иисус изгнал из Марии семь демонов; что она пришла с ним в Иерусалим, присутствовала при смерти и погребении, и первая увидела воскресшего Иисуса. Позднее в западной традиции Мария по какой-то причине стала отождествляться с Марией из Вифании из Иоанна 11:1; с безымянной грешницей из Луки 7:37 (по Де Луке и Либнеру, эту идею начал продвигать в 6-м веке папа Григорий I). Есть мнение, что сюда же "подмешали" детали биографии отшельницы 5 века Марии Египетской. Отсюда распространённое представление о Марии Магдалине как о раскаявшейся блуднице, хотя в первоисточниках такой информации нет...

Но вернёмся к вероятной родине Марии. Место под названием "Мигдаль Нунайя" (башня рыбы) упоминается в Вавилонском Талмуде (Песахим 46а) в контексте обсуждения ферментации теста - мол, на последнюю уходит столько же времени, сколько на пешую прогулку из Мигдаль Нунайя в Тверию. Сюда же иногда добавляют Мигдаль Цабайя (башня красильщиков) из Иерусалимского Талмуда (Таанит 1:5, 4:5), но есть и другое мнение. Многие исследователи также отождествляют Мигдаль Нунайя с Тарихеей (очевидно, от ταρίχη - засоленная рыба). Вначале одни учёные мужи вслед за Плинием (Естественная история 5:15) располагали Тарихею на южном берегу озера, на холме Керак ака Тель Бейт Йерах (как Робинсон); другие (как Уоррен) выступали за её "перенос"; в наше время, кажется, "северяне" лидируют с большим отрывом. Тарихея вскользь упоминается в Географии Страбона (16:2:45); и многократно у Флавия:

- (Автобиография 32) Тарихея находилась в 30 стадиях (185м * 30 = 5.55км) от Тверии.

- (Иудейские древности 14, а также Иудейская война 1) в 52-м году до н.э. римский наместник в Сирии Гай Кассий Лонгин (один из будущих убийц Цезаря) зачем-то вмешался в межиудейские разборки, взял Тархихею и захватил там тридцать тысяч пленных.

- (Иудейские древности 20, а также Иудейская война 2) В 54-м н.э. император Нерон отдал Агриппе II "часть Галилеи, Тивериаду и Тарихею, равно как перейский город Юлиаду и двадцать четыре окрестные деревни".

- (Автобиография 18) Спасаясь от организованного Иоанном из Гисхалы покушения, Иосиф бежал из Тверии в Тарихею.

- (Иудейская война 2, а также Автобиография 26-30) Автор рассказывает, что некие горячие головы ограбили управляющего Агриппы и доставили экспроприированное ему в Тарихею. Он, мол, хотел потихоньку вернуть всё царю; но народ что-то заподозрил, возмутился и собрался предъявить чёрную метку линчевать. Тогда капитан Сильвер Иосиф обратился к участникам бузы:

Эти сокровища я не имел в виду ни послать к Агриппе, ни присвоить и себе, ибо никогда я не буду считать своим другом вашего противника или личной выгодой то, что вредит общим интересам. Но я видел, что ваш город, о граж­дане Тарихеи, в высшей степени нуждается в защите и не имеет никаких запасных денег для сооружения его стен, вот почему я решил из боязни пред тивериадцами и другими городами, претендующими на эту добычу, сохранить втайне этот клад для того, чтобы на эти средства выстроить вам стену. Если вы этого не одобряете, то я прикажу привести сюда добытое добро и отдам его на разграбление; если же я имел в виду вашу пользу, то казните вашего благодетеля !

Так ему удалось привлечь на свою сторону местных; лидеров же продолжавших возмущаться иногородних он пригласил в дом типа на переговоры, велел "бичевать их до тех пор, пока не обнажатся их внутренности", и на сём инцидент был исчерпан. Между прочим говорится, что тарихеян было до сорока тысяч, и что в короде был ипподром.

- (Иудейская война 3) В конце концов Веспасиан пришёл разбираться, соорудил укреплённый лагерь между Тарихеей и Тверией, и - прослышав, что возле Тарихеи собирается большая толпа - выслал против оной Тита во главе 600 всадников, а затем отправил вслед подкрепления. Воодушевив солдат речью о том, что хотя иудеи "сражаются за свободу и отчизну; но что для нас может быть выше, чем слава и стремление опровергнуть мнение, будто мы, властители мира, нашли в иудеях достойных противников ?" Тит атаковал, многих убил, другим же удалось убежать в город. Внутри иудеи, привычно разделившись на (склонных сдаться) местных и (более упорных) пришлых, приступлили к прениям о дальнейших своих действиях. Пока шла дискуссия, Тит ворвался в Тарихею со стороны озера. Заканчивается эта история решением Веспасиана разделить пленных опять же по месту жительства; местных, очевидно, пощадить; иногородних якобы тоже простить и разрещить уйти в Тверию. "Здесь он приказал стариков и слабых в числе 1200 убить; из молодых он избрал 6000 сильнейших, чтобы послать их к Нерону на Истм. Остальную массу, около 30400 человек, он продал, за исключением тех, которых подарил Агриппе."



(Мария Магдалина на картине Доменико Робусти, 1598-1602, wiki)



(Мария Магдалина и воскресший Иисус в представлении Альберта Эдельфельта, 1890, wiki)

Паломники периодически упоминали Магдалу начиная с Феодосия (начало 6-го века): "От Тивериады до Магдалы, где родилась святая Мария, 2 мили. От Магдалы до Семи Источников, где Господь Христос крестил апостолов, 2 мили; там же он насытил народ пятью хлебами и двумя рыбами." Самый ранний источник, отмечающий здесь церковь - путеводитель Эпифания Агиополита, частично написанный веке в 8-м, но дополнявшийся позже: "And again about 2 miles away {from Heptapegon} is a church, in which place is the house of the Magdalene at the place called Magdala. There the Lord healed her. And from there one goes to the city of Tiberias..." Далее церковь мельком упоминает писавший с чужих слов мелькитский патриарх Александрии Евтихий (877-940). Анонимное греческое житие Константина, вероятно написанное в 9-11 веках, приписывает строительство Елене: "Then, with devotion, she [Helena] left that place [Tabgha] and went on her way in gladness and joy for a further 2 miles, where she found the House of Mary Magdalene, and there too she erected a church [ναός = sanctuary].".

В начале 12-го Даниил задокументировал "вблизи от моря Тивериадского... дом Марии Магдалины, там исцелил ее Христос от семи бесов; и зовется то место Магдалия". Бурхард с горы Сион около 1283-го написал назвал Магдалу замком: "Two leagues south from there (i.e., Bethsaida) is Magdalum the castrum (variants castellum) of Mary Magdalene, whose house I have seen and entered there even now. It is sited on the
shore of the sea". Таким же образом высказался лет десять спустя Рикольдо да Монтекроче: "we came... to Magdala (Magdalum) the castellum (variant: castrum) of Mary Magdalene beside Lake Ginnosar; and weeping and crying because we found the beautiful church not destroyed but made into a stable, we sang and preached the Gospel of the Magdalene. " В 1626-м францисканец Франческо Кварезми последний раз упоминает дом Марии, с чужих слов - мол, некоторые утверждают, что его можно там увидеть.

Ниже - Магдала на Штуттгартской карте, примерно 1180. Подпись гласит: "Oppidum Magdalum, где родилась Мария, прозванная Магдалиной". Де Лука и Либнер поясняют, что на средневековой латыни словом oppidum обозначали обнесённые стеной города, замки и укреплённые монастыри.




И до кучи на карте Кристиана ван Адрихема, 1590:




Примерно в 1740-м Ричард Поукок посетил "Магдол" к северу от Тверии (и указал, что по его мнению это не "Магдалум из Писания"); за ним последовали Яспер Зеетцен (1807, "маленькая мусульманская деревня Мадждиль"), Джеймс Силк Бэкингем (1816, "маленькая деревня Мигдаль, где живут несколько магометанских семей"), Иоанн Буркхардт (1821, "убогая деревня Эль Медждель"), Эдвард Робинсон (1838, "убогая маленькая мусульманская деревня, выглядящая как руины, без признаков древности"), Соломон Малан (1857, "маленький хутор Магдала" плюс более детальное описание домов), Изабель Бёртон (1875, "двадцать жалких хижин" плюс упоминание могилы шейха Эль Аджами) и Кондер (1881, "Эль Медждель, деревня из глины и камня, 80 мусульман"). По Шумахеру, на 1887-й год в деревне проживали 170 "душ"; британцы в 1945-м насчитали 360. В 1948-м деревня была оставлена жителями и разрушена. Возвращаясь немного назад, около 1908-го неподалёку поселилась группа немецких католиков. Вскоре они передумали, в 1909-м участок перекупили сионисты и в 1910-м основали там "усадьбу Москва". У этих тоже поначалу не сложилось и земля вроде бы снова была перепродана; так или иначе, в итоге возникло селение Мигдаль, на 1922-й насчитывавшее 51 жителя (42 еврея и 9 мусульман); сейчас Мигдаль - местный совет с почти двумя тысячами жителей.

Согласно статье Де Луки и Либнера, раскопки в этих краях впервые провёл некий немецкий архитектор R Lendle в 1912-м на участке, приобретённом францисканцами в 1889-м. Результаты, видимо, никогда не публиковались, но он отметил церковь с мозаичным полом, в апсиде которой выросла большая пальма; а также камень с крестом и датой 1389. В 1935-м Багатти и Саллер сходили на археологическую разведку и церковь не нашли. Виргилио Корбо и Станислао Лоффреда копали францисканский участок в 1971, 1973 и 1976-7; раскопки были прерваны из-за высокого уровня грунтовых вод; продолжил Стефано Де Лука в 2006-12. Управление Древностей тоже время от времени наведывалось в эти места, например в 1992-м, 2002-м, 2006-м, 2007-м и 2010-м; и предъявляло находки от греков до крестоносцев.

Более релевантные в рамках этого поста раскопки начались совсем недавно. В 2006-9 католическая организация с мексиканскими корнями Легионеры Христа в несколько приёмов приобрела участок земли на берегу Кинерета к северу от францисканского, с намерением построить паломнический центр. В июне 2009-го археологи из Управления Древностей под началом Дины Авшалом-Горни приступили к обязательным "спасательным" раскопкам, и быстро наткнулись на синагогу периода второго храма. Год спустя к проекту присоединились специалисты из Universidad Anáhuac México Sur и Universidad Autónoma de Mexico во главе с Марселой Сапата-Меса. В 2014-м этот "северный" участок раскопок открыли в качестве археологического парка, вместе с частью будущего паломнического центра. Работы над последним на момент публикации поста ещё продолжались. Между тем, в 2021-м археологи отрапортовали об ещё одной синагоге периода второго храма, поменьше и поскромнее первой.

Мадждель в конце 19 века:



(The Holy Land Photographed By Daniel B. Shepp, 1894, via wiki)

Ещё; на переднем плане - макам Мухаммеда эль-Аджами:



(wiki)

1898-1914:



(Коллекция Мэтсона)

1898-1946:



(Коллекция Мэтсона)

План раскопок. Учёные мужи сообщают, что Магдала была в основном построена при Хасмонеях и доросла до максимума в начале римского периода. До основания Тверии Антипой примерно в 18-м году н.э. это был единственный город на западном берегу Кинерета. Похоже, что в ходе Великого восстания западные кварталы были заброшены, тогда как восточные (в частности у францисканцев) продержались до 2-го века.



(Сапата-Меса et al)

Синагога (раскопки Управления Древностей, зона C). Вход с запада вёл в прихожую; к востоку от последней находилось квадратное главное помещение, окружённое приподнятой галереей. В строительстве здания выделили три этапа; его функция на самом раннем, в середине первого века до н.э., не установлена; возможно, синагогой оно стало чуть позже. Так или иначе, перед нами одна из немногочисленных синагог периода второго храма.



Вход:



Здание с северо-запада:



Прихожая с севера:



Здание с востока, виден мозаичный пол галереи:







Внутри синагоги добыли интересную прямоугольную известняковую штуковину размером 0.6 на 0.5 на 0.4 м на коротких ножках, украшенную рельефом меноры и другими изображениями. Мордехай Авиам и следом за ним некоторые другие исследователи предполагают, что скорее всего штуковина была основанием столика для чтения Торы.



Фреска:



Пристройки:



Квартал рядом с синагогой (зоны C и E):







На табличке написано, что где-то здесь был рынок:



Жилой квартал немного южнее (мексиканские раскопки, зона A, начало римского периода):







Здесь был "дом с миквами":









Миквы:





Под попавшим в некоторые из предыдущих кадров навесом - мозаика:



К востоку - ещё один жилой квартал (мексиканские раскопки, зона B, начало римского периода):







И ещё один (мексиканские раскопки, зона C, греческий и начало римского):









Потом портовые сооружения (мексиканские раскопки, зона D, начало римского периода):





И это порт (раскопки Управления Древностей, зона A) ?







До нынешнего Кинерета ещё идти и идти...



Это здание называется Duc in Altum (глубина); отсылка к Луке 5:4 - "Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова".













Внизу часовня, слегка стилизованная под античную синагогу; пол - настоящая древняя мостовая:





Несколько череззаборных фотографий францисканского участка в нескольких сотнях метров к югу от вышеотчитанного; насколько я понимаю, он перманентно закрыт, а жаль. В своё время Корбо и Лоффреда раскопали здесь большой комплекс византийского периода с сильно повреждёнными мозаичными полами, интерпретированный ими как монастырь. В ранний исламский период комплекс был отремонтирован или перестроен, возможно из-за землетрясения 749-го года. Де Лука и Либнер пишут, что в принципе комплекс допускает иную интерпретацию, например усадьба; но учитывая вышепроцитированные упоминания церкви в старых источниках и заметках Лендла, они склонны соглашаться с предшественниками.

Из прочих здешних находок - фрагмент римского кардо; площадь, окружённая колоннадой; башня; акведук, соединявший местный источник с византийским комплексом; чуть севернее - большая "городская вилла" первого века, тоже с мозаичными полами; чуть восточнее - якорные стоянки, одна греко-римская и одна византийская (на 3 метра ниже и на 80 восточнее), с 70-метровым молом; в 1991-м обмелевшее озеро обнажило ещё одну башню в 150 метрах от берега, возможно основание маяка. По Шейберг, к востоку от кардо обнаружилось здание первого века из отёсаных базальтовых блоков, размером 26.8 на 23.8 м, с открытой на север П-образной колоннадой из семи колонн (две угловые - в форме сердца), скамьями в пять ярусов у северной стены, полом из базальтовых блоков и каналами для воды. Различные исследователи идентифицировали здание как не то синагогу; не то нимфеон; не то синагогу, переделанную в нимфеон. Францисканцы насобирали неуказанное количество монет (из них многие периода восстания), грузил для рыболовных сетей, ранней римской керамики итп. Упоминаются также следы деятельности крестоносцев/мамлюков в виде сахарной фабрики и ещё какого-то здания. В 1992-м Ханаа Абу-Укса из Управления Древностей в ходе спасательных раскопок обнаружила к югу от францисканского участка бани, датированные византийским периодом, и построенное поверх них здание 8-9 веков.







Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The Magdala Archaeological Project (2010-2012): A Preliminary Report of the Excavations at Migdal By Marcela Zapata-Meza et al
Recent Archaeological Excavations at Magdala and the Galilee of Jesus By Santiago Guijarro
From Synagogue Furnishing to Media Event: The Magdala Ashlar By Steven Fine
The Resurrection of Mary Magdalene: Legends, Apocrypha, and the Christian Testament By Jane Schaberg
A monastery in Magdala (Taricheae) ? By Stefano De Luca and Uzi Leibner
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus: Volume 2, L-Z By Denys Pringle
Gazetteer of of Buildings in Muslim Palestine By Andrew Petersen
A description of the East, and some other countries by Richard Pococke
A Brief Account of the Countries Adjoining the Lake of Tiberias, the Jordan, and the Dead Sea By Ulrich Jasper Seetzen
Travels in Palestine Through the Countries of Bashan and Gilead, East of the River Jordan By James Silk Buckingham
Travels in Syria and the Holy Land By Johann Ludwig Burckhardt
Biblical researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea : a journal of travels in the year 1838 by Edward Robinson, Eli Smith
Magdala: a day by the Sea of Galilee. [With] Bethany, a pilgrimage By Solomon Caesar Malan
The inner life of Syria, Palestine, and the Holy Land by Isabel Burton
The survey of western Palestine (Volume 1) By C R Conder et al
Quarterly statement - Palestine Exploration Fund
Tsaritsyn-tours
BibleWalks
Отчёт ЖЖ-юзера janataha
Отчёт ЖЖ-юзера lorien22

фотоотчёты, синагоги, мозаики

Previous post Next post
Up