В 1838-м году американский библеист Эдвард Робинсон следовал курсом из Акабы в Иерусалим, по дороге - как обычно - соотнося то, что видел глаз, с библейскими и другими древними текстами. Среди других мест Робинсон искал Беэр Шеву, где, согласно
главе 21 книги Бытия, праотец Авраам вырыл колодец, а в
главе 26 то же самое сделал Ицхак. И вот, 12 апреля
В 2 часа 3/4 мы достигли Вади ас-Саба, широкого русла, ориентированного здесь на запад-юг-запад, в направлении Вади ас-Суни. По его северную сторону, возле берега, есть два глубоких колодца, всё ещё известные как Бир ас-Саба, древняя Беэр Шева. Мы вошли в пределы Палестины !
Эти колодцы находятся на некотором расстоянии один от другого; они круглые, и очень аккуратно облицованы камнями, повидимому гораздо более древними, чем в колодцах в
Абде. Больший из них 12.5 футов в диаметре и 44.5 футов глубиной до поверхности воды; из них последние 16 футов высечены в камне. Другой расположен в 55
родах (примерно 275 м) на запад-юг-запад, он 5 футов в диаметре и 42 фута глубиной. Вода в обоих чистая и сладкая, и имеется в изобилии; лучшая, что мы нашли с тех пор, как покинули Синай. Оба колодца окружены каменными поилками для верблдов и стад... В камнях верхнего ряда протёрты глубокие борозды верёвками, использовавшимися для подъёма воды...
Мы не слышали про развалины в этом месте, и не особенно надеялись найти таковые, поскольку они не были видны от колодцев; но мы не хотели покидать такое важное место без надлежащего исследования. Поднявшись на пологие холмы к северу от колодцев, мы обнаружили, что они покрыты руинами прежних жилищ, фундаменты которых ещё можно проследить, хотя от них практически не осталось камня на камне. Эти дома, похоже, не стояли компактно, а были разбросаны по нескольким холмам и долинам между ними. Они выглядят построенными в основном из круглых камней; но есть и квадратные, и отёсанные. Это был, повидимому, всего лишь небольшой городок... Мы не обнаружили следов церквей или общественных зданий, хотя одна-две большие кучи камней, возможно, могли быть таковыми. Эти руины тянутся на полмили вдоль русла и на четверть мили в ширину. Повсюду разбросаны обломки керамики. По южную сторону русла есть длинная стена из обработанных камней под берегом, тянущаяся на несколько сот футов, вероятно предназначенная для защиты берега от течения. Возможно, выше неё на берегу находились сады или важные строения, но от них не осталось следов. На той же стороне есть несколько куч камней, и земля тоже усыпана маленькими кусочками керамики.
Здесь, стало быть, то самое место, где часто бывали патриархи Авраам, Ицхак и Яаков ! Здесь Авраам вырыл колодец, возможно тот самый; и отсюда отправился с Ицхаком на гору Мория, чтобы принести его в жертву... На этих холмах паслись тысячные стада патриархов; а сейчас мы увидели только несколько верблюдов, ослов и козлов !
Беэр Шева в последний раз упомянута в Ветхом Завете как одно из мест, куда евреи вернулись из изгнания. Это место не встречается в Новом Завете, и не упоминается как существующее никаким автором до Евсевия и Иеронима в 4-м веке. Они описывают его как большую деревню с римским гарнизоном. Оно значится как епископский город в церковных и других заметках, относящихся к столетиям до мусульманского завоевания {здесь автор ссылается на получившего определённую известность в последние годы Адриана Реланда}, но ни один местный епископ нигде не упомянут. Его расположение было забыто; и крестоносцы связали это название с
Бейт Джибрином, между Хевроном и Ашкелоном. В середине 14-го века сэр
Джон Мандевиль, а также
Рудольф де Сушем и Уильям де Балденсел двигались этим путём с Синая в Хеврон и Иерусалим; и все они отметили здесь Беэр Шеву. С того времени в течение пятисот лет до этого дня она, видимо, снова оставалась непосещаемой и неизвестной; если не считать короткое упоминание, добытое Зетценом у арабов.
Во второй половине 19-го века к описанным Робинсоном колодцам направили свои стопы Тристрам, Герен, Кондер и другие. Там, где Робинсон увидел только два колодца, Кондер насчитал три (но из них один высохший) а Тристрам целых семь (и опять же только один или два оказались действующими). Кроме того, Кондер разглядел в "главном" колодце, в пятнадцатом сверху ряду каменной кладки, надпись со словами "Аллах" и "Мухаммед" и числом 505; если последнее принять за год по исламскому календарю, получаем 1111-2 по григорианскому. От местных Тристрам услышал, что колодцы вырыл "Ибрагим эль-Халиль". Среди предполагаемых руин византийской деревни те же Тристрам и Кондер разглядели церковь, а Тристрам ещё и "круглую башню или цитадель с двойными стенами".
Расположенный километров на 5 восточнее холм
Тель ас-Саба из перечисленных учёных мужей вкратце упомянул только хронологически последний из них Кондер (1874); похоже, что его предшественникам он просто не был известен. Впоследствии на холме был обнаружен укреплённый город железного века; но предыдущие и последующие периоды представлены там слабо. Вокруг же древних колодцев вырос город на двести тысяч жителей, что несколько ограничивает возможности археологов. Тем не менее, иногда возможность копнуть в этех местах представляется (см. напр.
1,
2,
3,
4). При этом всплывают древности в основном римско-византийские (в т.ч., как мельком упоминают по первой ссылке - церкви, бани, винодавильня, жилища, кладбища); а также в меньшей степени халколит, железный век и раннеисламский период. Выглядит так, что Беэр Шева железного века находилась на холме, а Беэр Шева римско-византийская - под современным городом.
И только бронзы, которую можно было бы связать с рассказами о патриархах, нет ни там, ни тут. Вполне возможно, что расказы являются чистым анахронизмом. Так или иначе, за
одним (или не одним) из местных колодцев до сих пор закреплено прозвище "колодец Авраама". До недавнего времени доступ к объекту был свободным; но несколько лет назад его инкорпорировали во внушительного размера и абсолютно неинтересный центр посетителей с часами работы, платным посещением и обязательным гидом.
Такими увидели "колодец Авраама" краеведы минувших дней:
(Коллекция Мэтсона
1,
2)
1855:
(Эдвард Халл via
wiki)
Насос, приспособленный австралийцами в 1917-м:
(
AWM)
С водоподъёмным механизмом мощностью в одну верблюжью силу, 1933-48:
(
Яд Бен-Цви)
"Один из колодцев Авраама" в 1940-м:
(
Коллекция Мэтсона)
Нынешний центр посетителей, изображающий шатёр Авраама:
Коридоры центра...
... в итоге выводят нас к паре колодцев:
Колодец номер 1:
Колодец номер 2:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности Ссылки:
Biblical researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea. A journal of travels in the year 1838 By Edward Robinson, Eli SmithThe land of Israel; a journal of travels in Palestine By Henry Baker TristramBible places or The topography of the Holy Land By Henry Baker TristramDescription géographique, historique et archéologique de la Palestine, accompagnée de cartes détaillées (Judée II) By Victor GuérinThe survey of western Palestine (volume 3) By C.R. Conder et alTent work in Palestine: a record of discovery and adventure By C.R. ConderОтчёт ЖЖ-юзера
yozhik_