Тель Беэр Шева.

Nov 01, 2011 09:09




Подробное описание обстоятельств, при которых появился на свет топоним Беэр Шева, содержится в книге Бытия, 21:22-34. Всё дело, мол, в договоре между праотцем Авраамом и братским филистимлянским народом; т.е. название следует понимать как "колодец клятвы".

И было в то время: Авимэлэх с Фихолом, военачальником своим, сказал Аврааму так: с тобою Б-г во всем, что ты ни делаешь. Теперь же поклянись мне здесь Б-гом, что ты не изменишь ни мне, ни сыну моему, ни внуку моему; по добру, которое я сделал тебе, так и ты будешь делать со мною и с землею, в которой ты проживал. И сказал Авраам: я поклянусь. И упрекал Авраам Авимэлэха из-за колодца воды, который отняли рабы Авимэлэха. Авимэлэх же сказал: не знаю, кто это сделал, и ты тоже не сказал мне; и я доныне даже не слыхал. И взял Авраам мелкого и крупного скота, и дал Авимэлэху. и заключили они оба союз. И поставил Авраам семь агниц из стада мелкого скота отдельно. И сказал Авимэлэх Аврааму: что здесь эти семь овец, которых ты поставил отдельно? И он сказал: вот, этих семь овец возьмешь ты от руки моей, чтобы это было мне свидетельством, что я выкопал этот колодец. Потому и назвал он это место Быэйр-Шева, ибо там они оба поклялись. И заключили союз в Быэйр-Шеве. И встал Авимэлэх и Фихол, военачальник его, и возвратились в землю Пылиштим. И насадил тамариск в Быэйр-Шеве, и призвал там имя Г-спода, Б-га вечного. И пребывал Авраам в земле Пылиштим дни многие.

В главе 26 история повторяется, на сей раз с Ицхаком; там же в главе 46 останавливается по пути в Египет Яаков. После завоевания Ханаана Беэр Шева возглавляет список городов, выделенных Шимону (Иегошуа 19:2); но загадочным образом фигурирует и среди владений колена Иуды (15:28). К моменту написания книги Шмуэля (I 8:1) объект, похоже, служит административным центром:

И было, когда состарился Шемуэйл, то поставил сыновей своих судьями над Исраэйлем. Имя старшего сына его было Йоэйль, а имя второго Авийа; они были судьями в Беэйр-Шеве. Но не ходили сыновья его по его пути, а склонились к корысти и брали взятки и кривили судом.

Выражение "от Дана до Беэр Шевы" подразумевает всю землю Израиля; оно особенно часто встречается в книгах Шмуэля, например (I 3:20):

И узнал весь Исраэйль, от Дана до Беэйр-Шевы, что Шемуэйл верный пророк Г-спода.

Или такой вариант (Мелахим II 28:9):

И привел он {Иошиягу} всех священников из городов Йеудейских, и осквернил возвышения, на которых священники совершали воскурения, - от Гэвы до Беэйр-Шэвы, и разрушил те возвышения у ворот, которые у входа в ворота Йеошуи, главы города, слева от входящего в городские ворота.

И наконец, имеем перечисление городов и сёл колена Иуды после возвращения из вавилонского изгнания в Нехемии 11:27:

А в открытых городах на полях своих жила часть сынов Йэуды: в Кирьят-Арба и в ближайших селах, в Дивоне и в ближайших селах, в Йэкавцеэйле и в открытых городах. И в Йэйшуа, и в Моладе, и в Бэйт-Палэте, И в Хацар-Шуале, и в Беэйр-Шэве, и в ближайших селах. И в Циклаге, и в Мехоне, и в ближайших селах, и в Эйн-Риммоне, и в Царе, и в Ярмуте, в Заноахе, Адулламе и в открытых городах, (в) Лахише и на полях его, в Азэйке и в ближайших селах. И расположились они от Беэйр-Шэвы до Гэй-Иннома.

Во времена постбиблейские Беэр Шева упоминается в Ономастиконе Евсевия как большое селение в 20 милях к югу от Хеврона, в котором размещён гарнизон. Византийский документ примерно пятого века размещает здесь кавалерию из балканской провинции Иллирик (Equites Dalmatae Illyriciani). Не забыли наш объект и авторы мозаичной карты 6 века из заиорданской Медвы.

Учёные мужи практически единогласно считают, что холм Тель Беэр Шева (Тель ас-Саба) - как раз и есть многократно упомянутый выше иудейский город. В 1874-м здесь побывал Кондер, но отметил лишь "следы руин на вершине и арабское кладбище". Раскопки на холме проводили тельавивские археологи во главе с Йохананом Аарони в 1969-75; после смерти Аарони проект продолжил Зеев Герцог в 1976-м и в 1993-95. Наиболее древние следы присутствия гомосапиенсов представляют собой немногочисленные халколитические черепки. В бронзовый век тель пустовал; это, с одной стороны, согласуется с тем, что ТАНАХ не упоминает ханаанейскую Беэр Шеву; с другой, мы помним, что город фигурирует в историях из жизни патриархов. То ли Беэр Шеву времён патриархов следует искать в другом месте, то ли она является чистым анахронизмом; в пользу последнего варианта говорит и наличие в тех историях филистимлян, появившихся в наших краях только в начале железного века...

Так или иначе, дальше идут девять культурных слоёв, относящихся к этому самому железному веку: от скромнoй деревушки на два десятка семей, в качестве жилья использовавших "ямы" (середина 12-го - середина 11-го века до н.э.) через серию неукреплённых поселений (вторая половина 11-го - начало 10-го века) к окружённому стеной городу (середина 10-го - конец 8-го). Этот последний был разрушен (по мнению Аарони и Герцога - скорее всего Синаххерибом в минус 701-м); в начале 7-го века его пытались восстановить, но как-то вполсилы. После трёхсотлетнего перерыва картину довершают ещё несколько слоёв - персидская крепость (4 век до н.э.); эллинистические крепость и храм (минус 3-2 века); иродианские дворец и баня (минус 1 век); поздняя римская крепость (2-3 века); в раннеисламский период (8-9 века) остатки последней служили дорожной станцией. Выходит, Беэр Шев(ы) Иошиягу и Нехемии мы тоже недосчитываемся ?

Между тем в римский и византийский периоды жители предпочитали селиться на несколько километров западнее (см. напр. 1,2); затем эта вторая локация тоже была заброшена; на рубеже 19-20 веков она была заново отстроена османскими властями и в результате превратилась в современную Беэр Шеву. Там же находятся колодцы, которые традиция связывает с именем Авраама... Но вернёмся к Тель Беэр Шева. С 1986-го он является национальным парком, а в 2005-м ЮНЕСКО внесла его, заодно с Мегидо и Хацором, в список "объектов всемирного наследия".

Реконструкция слоя VII (рубеж 11-10 веков до н.э.):




И слоя II (минус 8-й век). Штук 70-75 домов, человек триста-четыреста жителей.




План:



(Мэрфи-О'Коннор)

Наружные ворота и колодец, в южной части холма. В 1993-м колодец раскопали до глубины в 69-70 метров, так и не достигнув дна; диаметр 1.8 м. Шахта до глубины 7 м сложена из отёсанных каменных блоков из местного мела, дальше высечена. По Герцогу, колодец вырыли ближе к началу железного века; после возведения городских стен его по неизвестной причине оставили снаружи. Судя по хаходкам в колодце, он функционировал на протяжении всей второй половины железа (дополняя более позднюю систему водоснабжения, о которой ниже) и далее, включая эллинистический период.




Нижняя часть стены каменная; на ней хорошо видна "линия реконструкции", которая отделяет откопанное от восстановленного. Выше начинается сырцовый кирпич. Такая техника - сырцовые стены на каменном фундаменте - имела место. Но в комментах levakov делится подозрением, что выше линии просто клали что попало.




Дорога к внутренним воротам:




Сточная канава:




"Четырёхкамерные" внутренние ворота:
















Вид "с внутренней стороны" на ворота и примыкающую к ним площадь. Ворота и площадь, видимо, играли центральную роль в общественной и экономической жизни города; так, в ТАНАХе видим упоминания о царе, сидящем у ворот (Шмуэль II 19:9), о совершавшихся там сделках (Мелахим II 7:18) итд.




Резиденция градоначальника:




Улица 9-8 веков до н.э.:




"Четырёхпространственный дом":







По описанию Аарони, в -10 веке (слои V, IV) город был защищён сплошной стеной четырёхметровой толщины. После её разрушения в начале -9 века, поверх уцелевшего фундамента построили казематную стену толщиной 1.6 м (внешняя) и 1.05 м (внутренняя). Эта вторая стена дожила до конца -8-го века (слои III, II). Холм предварительно "приподняли" при помощи вала высотой 6-7 метров и окружили рвом глубиной 4-5 метров. На следующем фото, насколько я понимаю, остатки стены, но что-то я не могу насчитать там нужное количество метров и литров и килограмм:




Склады:










Изучая склады, археологи обратили внимание на интересные каменные блоки, использованные строителями. Любопытные исследователи вертели блоки в руках, пока наконец не собрали из них "рогатый" алтарь. Копия алтаря встречает теперь посетителей у входа в национальный парк. Камни тёсаные, хотя в первоисточнике ясно сказано: "Если же жертвенник из камней будешь делать Мне, то не закладывай их тесанными. Ибо раз нанес ты на какой-либо из них тесло твое, ты осквернил его" (Исход 20:22).




На переднем плане, если я правильно понимаю, руины римской крепости:




Всякая прочая всячина:




























И одна из главных фич - подземный резервуар в северной части холма, обнаруженный в 1970-м и дораскопанный в 1994-м. Объект был построен одновременно с укреплённым городом. Для доступа к воде служила квадратная (не то 12 на 12 м, не то 11 на 10.5) шахта с лестницей, спускавшаяся на глубину 15 м. Собственно резервуар имел форму двойного креста. Он наполнялся через систему тоннелей длиной около 50 м, начинавшуюся у северного подножия холма; источником воды, видимо, служила сезонная речка Нахаль Хеврон, текущая (в сезон) к северу от холма. К югу от холма проходит русло другой речки, Нахаль Беэр Шева, в которую Нахаль Хеврон вскоре впадает. Некоторая загвоздка, пишет Цвика Цук, состоит в том, что подающий воду тоннель выше русла речки. То ли за прошедшие годы последнее существенно углубилось, то ли воду забирали как-то хитрее (плотина, отводной канал выше по течению итд), то ли её собирали с равнины к северу от холма.



(Новая энциклопедия археологических раскопок)

Резервуар вмещал примерно 700 кубометров воды, но судя по следам на стенах, там редко бывало больше 500. Итого (из расчёта на триста душ) получается 1.7 кубометра в год или 5 литров в день на человека. Мало, жалуется Цук, среднее потребление "человека железновечного" по расчётам (каким ?) было раза в три больше; впрочем, эти 5 литров не учитывают южный колодец. К моменту повторного заселения холма в персидский период тоннель из Нахаль Хеврон, видимо, уже не функционировал; но система ещё могла накапливать дождевую воду, стекавшую через входную шахту.
















Бонус: в ПМВ на холме находились османские укрепления, охранявшие восточные подступы к Беэр Шеве.



(wiki)



(wiki)



(wiki)

Фотографии: в wikimedia commons.

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (volume 1, 5)
The Holy Land - An Oxford Archaeological Guide from Earliest Times to 1700 By Jerome Murphy-O'Connor
צביקה צוק - מים בקצה המנהרה
זאב הרצוג - ‏יישובים מותחמים ב'נגב-יהודה' ובמדבר באר-שבע
Excavations at Tel Beer-Sheba By Yohanan Aharoni
The survey of western Palestine (volume 3) By C.R. Conder et al
Tent work in Palestine: a record of discovery and adventure By C.R. Conder et al
Отчёт ЖЖ-юзера lorien22

крепости, фотоотчёты, водопровод

Previous post Next post
Up