Иерусалим - Башня Давида.

Oct 05, 2023 08:43



Иерусалимская цитадель, известная как Башня Давида, расположена на западной границе Старого города, непосредственно к югу от Яффских ворот. Об этом, конечно, можно было не писать, но надо же с чего-то начать ? Также можно не добавлять, что к царю Давиду цитадель не имеет ни малейшего отношения; в те лохматые времена (начало 10-го века до нашей эры) Иерусалим ограничивался небольшой территорией на т.н. "восточном холме", тогда как объект находится на "западном", причём в дальней его части. Но в минус 8-м веке город сильно разросся и, похоже, добрался до этой точки; во всяком случае археологи отрапортовали о соответствующих находках на территории цитадели. Потом было разрушение вавилонянами, затем восстановление, и в конце 2-го века до н.э. северо-западный отрезок хасмонейской городской стены прошёл там, где нам "нужно"; фрагмент стены можно увидеть во дворе цитадели и южнее, в западной части бывших османских казарм ака Кишле. Унаследовавший хасмонейский трон Ирод, учитывая его увлечение строительными проектами, не мог не внести свой вклад. Согласно Флавию, при нём где-то здесь были возведены три башни - Гиппик, Фазаэль и Мариамна. Последние были названы в честь брата и жены Ирода; а вот про обладателя лошадиного имени Гиппик Иосиф сообщает только, что он был другом царя, погибшим на войне; и более нигде такого человека не упоминает. По словам автора, эти башни "по величине, красоте и крепости не имели себе подобных в мире". Далее Флавий переходит к подробному описанию всех трёх:

Гипикова башня, названная по имени его друга, была четырехугольная, двадцати пяти локтей ширины и длины, тридцати локтей высоты и массивно построена; на этом, составленном из глыб массиве, находилось вместилище для дождевой воды двадцати локтей глубины; над ним возвышалось еще двухэтажное жилое здание, вышиною в двадцать пять локтей, разделенное на различного рода покои и увенчанное маленькими двухлоктевыми башенками и трехлоктевыми брустверами, так что общая высота башни достигала восьмидесяти локтей высоты. Вторая башня, названная Иродом, по имени его брата Фазаеля, имела по сорока локтей в ширину и длину и столько же в вышину и была вся массивная. На верху опоясывал ее кругом балкон вышиною в десять локтей, защищенный брустверами и выступами; в средине этого балкона возвышалась другая башня, помещавшая в себе великолепные покои, снабженные даже баней, так что вся башня совершенно походила на царский замок. Ее вершина была еще роскошнее предыдущей и украшена башенками и зубцами. В общем она имела около девяноста локтей высоты. По внешнему виду она была похожа на Фаросский маяк, что пред Александрией, но значительно превосходила его объемом... Третья башня Мариамна (так было имя царицы) имела массивное основание в двадцать локтей вышины, двадцать локтей ширины и столько же длины; жилые помещения на верху были устроены еще великолепнее и разнообразнее, чем в предыдущих башнях, ибо царь считал приличествующим - здание, названное по имени женщины, больше разукрасить, чем те, которые носили имена мужчин; зато последние были, наоборот, сильнее женской башни. Высота этой башни достигала пятидесяти пяти локтей. Величина этих трех башен, как ни была она значительна сама по себе, казалось еще большей, благодаря их местоположению: ибо древняя стена, на которой они стояли, сама же была построена на высоком холме и, подобно вершине горы, подымалась на вышину тридцати локтей, а потому башни, находившиеся на ней, выигрывали в вышине. Поразительна была также величина камней, употребленных для башен, ибо последние были построены не из простых камней или обломков скал, которые люди могли бы нести, а из обтесанных белых мраморных глыб, из которых каждая измерялась двадцатью локтями длины, десятью локтями ширины и пятью - толщины; и так тщательно они были соединены между собою, что каждая башня казалась выросшей из земли одной скалистой массой, в которой уже впоследствии рука мастера вырезала формы и углы - так незаметны были швы сооружения. К этим стоявшим на севере башням примыкал изнутри превосходивший всякое описание царский дворец...
(Иудейская война 5 4)

После взятия Иерусалима башни не были разрушены, и где-то по соседству разместился римский гарнизон:

Тит приказал весь город и храм сравнять с землей; только башни, возвышавшиеся над всеми другими, Фазаель, Гиппик, Мариамма и западная часть обводной стены должны были остаться: последняя - для образования лагеря оставленному гарнизону, а первые три - чтобы служить свидетельством для потомства, как величествен и сильно укреплен был город, который пал пред мужеством римлян.
(Иудейская война 7 1)

Остатком одной из иродианских башен считается нижняя часть северо-восточной башни нынешней цитадели (справа на заглавной фотографии). Руководствуясь текстом Флавия, размером сохранившейся постройки и её расположением на линии хасмонейско-иродианских городских стен исследователи пытались понять, с какой из трёх они имеют дело, и приходили к различным выводам. Эдвард Робинсон предположил Гиппик; но, как я понимаю, его последователи в основном предпочли Фазаэль; с Робинсоном, впрочем, солидарен Гиллель Гева, проводивший раскопки цитадели; а вот Мариамну, кажется, не предлагал никто из этих мужских шовинистских мизогинов... Но вернёмся к Флавию. По его свидетельству, уже тогда народная молва "переселила" Давида на более высокий западный холм. Под "крепостью", вероятно, имеется в виду "крепость Сион" из Шмуэль II 5:7.

Тот из двух холмов, на котором находился Верхний город, был выше и имел более плоскую вершину. Вследствие своего укрепленного положения, он был назван царем Давидом... крепостью, а нами - Верхним Рынком... Давид и Соломон, равно и последовавшие за ними цари, старались превзойти друг друга в укреплении этой твердыни.
(Иудейская война 5 4)

В дальнейшем тенденция была подхвачена и развита, и как следствие, Давиду стали приписывать иродианскую башню. Впервые "башня Давида" упоминается у анонимного пилигрима из Пьяченцы (примерно 570); по дороги с Голгофы на гору Сион он и его спутники "взобрались на Башню Давида, место где он читал псалмы, и она огромна. В ней есть комнаты в каждом из залов, и сама башня это квадратное здание без крыши. Христиане поднимаются на эту башню, чтобы провести ночь в молитве. Если они поднимаются в полночь, они слышат звуки бормотания внизу в долине Иегошафата, со стороны Иордана, Содома и Гоморры..." Примерно в 8-м веке Эпифаний обнаружил "у западных ворот Иерусалима Башню Давида, в которой тот сидел в пыли и писал псалмы".

Тем временем на месте остатков хасмонейско-иродианских укреплений появилась небольшая раннеисламская цитадель; её западная сторона предположительно совпадала с хасмонейской стеной, северный угол - с иродианской башней, а в юго-восточном углу была построена новая круглая башня диаметром 9.8 м.



(Гева)

Крепость в Иерусалиме, одна часть которой находится на холме, а другая окружена рвом, упоминает аль-Мукаддаси в конце 10-го века. В 1099-м фатимидская цитадель благополучно пережила штурм города крестоносцами, и в итоге градоначальник Ифтихар ад-Даула сдал объект Раймунду Тулузскому в обмен на свободу для себя и остатков гарнизона. Готфрид Бульонский пожаловал крепость патриарху Даимберту; однако с вокоролением Балдуина I цитадель стала королевской собственностью и одной из резиденций. Русский паломник Даниил (ок. 1106) оставил следующее описание:

И потом все люди с великой радостью входят в святой город Иерусалим через ворота, находящиеся около столпа Давидова. Те ворота - со стороны Вифлеема {Яффские ворота, конечно, не совсем со стороны Вифлеема, но дорога на юг - нынешняя "Хевронская дорога" - действительно выходила из из них, и сами ворота до сих пор по-арабски называются Хевронскими}; это ворота Вениаминовы. Войдя в город, видишь по правую руку дорогу через город в Святая Святых, а по левую - к святому Воскресению, где находится Гроб Господен... Столп этот святого пророка Давида; тут же и дом его был. В том столпе пророк Давид составил и написал Псалтырь. Чудесен этот столп, из больших камней сложен, очень высок, сделан о четырех углах, и весь крепок и прочен, и камень отборный. Внутри в нем воды много. Дверей же у него пять железных, а ступеней двести, по которым поднимаются наверх. И зерна в нем бесчисленное множество лежит. Очень он труден для взятия и главенствует над всем тем городом, и охраняют его очень, и не дают никому войти в него просто так. Мне же, дурному и недостойному, дал Бог возможность войти в тот святой столп; с собой я смог ввести одного только Изяслава.



(Иерусалим на карте из Камбре, прим. 1150; в левом верхнем углу видим примыкающие друг к дружке Яффские ворота, названные "воротами Давида", "башню Давида" и "королевскую курию")

В какой-то момент цитадель перестроили и увеличили, прихватив при этом участок за пределами городской стены. Результат, повидимому, имел в виду Теодерих прим. в 1169-74 под "рвами и барбиканами":

The Tower of David is incomparably strong, made of squared blocks of enormous size. It is next to the south Gate by which the road goes towards Bethlehem {опять же, ворота технически не южные, но...}, and its site is next to the newly-built dwelling and palace, which is heavily defended with ditches and barbicans, and is now the property of the King of Jerusalem. It is sited on the citadel of Mount Sion, and this is why it says in the Book of Kings, ‘David captured the citadel of Zion’. As far as the breadth of the city is concerned the Tower is situated at about the level of the Temple of the Lord {т.е. Купол Скалы}, and it has on the south Mount Sion, and on the east the Mount of Olives.

Отобравшие Иерусалим у крестоносцев Айюбиды объект, видимо, в той или иной степени доработали; во всяком случае, надпись 1213-4 годов в мечети цитадели говорит о постройке башни; но где в точности стояла последняя - неясно. В 1219-м айюбидский правитель Дамаска аль-Муаззам снёс городские укрепления, опасаясь возвращения франков; и последние действительно вернули город дипломатическим путём в 1229-м. В 1239-м айюбидский правитель Керака ан-Насир Дауд подошёл к Иерусалиму, взял цитадель после трёх-четырёх недель осады, снова разрушил и удалился обратно за Иордан. При мамлюкском султане ан-Насире Мухаммеде, в 1310-11, опять же согласно надписи, объект был в очередной раз отстроен; насколько я понимаю, цитадель в нынешнем её виде принято считать в основном мамлюкской. Муджир ад-Дин, подробно описавший мамлюкский Иерусалим на рубеже 15-16 веков, сообщает нам следующее (мой корявый перевод английского гуглперевода французского перевода):

Цитадель (эль-Кала). Это красиво построенная крепость, расположеная за пределами Иерусалима, с западной стороны... Её раньше называли Михраб Давида, который жил здесь. Говорят, что здание цитадели было соединено с монастырём Сиона. Крепость включает огромную башню, называемую Башня Давида; она старой постройки, времён Соломона. Эль-Мушарраф говорит в своём санаде, что когда посланец Аллаха видел Иерусалим в ночь ночного путешествия, два ярких огня сияли справа и слева от Масджида. "Что это за два огня ?", спросил он Джебраила. Ангел ответил: "Справа от тебя михраб твоего брата Давида, а другой слева от тебя горит на могиле твоей сестры Марии". Рум (византийцы) и франки, когда они правили святым городом, перестроили всю цитадель, кроме Башни Давида. В цитадели есть наиб (лейтенант), отдельный от иерусалимского. Как принято в цитаделях империи, каждый вечер играл Табл-Хана {военный оркестр} в течение полутора часов после заката; но в наше время она в беспорядке; обычай бить там в барабан не соблюдается, и её наиб напоминает простого человека из-за беспорядка и дезорганизации. Мы уже говорили, что губернатор (вали) Иерусалима когда-то жил в этой цитадели.

Картину упадка и раздрая дополняет Феликс Фабри (1483-4):

Некогда цитадель со всех сторон была окружена глубоким рвом. Однако из-за того, что он никогда не чистился, на сегодняшний день он заполнен наносами. Комендант (цитадели) разбил в восточной части рва огород для своих нужд.
(Перевод Михаила Чернина)



(Иерусалимская цитадель на карте Эрхарда Рейвиха, 1483-4)

Вскоре мамлюков сменили османские турки, и при Сулейман Великолепный над цитаделью опять поработали строители, чему свидетельством надпись 1531-2 годов над внешними воротами. Кое-какая информация об объекте содержится в сиджилах шариатского суда Иерусалима; надо полагать, ниже речь идёт именно о них. Так или иначе, согласно документу от 1545-го года, гарнизон цитадели состоял из 64 янычар, 12 стражников городских ворот (бавваб), 2 стражников ворот цитадели, 10 человек вспомогательного и административного персонала, 5 артиллеристов, одного тюремщика, одного плотника, одного пекаря, одного ответственного за ров и одного за водоснабжение, плюс комендант (дуздар, в переводе с фарси "хранитель крепости"), заместитель (китхуда), секретарь (катиб), имам, муэдзин и мажордом. Хавари пишет, что на 1555-й год дневная зарплата солдата составляла от 2 до 8 акче; дуздару полагалось 30, заместителю 15. Речь, насколько я понимаю, идёт о не таких уж больших суммах - дальше приводится зарплата работника (4 акче) и строителя (12). Со временем военным разрешили обзаводиться семьями и жить в городе; иногда их дети, в том числе неподходящие для службы, числились в составе гарнизона и соответственно получали жалование. Другой документ, за 1560-й год, насчитывает в крепости 60 пушек, из них половина неисправных, 20 в хорошем состоянии, в том числе 7 больших. Помимо крепости и казармы, цитадель служила тюрьмой; там в частности содержались заложники из числа бедуинов, с тем чтобы их соплеменники не грабили паломников и вообще вели себя скромнее; приказ султана от 1576-го упоминает просьбы родственников, чтобы заложников меняли раз в полгода, но предписывает делать это раз в год. Данные за 17-й век говорят о гарнизоне в 60-70 человек, из них примерно 40 янычар. Дуздар теперь зарабатывает порядка 60 курушей в год; китхуда 36; катиб и имам по 18. Местное подразделение (орта) янычар делилась на пять "белюков", во главе каждого из которых стоял белюкбаши (ему полагалось 5.25 курушей); один из пяти, т.н. баба белюкбаши, командовал всей ортой. Часть янычар, подразделение мушкетёров ака тюфенгджи, занимались патрулированием улиц Иерусалима. Мушкет, кстати, в 1671-м стоил 7 курушей, а кольшуга и шлем в 1661-м обходились в 3 куруша. Возвращаясь к артиллерии, инспекция в 1610-м обнаружила 64 орудия, из которых 22 были неисправны; в числе прочих имелось 8 тяжёлых орудий (шахи). В 1678-м насчитали 62 исправных и неуказанное количество неисправных; в том числе 3 тяжёлые мортиры (хавун).

Жизнь у османского гарнизона, наверно, была в основном скучной, но иногда всё же становилось повеселее. Так, в 1625-м гумернатор (мутассалим) иерусалимского санджака Мухаммад ибн Фаррух, изгнал из цитадели лояльных ценральной власти янычар, убил коменданта и назначил на его место своего брата Усмана. Турецкий путешественник Эвлия Челеби (1649, 70-1) описывает объект следующим образом:

Рядом с Яффскими воротами расположена цитадель... Её окружность составляет 400 шагов, и у неё 3 железных ворот. Первые из этих ворот ведут, через деревянный мост, в саму цитадель. Это здание, посеревшее от времени, включает в себя зал заседаний (диван-хане), украшенный различными видами оружия. В цитадели проживает её коммендант (дуздар), а также представитель правителя горяда (кяхья), имам, проповедник (хатиб), муэдзин и воины. В цитадели имеется всего 70 очень маленьких комнат, построенных из камня. Огород коменданта цитадели представляет собой небольшой цветущий сад, расположенный во рву цитадели {очевидно, привычки комендантов мало изменились за 200 лет}. Боковая башня, расположенная справа от входа в цитадель, является башней где жил сам благородный Дауд. Из уважения к нему, эта башня не используется под жильё, но в ней расположены арсенал и казнохранилище. У этой башни железная дверь. Башня построена из камней размером 5 на 6 локтей. Несомненно, эта башня была построена самими джиннами ! Глубина рва цитадели, расположенного за Яффскими воротами, достигает 40 локтей, а его ширина - 50 локтей... У цитадели 3 мощно построенных этажа. Размер каждого из её камней подобен (размеру) тела слона.
(Перевод Михаила Чернина)

Чуть более позднее описание принадлежит перу путешественника Абд аль-Гани ан-Набулси (1690):

Весьма укреплённая цитадель расположена в западной части гороад, внутри него. Мы вошли в мечеть, находящуюся внутри цитадели, где находится михраб пророка Дауда, да пребудет с ним мир... В этоо месте мы восхвалили Аллаха. Затем мы поднялись по лестнице наверх, где, как говорят, находился (когда-то) трон пророка Дауда. В этом месте находится большое окно, построенное из камня, и у него - следы локтей, отпечатавшиеся в камне. Говорят, что это следы локтей Дауда, да пребудет с ним мир; он имел обыкновение сидеть напротив этого окна и ставить свои локти на каменную плиту, на которой и отпечатались их следы. Мы посидели какое-то время она этом месте, прочитав суру "аль-Фатиха" и вознеся молитвы Аллаху. (Затем) офицеры цитадели, живущие в этом месте, угостили нас розовой водой и другими лакомствами, и порадовали наши сердца.
(Перевод Михаила Чернина)



(Объект на рисунке Корнелиса де Брюйна, 1681-2)

В 1702-6 иерусалимские горожане и окрестные феллахи взбунтовались против мутассалима Джурджи Мухаммеда-паши ввиду налоговой политики последнего. Мятежники во главе с Накибом аль-Ашрафом Мухаммедом бин Мустафой аль-Хуссейни захватили город и изгнали мутассалима; янычары из цитадели не вмешивались. В 1705-м губернатор (вали) Дамаска, Мухаммед-паша, послал 2000 янычар; последние отбили город, изъяли оружие и складировали в цитадели. Хуссейни скрылся, но был пойман и год спустя казнён в Стамбуле. Прибывшие янычары не помещались в крепости и были поселены в городе. Снова начались трения с местным населением, в ходе которых гарнизон цитадели обстрелял из пушек Купол Скалы; спустя некоторое время властям удалось навести порядок. В 1784-м гарнизон насчитывал 440 человек: 200 янычар, 61 оружейника (джебеджи), 48 артиллеристов (топчи), 20 снабженцев (арабиджи), 91 стражника (мустахафиз) и "местных" (йерли, возможно местные потомки янычар, о которых шла речь выше; на них остаётся 20). Кроме комменданта (дуздар) в этот период (18-й и начало 19-го века) имелся также начальник стражи (мухафиз аль-кала); иногда две должности совмещал один и тот же офицер, иногда нет. В конце 18-го и начале 19-го веков дуздарами были представители местной семьи аль-Асали.

В 1798-м, ввиду опасений, что Наполеон попытается захватить Иерусалим, губернатор Дамаска направил в город подкрепление с пушками; жители Дамаска пожертвовали большое количество пороха; иерусалимцы тоже обнаружили в своих закромах порох и несколько пушек, и передали в арсенал цитадели (джаба-хане). В итоге Наполеон, как мы знаем, прошёл мимо. Зато в 1808-м случились беспорядки. Поводом послужил ремонт Храма Гроба после пожара. Бунтовщики изгнали мутассалима и захватили цитадель. Вали Сайды, Сулейман-паша, прислал отряд, который осадил цитадель и вынудил мятежников сдаться. Ещё одно восстание произошло в 1826-7, поскольку новый вали Дамаска, Мустафа-паша, повысил налоги. К тому времени, согласно греческому монаху по имени Неофит, гарнизон сократился до 60 солдат. Мустафа-паша прислал ещё 100 солдат, потом прибыл сам, навёл порядок и оштрафовал виновных; но после его отъезда началось сначала, под руководством дуздара цитадели Ахмада-аги аль-Асали. Мутассалима в очередной раз выгнали. Вали Сайды (кхм, почему иерусалимскими делами занимаются то губернатор Дамаска, то Сидона ?) Абдалла-паша выслал 2000 солдат, и порядок был в очередной раз восстановлен. Кстати говоря, в том же 1826-м султан Махмуд II распустил янычарский корпус.

23-го декабря 1831-го года Иерусалим был занят египетскими войсками под началом Ибрагима-паши; цитадель некоторое время продолжала сопротивление. В 1834-м палестинские феллахи опять восстали, на сей раз против египетских властей с их призывом в армию и прочими нововведениями. Египетский гарнизон удерживал цитадель, но не мог контролировать остальной город. Прибытие в Иерусалим Ибрагима-паши с отрядом не решило проблему, и только собравшееся в Яффе подкрепление в 15000 солдат убедило восставших пойти на мировую. Около 1837-го египтяне начали строить к югу от цитадели новые казармы, уже упомянутые выше как Кишле; но воспользоваться ими толком не успели, поскольку в 1840-м Палестина вернулась под османский контроль. Тогда же британская экспедиция полковника Андерсона начертила первый план цитадели. Хотя цитадель оставалась военным объектом и для доступа в неё нужно было специальное разрешение, свою лепту в её изучение внесли Чарльз Вильсон и Конрад Шик. В 1898-м ров цитадели возле Яффских ворот был засыпан, чтобы устроить въезд в город для Кайзера Вильгельма II. Наконец, после появления на сцене в 1917-м британцев, объект утратил свою военную функцию. Раскопки объекта проводили Седрик Норман Джонс в 1934-47; Рут Амиран и А. Эйтан в 1968-9; и Гиллель Гева в 1979-80. С 1989-го комплекс служит музеем. В последние годы здесь шёл ремонт, плюс опять же археологические изыскания, силами Амита Реэма и его коллег по Управлению древностей. Я побывал в цитадели осенью 2021-го, на последней стадии ремонта и первой стадии открытия (очень частичного); полное открытие состоялось в 2023-м...

Фотография Феликса Бонфиса, 1867:



(wiki)

Виктор Ферник, 1878:



(Bibliotheque-numerique.icp.fr)

Внутренний двор цитадели в начале 20-го века, до того, как Седрик Джонс расчистил его в ходе раскопок начала 1930-х; слева, у северной стены, видно здание конюшни:



(Archive.org)

Другой ракурс; теперь конюшня справа; внизу, у западной стены, возможные остатки тюрьмы; а слева Яффские ворота с османской часовой башней, что позволяет датировать эту пару снимков 1907-22 годами.



(Archive.org)

Аэрофотоснимок цитадели и Кишле из коллекции Мэтсона, предположительно 1936:



(wiki)



(Мэрфи-О'Коннор)

Наши дни. Внешние ворота цитадели (номер 7 на схеме):





Приказ восстановить эту великолепную крепость дал великий султан и великолепный император, властелин над шеями всех наций, начальник над людьми меча и пера, слуга двух харамов и святой земли, да освятит Аллах святые души его отцов, источник безопасности, веры и надежды, султан, сын Усмана, Сулейман Второй, да сделает Аллах его существование таким же долгим, как Купола Скалы ! В год добрых дел.

Ван Берхем видит в словах "добрых дел" указание на год мусульманского календаря с номером, равным числовому значению этих слов, т.е. 938 = 1531-2, т.е. в правление Сулеймана I, а не II. Отвечая на напрашивающийся вопрос, почему в таком случае первый назван в надписи вторым, он отмечает, что на востоке вообще не принято присваивать номера одноимённым правителям, и выдвигает предположение, что имелось в виду - второй после того Сулеймана, который Соломон.



Дальше по часовой стрелке. Восточная башня (32); хорошо видны навесные бойницы ака машикули:





Восточная стена:



Юго-восточная башня (29):



Южная стена:



Юго-западная башня (25-27):





И прикрывающий её гласис/талус. Где-то там была обнаружена османская надпись, гласящая: "Обновление стены этого рва было выполнено после того, как она обвалилась, при халифе, султане ислама и мусульман, преследователе еретиков и политеистов, султане Махмуде, сыне покойного султана Мустафы-хана из семьи Усмана - да поддержит Аллах его правление - ввиду просьбы и доклада почтенного министра Абдаллй-паши, правителя Сирии, анура священного паломничества, когда он посетил Иерусалим. И высший приказ получил его помощник, паломник Маустафа-ага, сын Парваны, и он выполнил его сам и завершил восстановление - да отблагодарит его Аллах добром - в месяцы года 1144-го (1731-2)."





Надпись выставлена во дворе цитадели:



Цитадель с запада. Большое окно в правой части кадра - возможно то самое окно Дауда, о котором шла речь выше.



Северо-западная башня (1); в стенах и парапете видны круглые амбразуры для крупного огнестрела.









Северная стена:



И - the last, but not the least - частично иродианская северо-восточная башня (5):





В стене рядом - потерна:



Круг сделан, можно заходить. Мечеть у подножия восточной башни (9). Надпись над входом сообщает о ремонте "летней мечети" командиром янычар, неким Хасеки Али-ага, в 1738-м.





Интерьер мечети; в круге над михрабом надпись "Султан Сулейман, да прославит Аллах его победы".





Бойницы:







Внутренние ворота (10) и ведущий к ним мост. На последнем видна надпись в круге: "Слава нашему господину, султану аль-Малику аль-Музаффару Абу л'Насру Сулейман-шаху, потомку Усмана".





Над самими воротами была мамлюкская надпись о восстановлении цитадели, но видимо, куда-то делась: "Слава нашему господину, великому султану аль-Малику ан-Насиру Насир ад-Дунья ва-ад-Дин Мухаммеду, сыну султанан аль-Малика аль-Мансура Сайф ад-Дунья ва-ад-Дин Калауну, да прославит Аллах его победы ! В месяцы 710-го года (1310-11)."



Это ещё не всё...





Последняя преграда:



Наконец, пройдя все ворота, посетитель попадает в мамлюкское шестиугольное помещение (11):





Подъём с видом на тыльную сторону северо-восточной башни:



Крыша шестиугольного помещения:



Теперь ещё выше:



На крышу северо-восточной башни:



Пушечная амбразура:



Вид на внутренний двор цитадели и пересекающую его хасмонейскую городскую стену (14); в юго-западном (он же правый верхний) углу видна мечеть (25) с минаретом (27).



Западная стена цитадели; рядом с ней предположительно находилась тюрьма:



Северная стена, за ней Яффские ворота итд:



Всё ещё северная стена, боевые позиции в три яруса. В османский период возле этой стены находилась конюшня.



Вид на северо-восток; христианский и мусульманский кварталы, пруд Хизкиягу, ХГГ, Редимер, Купол скалы, Масличная гора:



Восток - южная часть Масличной горы, еврейский квартал, синагога Хурва, церковь Христа:



Юг - Кишле, армянский квартал, Дормицион:



Продолжение следует...

Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности

Ссылки:
The Holy Land: An Oxford Archaeological Guide from Earliest Times to 1700 By Jerome Murphy-O'Connor
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: Volume 3, The City of Jerusalem By Denys Pringle
Excavations in the Citadel of Jerusalem, 1979-1980: Preliminary Report By Hillel Geva
The Tower of David - Phasael or Hippicus ? By Hillel Geva
The Citadel (Qal’a) of Jerusalem in the Ottoman Period: An Overview By Mahmoud Hawari
Михаил Чернин - Иерусалимская цитадель и ее гарнизон в 17 в.
Biblical researches in Palestine, Mount Sinai and Arabia Petraea, A journal of travels in the year 1838 (Volume 1) By Edward Robinson
The survey of Western Palestine - Jerusalem By Charles Warren, C.R. Conder
Matériaux pour un Corpus Inscriptionum Arabicarum Part 2 Syrie du Sud T.1 Jérusalem «Ville» (1922) By Max Van Berchem
Jerusalem pilgrims before the crusades By John Wilkinson
Jerusalem pilgrimage 1099-1185 By John Wilkinson
Histoire de Jérusalem et d'Hébron depuis Abraham jusqu'à la fin du XVe siècle de J-C: fragments de la Chronique de Moudjir-ed-dyn
I2ud.org 1,2
Archnet.org
Отчёт ЖЖ-юзера nyurka

крепости, фотоотчёты, мечети

Previous post Next post
Up