(Окончание. Начало
ЗДЕСЬ)
ПЕРВЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР ГРАЖДАН И ПОЛИТИКОВ РОССИИ (проект)
(Опубликовано в Снобе 18.01.15) ...Ну вот мы и подошли к самому интересному. Мы прошли все предварительные этапы создания института Гражданственности. У нас есть потребность, удовлетворение которой требует совместных организованных действий, мы сформировали общую цель, дали наименование новому институту, определили основу легитимности института Гражданственности, заложили в его основу базовые ценности и ограничили его принципами. Теперь в рамках всего вышеизложенного нам необходимо сформировать норму института Гражданственности, которая должна будет запустить новую социально-политическую систему. Вот эта норма:
ПЕРВЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР ГРАЖДАН И ПОЛИТИКОВ РОССИИ
(проект)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Договор действует в соответствии с Конституцией и иным действующим законодательством России.
1.2. Сторонами настоящего Договора могут быть совершеннолетние граждане и политики России.
1.3. Политик - это гражданин, который на выборной основе наделен гражданским полномочием.
1.4. Гражданское полномочие - это право одного гражданина представлять интересы других граждан и от их имени решать общегражданские проблемы.
1.5. Общегражданской является любая проблема, затрагивающая двух и более не связанных родственными отношениями граждан.
2. Предмет Договора
2.1. Граждане и политики России обязуются при осуществлении гражданской деятельности соблюдать нижеизложенные Принципы гражданской деятельности:
Достоинство - способность уважать себя, осознавать свои права и обязанности. Достоинство выражает сопротивление духа инстинкту. (Фридрих Шиллер)
Уважение - способность относится к другим людям как к себе равным и признавать их права. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. (М.А. Бакунин)
Справедливость - способность сохранять беспристрастность при оценке поступков и действий. Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей. (Иммануил Кант)
Гуманность (человечность) - почитание людей в качестве величайшей ценности в мире, бережное отношение к окружающему миру. Счастье целого мира не стоит слезинки хотя бы одного замученного ребенка. (Ф.М. Достоевский)
Порядочность - способность воздержаться от противоправных и бестактных поступков и действий. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. (Золотое правило нравственности)
Честность - способность выражать свое истинное отношение к чему или кому-либо, умышленно не вводить людей в заблуждение. Вовсе не требуется всегда говорить полностью то, что думаешь, это было бы глупостью, но все, что бы ты ни сказал, должно отвечать твоим мыслям; в противном случае это - злостный обман. (Мишель де Монтень)
Верность слову - способность всегда выполнять данные обещания. Если мы не всегда властны исполнить наше обещание, то всегда в нашей воле не давать его. (Пьер Бауст)
Ответственность - способность отвечать за свои поступки и действия, а также за их последствия. Человек действительно становится человеком, когда он принимает полную ответственность - кем бы он ни был, он за это ответственен. (Бхагван Шри Раджниш)
Последовательность - способность к логичности и отсутствию противоречий в поступках и действиях. Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется как следует. (Иоган Гете)
Гражданственность - способность не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного, участие в создании общественных благ. Все мы способны выполнять что-нибудь такое, что может увеличить сумму человеческого счастья и сделать мир более хорошим и более светлым, чем мы его нашли. (Чжуан-Цзы)
Договороспособность - умение находить решения, учитывающие интересы и устраивающие все заинтересованные стороны; умение договариваться, объединяться и осуществлять совместную деятельность. При единении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается. (Саллюстий Гай Крисп)
2.2. Гражданская деятельность - это любые действия граждан и политиков России, направленные на решение общегражданских проблем.
2.3. Гражданская деятельность включает в себя следующие виды взаимоотношений:
- взаимоотношения между гражданами в процессе решения ими общегражданских проблем;
- взаимоотношения между гражданами и политиками;
- взаимоотношения между политиками.
2.4. Любая волонтерская деятельность является гражданской деятельностью.
2.5. Любая помощь лицам, осуществляющим гражданскую деятельность, в целях осуществления ими такой деятельности, является гражданской деятельностью.
2.6. Не является гражданской деятельностью решение личных проблем.
3. Обязанности политика
Помимо обязанностей, предусмотренных действующим законодательством России, политик должен выполнять следующие обязанности:
3.1. Основной обязанностью политика является представление интересов граждан и защита их прав.
3.2. Политик обязан действовать только на основании гражданского полномочия исключительно от имени и по поручению граждан, его избравших.
3.3. Политик обязан не менее одного раза в месяц проводить опрос граждан о проблемах, которые, по мнению граждан, являются наиболее важными. Решение данных проблем должно быть первостепенной задачей политика.
3.4. Политик обязан отчитываться о своей деятельности перед гражданами не менее одного раза в месяц на доступных и открытых информационных ресурсах. Данный отчет в обязательном порядке должен содержать информацию об источниках финансирования политика и о расходах указанных средств.
3.5. Политик обязан не менее одного раза в месяц встречаться с гражданами. Данные встречи могут проходить только в выходные или праздничные дни. Длительность таких встреч не может быть менее восьми часов непрерывного общения, с перерывами, в совокупности составляющими не более одного часа. Формат проведения встречи определяется политиком.
3.6. Политик не имеет права избираться более двух раз, в случае, если количество его избирателей превышает сто тысяч человек.
3.7. Общий срок гражданских полномочий, предоставленных политику, не должен превышать восьми лет, в случае, если количество его избирателей превышает сто тысяч человек.
3.8. Политик обязан в добровольном порядке отказаться от гражданского полномочия при нарушении своих обязанностей, изложенных в пунктах 3.1 - 3.7 настоящего Договора.
3.9. Политик обязан в добровольном порядке отказаться от гражданского полномочия при нарушении им нижеизложенных Принципов гражданской деятельности:
Достоинство
Уважение
Гуманность (человечность)
Порядочность
Честность
Верность слову
Ответственность
Последовательность
3.10. Кандидат в политики или политик, дающий обещания, обязан определить сроки их исполнения. Кандидат в политики или политик, давший обещания и не определивший сроки их исполнения, обязан в добровольном порядке отказаться от гражданского полномочия. Кандидат в политики или политик, давший обещания и не выполнивший их в определенные сроки, обязан в добровольном порядке отказаться от гражданского полномочия.
3.11. Политик обязан предоставлять гражданам по их запросу любую информацию о своей деятельности не позднее пятнадцати календарных дней с даты получения запроса, если только раскрытие данной информации не противоречит действующему законодательству России и не принесет кому-либо ущерб или вред.
4. Права политика
Помимо прав, предусмотренных действующим законодательством России, политику предоставляются следующие права:
4.1. Политик имеет право не исполнять поручения граждан в случае, если данные поручения нарушают Принципы гражданской деятельности, указанные в п. 2.1 настоящего Договора или в случае, если выполнение этих поручений приведет к нарушению этих Принципов. В данной ситуации он обязан письменно изложить причины отказа от выполнения поручения граждан и выложить их на доступном и открытом информационном ресурсе.
5. Действие Договора
5.1. Для присоединения к настоящему Договору гражданин или политик должны заявить об этом публично на любом доступном и открытом информационном ресурсе.
5.2. Присоединение к настоящему Договору допускается только в отношении всего Договора. Не допускается частичного присоединения к настоящему Договору или к отдельным его положениям и/или принципам.
5.3. Настоящий договор вступает в силу с момента присоединения к нему первого гражданина или политика.
5.4. Действие настоящего Договора распространяется только на граждан и политиков, присоединившихся к нему.
5.5. Любой гражданин имеет право в любое время выйти из данного Договора, заявив об этом публично на любом доступном и открытом информационном ресурсе.
5.6. Политик, присоединившийся к настоящему Договору, имеет право выйти из него только по окончании срока действия текущего гражданского полномочия, которым он наделен.
5.7. Настоящий Договор прекращает свое действие после выхода из него последнего гражданина или политика.
5.8. Присоединение к настоящему Договору и принятие принципов, изложенных в нем, равно как и выход из настоящего Договора, являются добровольными. Никто не может быть принужден к присоединению к данному Договору или выходу из него.
Этот проект договора является первой нормой института Гражданственности. Эта норма находится в области этики. Впоследствии некоторые положения данной нормы могут быть переведены в область права и преобразованы в закон: например, выполнение политиком своих обещаний, отчеты перед гражданами или соблюдение сроков переизбрания.
Как я уже говорил, в сфере Гражданственности у нас пустота, поэтому это далеко не последняя норма, которая необходима для возврата гражданам их прав и построения цивилизованной и человеческой социально-политической системы в стране. Это только начало, первый, пробный шаг.
Создание данной нормы не является окончанием создания социального института. Мы можем объявить о полноценном создании института Гражданственности только после завершения следующих этапов институционализации:
- появление процедур, связанных с нормами и правилами;
- институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие, практическое применение;
- установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
- создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Таким образом, финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.
Последние два абзаца - это цитаты из учебника социологии. Повторю, что завершение процесса создания института Гражданственности как ценностно-нормативного комплекса зависит только от всех нас.
Но вернемся к проекту договора и к 4-му принципу института Гражданственности - принципу соблюдения моральных обязательств. Как я уже упоминал, проект договора находится в области этики, именно поэтому для его действия так важен 4-й принцип института Гражданственности. Для того, чтобы данный договор был реально действующим и действенным, необходимо только одно условие, и это последнее и, пожалуй, самое важное, что мы должны в себе изменить, - нужно научиться брать на себя и выполнять добровольные моральные обязательства, то есть соблюдать 4-й принцип института Гражданственности. Если вы внимательно прочитали данный договор, то поняли, что суть его в добровольном принятии определенных ограничений для достижения общих целей. Если стороны договора не будут исполнять добровольно взятые на себя обязательства, общая цель достигнута не будет. В данном договоре впервые гражданское доверие и гражданское давление являются объектом соглашения и подлежат регулированию и контролю.
Для лучшего понимания работы данного договора давайте проведем аналогию с институтом Права. У института Права тоже существует основная норма - это Конституция (основной закон государства), в которой изложены общие принципы государственного устройства и определены права и обязанности граждан. Конституция, по своей сути, тоже является договором (соглашением) граждан, устанавливающим согласие, баланс и компромисс различных общественно-политических сил и слоев общества и с помощью силы государства гарантирующим поддержание этого баланса и исполнение его условий и положений. Давайте разберем, в чем разница действия Конституции и изложенного здесь проекта договора. Возьмем для примера статью 25 Конституции «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Если кто-либо проник в ваше жилище против вашей воли, вы имеете право, основываясь на указанной статье Конституции и Уголовном Кодексе, который действует в соответствии с Конституцией, обратиться к государству в целях восстановления ваших Конституционных прав и наказания лица, их нарушившего. У государства существуют органы власти, в данном случае правоохранительные органы, которые обязаны в соответствии с 25 статьей Конституции и иным действующим законодательством восстановить ваши права и наказать их нарушителя. Теперь рассмотрим механизм работы вышеуказанного договора. В случае, если политик к нему присоединился и, таким образом, взял на себя обязательство выполнять его положения, а потом, например, нарушил свои предвыборные обещания, вы имеете возможность обратиться к обществу и проинформировать его о нарушении политиком пункта 3.10 договора. В данной ситуации общество должно оказать давление на политика с целью его принуждения исполнить вышеуказанный пункт договора и сложить с себя гражданское полномочие.
Именно поэтому для действия данного договора и исполнения его условий так важно наше понимание положений и механизмов его работы, а также участие всех нас в осуществлении контроля, оказания давления и порицания граждан и политиков, не соблюдающих, нарушающих или отклоняющихся от общей нормы, выполнять которую они взяли на себя обязательство. Как я уже говорил, там, где не может действовать закон, должна действовать мораль, если мы, граждане, действительно желаем быть источником власти в стране и хотим полностью исключить возможность появления ростков автократии и тоталитаризма.
Всё должно начаться с того, что, после доработки проекта договора, гражданин или политик любого уровня, может быть, даже здесь на Снобе, публично заявит: «Я присоединяюсь к Первому общественному договору граждан и политиков России. Я обязуюсь соблюдать его условия. Потому что это правильно». Чем будет продиктовано решение данного человека? Может, чувством долга, обусловленным верой в Бога, как в случае с судьей, о котором
рассказывает Алексей Буров. Может, чувством справедливости, честности и порядочности, как в случае с китайским историографом Сыма Цянем, о котором
упоминает Владимир Невейкин. Может, верой в человечество, которую мы не должны терять, о чем нас
просит Махатма Ганди. А может, этой цитатой Мартина Лютера Кинга: «Трусость спрашивает - безопасно ли это? Целесообразность спрашивает - благоразумно ли это? Тщеславие спрашивает - популярно ли это? Но совесть спрашивает - правильно ли это? И приходит время, когда нужно занять позицию, которая не является ни безопасной, ни благоразумной, ни популярной, но ее нужно занять, потому что она правильная». Не важно, какие внутренние мотивы будут лежать в основе такого решения. Важно, наконец, понять, что пришло время измениться и поступить правильно.
Существенный плюс системы, проект которой здесь изложен, в том, что данная система является результатом согласия граждан и не зависит от какой-либо личности. Система, основанная на общем согласии людей, - безлична. В отличие от человека, её нельзя поймать, посадить в тюрьму, купить, запугать, заставить замолчать, физически уничтожить. Для реализации этой системы не важно, есть Путин, нет Путина, не важно, кто в данный момент находится у власти и какая в данный момент у нас власть, не нужно ждать «замены Путина», «благоприятных условий» и какой-либо «внешней помощи». Нужно только одно - измениться.
Еще раз хочу повторить, что без указанных внутренних изменений мы никогда не сможем построить цивилизованное человеческое общество. При этом неважно, кто будет у власти и насколько тщательно будут осуществлены люстрации, проведены демократические реформы и реконструированы социальные институты. Если люди сами не поймут и не примут сущность и необходимость этих реформ и реконструкций, не будут принимать в них непосредственное участие, сами самостоятельно не создадут систему, их поддерживающую, регулирующую, контролирующую, развивающую, не научатся отстаивать и защищать эту систему, не научатся выполнять взятые на себя обязательства, все эти реформы и реконструкции, как бы тщательно они кем-либо не выстраивались, могут в одночасье рухнуть и превратиться в пыль, а все наши митинги, марши, баррикады, оккупаи, пикеты, статьи и посты - окажутся бесполезными и бессмысленными.
Всё вышеизложенное и есть альтернатива существующей системе и единственная возможная повестка и программа, которая сегодня может объединить людей и изменить ситуацию к лучшему для того, чтобы построить в стране действительно цивилизованное человеческое общество и навсегда искоренить автократию и тоталитаризм.
Если после прочтения данной статьи вы недоумеваете, о чём, зачем и для кого всё это было написано и как всё это может помочь построить в нашей стране цивилизованное общество или считаете всё изложенное утопией, значит, эта статья была не для вас, можете забыть о ней.
Для тех, кто понял, о чём эта статья, я хочу добавить лишь одно. Эта статья - не об идеале, в нашем мире нет идеала и идеальных людей. Эта статья о стремлении к идеалу. Без этого стремления нет развития человеческой личности, человеческой жизни и человеческой цивилизации. Мы находимся в самом начале долгого и трудного пути и пока ещё никуда не идём. Что будет с нами дальше? Вымрем ли мы как динозавры или найдем в себе силы измениться и стать свободными птицами, - зависит только от нас.
Я хочу, чтобы все понимали, что у меня нет иллюзий по поводу написанного и я вполне осознаю, что завтра и даже послезавтра миллион человек не бросятся реализовывать этот проект и не присоединятся к вышеизложенному договору. Я просто попытался показать направление, которое, на мой взгляд, с логической точки зрения является оптимальным и верным. Можно много и долго спорить об условиях, способах, средствах и особенностях движения. Но это всё не так важно. Важно начать движение в правильном направлении.
И всё же, если данная статья останется без внимания и не выйдет за пределы Сноба, значит, время еще не пришло.