Е. Михайлов о закрытии десятков троллейбусных маршрутов

Feb 07, 2017 10:40




В прошлый четверг генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов в очередной раз побывал на радиостанции «Говорит Москва», где его расспросили о дальнейшей судьбе московского троллейбуса по следам недавно прошедшего митинга. По сравнению с посиделками Доренко с Ликсутовым на том же радио днём ранее, разговор, благодаря профессионализму ведущего Юрия Будкина, получился весьма содержательным И в его ходе Михайлов по сути подтвердил наличие планов по отмене ещё десятков троллейбусных маршрутов уже в этом году.

О планах ликвидации троллейбусов и электробусах

- Вы наверняка видели, что в Москве был митинг тех, кто требует сохранять троллейбусы. А на этом митинге говорят, что уже чуть ли не принято решение о закрытии ещё десятков буквально троллейбусных маршрутов уже в 2017 году. Насколько это справедливо?

- У нас есть планы... Во-первых, ну это же не бинарная ситуация. У нас сейчас достаточно хорошо и широко начинают тестироваться электробусы. Всё-таки будущее это за электроэнергией, будущее за электричеством. И как только батареи покажут приемлемые технологические и технические показатели по соотношению массы и емкости заряда, это произойдёт революция и в принципе все начнут ездить на электрических автобусах.

- А насколько электробус в свою очередь дороже троллейбуса?

- Скажем, классический троллейбус без автономного хода дороже в полтора раза автобусов. Классический троллейбус с автономным ходом, например, 10 километров... Но это означает рабочий-то полтора-два километра. Потому что, если батарею всё время держать до нуля и до 100%, она тут же выйдет из строя быстро. Это две цены. Если говорить про уровень качества, сопоставимый с качеством автобусов, даже в одинаковых условиях сборки, в одинаковых условиях металла, антикоррозионной защиты, там компоновка одинаковая, то это примерно в 3,5-4 раза дорожке, чем один автобус.

- Электробус? Или всё-таки...

- Электробус. Поэтому вопрос конечно состоит в том, чтобы дождаться... Просто сейчас все производители и операторы ждут просто следующего поколения батарей. Потому что куда-то должна технология должна придти, т. е. батареи должны стать дешевле и легче с точки зрения заряда.

- Я понимаю. Но, когда говорят о том, что определён уже список из нескольких десятков маршрутов (я специально не стал считать сколько, но список очень большой), на которые уже в ближайшее время, уже в этом году могут вместо троллейбусов прийти автобусы, есть такой список?

- Я такого, скажем так, не исключаю. Потому что ситуация с производством троллейбусов в стране катастрофическая. Нам предлагают самим заняться троллейбусостроением, нам предлагают покупать мифические польские, венгерские, чешские троллейбусы... Но, на самом деле, я исхожу из экономической целесообразности. Если мы найдём экономически... (ещё раз повторю, здесь экономический вопрос, связанный с развитием троллейбусов), они будут. Если нет, неправильно покупать более плохую, скажем так, деталь.
Т.е никто не будет покупать и вы никого не заставите купить Жигули, которые будут стоить в 3 раза дороже Тойоты или там в полтора раза Тойоты, и убеждать всех, что Жигули - это марка. Мы в детстве, ездили на Жигулях и поэтому сейчас у вас персонально должны быть именно Жигули за полторы цены Тойоты. Вы покрутите у виска и скажете такому советчику, чтобы он занимался своими делами. Вот здесь с троллейбусами, к сожалению, мы сталкиваемся с ровно такой же ситуацией.

Тут генеральный директор Мосгортранса, конечно, понавешал много самой разнообразной лапши на уши слушателей. Но в первую очередь, конечно, умиляют два момента.

С одной стороны Евгений Михайлов постоянно поливает грязью российских производителей троллейбусов в лице «Тролзы», упоминает даже «мифические польские, венгерские, чешские троллейбусы». Но почему-то не говорится ни единого слова о вполне реальных белорусских троллейбусах и упорно делается вид, что их, как будто, вообще не существует в природе.

Между тем, небольшим количеством новых троллейбусов как раз именно из Белоруссии, а вовсе не из Саратовской области, недавно-таки обзавёлся Мосгортранс. Да ещё двух разных, но уже достаточно хорошо известных в Москве моделей.

Во-первых, дилер белорусского завода «Белкомунмаш» победил в декабре во второй попытке конкурса на поставку 20 троллейбусов с автономным ходом в 1.5 км. И в настоящее время в 8-й троллейбусный парк постепенно поступают троллейбусы БКМ-321 из этой небольшой партии.

Во-вторых, сам Мосгортранс на своём заводе СВАРЗ осуществляет крупноузловую сборку ещё примерно 24 троллейбусов СВАРЗ-МАЗ-6275 из закупленных в декабре белорусских машинокомплектов.

Соответственно, возникает вопрос. Допустим, претензии к саратовскому заводу «Тролза» отчасти обоснованы. Но что мешает, закупать троллейбусы у белорусских заводов (Белкомунмаша и МАЗа) в серьёзных количествах? Или всё-таки дело вовсе не в производителях, а в нежелании закупать троллейбусы как таковые? Иначе почему на этот год Мосгортрансом не запланирована закупка ни одного троллейбуса?



Фото - Александр Марьянович, Transphoto

С другой стороны, умиляет, что в этой «бинарной ситуации» Мосгортранс упорно не хочет приобретать троллейбусы «из экономической целесообразности», но горит большим желанием покупать куда более мифические электробусы по цене аж в 3,5-4 раза дороже автобусов. Как недавно признавался один из представителей Мосгортранса: «Вопроса в финансах в теме электробусов вообще нет. Это имиджевый проект Москвы.»

Между тем, учитывая, что автобусы Лиаз-5292 в прошлом году поставлялись в Москву примерно по 10,5 млн рублей, получается, что стоимость электробусов от того же производителя составит аж 37-42 млн рублей! А за такие деньги вполне можно купить даже 18-метровые сочленённые троллейбусы с возможностью автономного хода от тех самых «мифических» чешских и польских производителей в лице Шкоды-Соляриса.

О возвращении троллейбусов на Садовое кольцо

- Возвращаясь, к тому, что уже случилось. Опять же в прошлый раз, когда вы были в этой студии, вы говорили, что вот-вот по Садовому кольцу поедут троллейбусы, которые временно были заменены на автобусы. Насколько я понимаю, всё остается на том же месте?

- Они пока не поехали. Пока никаких решений нет ни в одну, ни в другую сторону.

- Те троллейбусы, которые в других местах Москвы уже заменены на автобусы, они когда-то... Тоже нет решения?

- Это связано исключительно банально с нехваткой...

- Старые троллейбусы заканчиваются...

- Неправильно, что мы сохраняем... Ещё раз, у нас есть старые троллейбусы и неправильно сохранять их в эксплуатации, когда мы, условно говоря, начинаем списывать автобусы лучшего качества. Они должны замениться троллейбусами. Это первый история. Вторая история, ещё раз повторю, у нас нет хорошего российского троллейбуса, который был бы адекватен по соотношению цена и качество автобусу.

Вы спросите любого человека, который пользуется регулярно общественным транспортом. И кстати, опрос показал: нет ни одного человека который бы жаловался из-за того, что где-то ему вместо троллейбуса вдруг пришел автобус. Если при этом автобус ходит чаще, автобус ходит надежнее, там более новый салон и в принципе там комфортно. И люди довольны от того, что здорово. У нас нет ни одной жалобы от тех, кто пользуется общественным транспортом, непосредственно конкретно этими маршрутами, кто каждый день там ездит.

Тут тоже всё прекрасно. И заявления об отсутствие жалоб на ликвидацию троллейбусов, несмотря на то, что только весной в рамках кампании «Москвичи за троллейбус» в мэрию жителями города было направлено почти 20 тысяч обращений по этому поводу. И уже знакомые намёки на то, что люди, ратующие за сохранение троллейбусов, якобы на них не ездят. Хотя это как раз сам Михайлов по собственному признанию любит ездить за рулём личной Тойоты, а проживает и вовсе там, где общественный транспорт не ходит вообще.

Но самое прекрасное, это кончено оговорка о том, что люди довольны заменой троллейбусов, «если при этом автобус ходит чаще». Только вот проблема как раз в том, что в ходе идущего с 2014 года погрома троллейбусы далеко не всегда заменяются даже один к одному. Интервалы, как правило, наоборот увеличиваются, а некоторые транспортные связи вообще ликвидируются без какой-либо компенсации. Уже есть прецеденты замен троллейбуса раз в 8-12 минут на автобус с интервалом полчаса или вобще на ничего. К тому же автобусы на замену тоже не из воздуха берутся, а, как правило, снимаются с других маршрутов, где также растут интервалы. Таким образом, ликвидация троллейбусов - это вовсе не только и не сколько вопрос замены одного вида общественного транспорта на другой, как думают многие, но и прежде всего сокращения его количества в Москве в целом.

В общем, несмотря на несколько уклончивые формулировки, по сути возвращение троллейбусов на Садовое кольцо и другие отменённые маршруты уже похоже не планируется, а ликвидация оставшихся маршрутов троллейбусов столицы, скорее всего, продолжится. Ведь, по мнению руководителя Мосгортранса, «нет хорошего российского троллейбуса», сравнимого с его личной Тойотой, а другие никто покупать не собирается.

Евгений Михайлов, Мосгортранс, Троллейбусы

Previous post Next post
Up