В прошлую пятницу, 2 июня, на Петербургском международном экономическом форуме Правительства России и Москвы подписали некий
меморандум о создании консорциума развития электротранспорта. Основная цель консорциума - разработка и организация производства электробусов, а также развитие российского рынка электротранспорта. Свои подписи под документом поставили мэр Москвы Сергей Собянин и три федеральных министра: транспорта, промышленности и экономического развития.
«Развитие экологического транспорта является одной из целей стратегии развития транспортной системы Российской Федерации, и этот проект в полном объеме соответствует целям и задачам этой стратегии», - в частности заявил министр транспорта РФ Максим Соколов.
И, видимо, чтобы побыстрей перейти от слов о развитии электротранспорта к делу на следующий день в Москве были переведены на обслуживание автобусами очередные три троллейбусных маршрута. А всего за предыдущую неделю столица лишилась сразу 5 маршрутов экологического транспорта, которому пели столько дифирамб на ПМЭФ.
В прошлый понедельник, 29 мая, был закрыт троллейбус №18 (Рижский вокзал - Стрельбищенский переулок). В субботу, 3 июня, прекратили своё существование троллейбусы №51 (Площадь Соловецких Юнг - Метро «Измайловская») и 86 (Серебряный бор - Метро «Сокол»). Также в тот день окончательно ушёл в историю и полностью переведён на обслуживание автобусами и маршрут №40 (Велозаводская улица - Аннино), на котором «рогатые» машины с ноября прошлого года работали лишь по выходным. В этот же понедельник, 5 июня, был отменён ещё и троллейбус №88 (Проспект Будённого - Комсомольская площадь). На всех этих маршрутах троллейбуса организована работа автобусов с соответствующими номерами с буквой «Т».
В связи с постоянно идущими отменами троллейбусных маршрутов, периодически доводится слышать, что, мол, пассажирам всё равно на чём ездить: на троллейбусах или на автобусах. Мол, экология и создаваемые автобусами 5% всех загрязнений в Москве, как
нам говорит гендиректор Мосгортранса Евгений Михайлов, - это мелкая ерунда. 15,5% разницы в
себестоимости эксплуатации подвижного состава тоже, мол, на своём кошельке никто якобы не ощутит. Однако помимо этих двух основных преимуществ «рогатого» транспорта стоит также помнить, что ликвидация троллейбусов - это вовсе не только вопрос замены одного вида общественного транспорта на другой, но и сокращения его количества вообще. А следовательно и ухудшения транспортного обслуживания города в целом.
Ибо, во-первых, троллейбусы при ликвидации далеко не всегда заменяются один к одному. Зачастую заменившие автобусы ходят намного реже и уже есть прецеденты замен троллейбуса с интервалами в 8-12 минут на автобус раз в полчаса. А некоторые маршруты троллейбуса были отменены или укорочены и вовсе без какой-либо компенсации.
Во-вторых, сами эти автобусы на замену тоже не из воздуха берутся, а, как правило, снимаются с других автобусных маршрутов, где также растут интервалы. И за примерами далеко ходить не надо.
Так, например, по
сведениям знатоков, регулярно отслеживающих расписания Мосгортранса, для организации маршрута Т18 были снято по 1-2 автобуса с маршрутов №39, 48, 64, 101, 104, 105к, 130, 243, 681, 733, 800, 847, 908 и м6. Кроме того, сам автобус Т18 совершает по будням на 13% меньше рейсов от Рижского вокзала, а от Стрельбищенского переулка и вовсе на 19%. Для запуска автобуса Т51 по данным из
тех же источников было снято по 1-2 машины с маршрутов №: 3, 68, 75к, 133, 257, 276, 627, 664, 716 и м3. А ради организации автобуса Т86 был снижен выпуск у автобусов: 101, 135, 243, 253, 271, 800, 847, 850, 908.
Вот казалось бы какое может быть дело жителям окрестностей Ломоносовского и Нахимовского проспектов до отмены почти на другом конце города троллейбусов №18 (Рижский вокзал - Стрельбищенский переулок) и 86 (Серебряный бор - Метро «Сокол»)? Между тем, для организации компенсирующих автобусов Т18 и Т86 филиалом «Западный» Мосгортранса было снято 2 машины с маршрута №130 (Метро «Филевский парк» - 23-й квартал Новых Черёмушек) и 4 машины с маршрута №908 (Метро «Филевский парк» - Метро «Каширская»). В результате на некогда одном из частоходящих автобусов №130 теперь практически в самый час-пик
интервалы достигают получаса. А 908-го экспресса в
отдельные моменты теперь можно прождать 20-24 минуты.
Впрочем, на Нахимовском и Ломоносовском проспектах с наземным транспортом дела обстоят ещё неплохо. Сильнее замена троллейбусов ударила по автобусным маршрутам, которые и раньше не блистали высокой частотой хождения. Например, у автобусов №
39 (Никитские ворота - Ул. Расплетина) и
64 (Стадион «Лужники» - Песчаная пл.) интервалы возросли до 40 минут. А маршруты №
800 (Метро «Полежаевская» - Щукино) и, особенно,
271 (Метро «Полежаевская» - Крылатское) превратились в «призраки», ходящие раз в час.
Следующим шагом Мосгортранса, по всей видимости, станет уже ликвидация автобусов «в связи с незначительным пассажиропотоком». Ведь это же крайне удивительно, что маршруты с интервалом в полчаса-час не пользуются популярностью! Собственно, первая ласточка уже на подходе. С 10 июня как раз якобы по
причине нехватки пассажиров отменяются автобусы №128 (Метро «Алма-Атинская» - Метро «Марьино») и 216 (Якорная улица - Автозаводский мост). Однако по всей видимости, они также стали, на самом деле, жертвой окончательного перевода троллейбуса №71 (Метро «Добрынинская» - Каширское шоссе, 148) на обслуживание автобусами в мае.
Конечно, кто-то может сказать, что эти маршруты автобуса были не сильно-то и нужны. Но стоит напомнить, что и уничтожение троллейбусов в Москве во многом начиналось 3-4 года назад с отмены таких вот не самых частоходящих маршрутов. Например, вообще без какой-либо компенсации были ликвидированы троллейбусы №46 (Велозаводская улица - метро «Коломенская»), 68 (Проезд Энтузиастов - Ивановское), 75 (Улица Академика Скрябина - Метро «Текстильщики»). И многие тогда не верили, что вскоре дойдёт дело и до более популярных маршрутов.
Пострадала от нынешних отмен троллейбусов и любимая игрушка ДепТранса и МГТ - сеть центральных маршрутов «Магистраль». По наблюдениям знатоков с маршрута м6 (Метро «Нагатинская» - Силикатный завод) ради Т18 было снято 2 машины, а на м3 (Стадион «Лужники» - Метро «Семеновская») ради Т51 выпуск подвижного состава был уменьшен аж на 5 единиц. В результате вместо заявленных для «Магистрали» 5-10 минут на этих маршрутах
интервалы достигают аж 24 минут, а конкретно на м6 вообще не укладывается в этот широко разрекламированный норматив
большую часть дня.
А особую пикантность ситуации с изъятием машин с автобусных маршрутов для замены троллейбусов придаёт сокращение выпуска на маршруте №101 (Метро «Китай-город» - Дворец спорта «Мегаспорт»). Напомню, этот автобус ранее имел номер 12ц. И после троллейбусного погрома в центре Москвы в мае 2016 года на нём был существенно увеличен выпуск дабы компенсировать обрезание трассы троллейбуса №12 до Белорусского вокзала. Сейчас же ради запуска заменителя троллейбуса №86 с автобуса №101 сняли 2 машины. И теперь он работает с интервалами 15-20 минут. Ещё чуть-чуть и он снова превратится в полупризрака, каким был автобус №12ц во времена, когда он ходил вместе с троллейбусом №12 по Тверской, а не вместо него.
Аналогичная ситуация с автобусом Т10 (Метро «Нагатинская» - Самотёчная площадь), на котором ещё в середине мая
увеличились интервалы похоже ради запуска Т71, и рядом другим автобусных маршрутов с буквой «Т», запущенных вместо троллейбусов. Т.е. активно изымаются машины и снижается частота хождения у старых «троллейбусозаменителей» дабы организовать новые! Видимо, при следующих отменах маршрутов троллейбуса машины буду в свою очередь сниматься уже с Т18, Т51, Т71, Т86, Т88 и т. д.
Фото - Strike,
Fotobus Также помимо снижения частоты работы при замене троллейбусов на автобусы зачастую снижается ещё вместимость самих транспортных средств. На ряде маршрутов, начинающихся с буквы «Т», включая те же Т10 и Т71, была замечена работа автобусов уменьшенной вместимости ЛиАЗ-4292, которые активно закупает Мосгортранс в последнее время. Такие машины имеют длину 9 метров, а не 12 метров, как у стандартного автобуса большого класса. Работа этих машин среднего класса на данных маршрутах не соответствует как реестру городских маршрутов ДепТранса, так и пассажиропотокам на крупных магистралях столицы.
В свою очередь на троллейбусном маршруте №51 работало несколько машин особо большой вместимости, а теперь автобусный Т51 обслуживается только автобусами стандартного размера. И ждать появления «гармошек» на бывших троллейбусных маршрутах особо не приходиться. Наоборот, доля автобусов ОБВ в Мосгортрансе, составлявшая примерно половину парка в «икарусные» 90-е и 2000-е, постоянно снижается. А в последних закупках отдаётся предпочтение машинам средний и малой вместимости.
Вообщем, проблема уничтожения троллейбусов, касается, далеко не только замены одного вида транспорта на другой. И пассажиры автобусов МГТ с каждым днём будут на себе ощущать это всё сильней. Тем более, что уже завтра, скорее всего, грядут очередные отмены маршрутов. В свои последние рейсы сегодня вечером, по всей видимости, отправятся троллейбусы №23 (Метро «Измайловская» - Уссурийская ул.) и м8 (Метро «Лубянка» - Дворец единоборств). Причем вместо 23-го маршрута планируется просто перенаправить автобус №223 к метро «Измайловская». Также высока вероятность ликвидации в ближайшие дни маршрутов №63к, м7 и м7к.