Дорога на родину Мимино началась как то буднично и обыкновенно. Погода отличная, настроение боевое, а навигатор лживо показывал настолько невероятно быстрое время прибытия, что волей-неволей ему хотелось верить.
Сразу после поворота налево у Жинвальского водохранилища в сторону Тианети, дорога некоторое время шла по сплошному участку ремонта, что вкупе со значительным градусом подъема, доставило неприятностей минут на 20.
Зато потом идеальный асфальт и пейзажи северной части Алазанской долины. Тишь, гладь и божья благодать. Километры летят незаметно.
Планшет пиздит, как Троцкий уверенно минусует время прибытия. Долетели до Тианети, немного заплутали, но с помощью местного жителя, который на своей машине поехал перед нами, выбрались на трассу до Ахметы. Эта трасса, она же магистраль, она же автобан, была выбрана нами по двум причинам. На ней недалеко от Ахметы расположена местная достопримечательность - церковь Кветера постройки 10 века. И данный маршрут обещал значительную экономию в пройденном километраже, нежели окружной путь по асфальту.
Идея немного сэкономить время в пути, скроив километраж до Омало, растворилась как приведение поутру, едва мы проехали первые пару километров по этой замечательной дороге. Покрытие дороги - крупная речная галька диаметром 7-15 см, спуски и подъемы сильно размытые, но благодаря набросанным камням уверенно проходимые, хотя и с малой скоростью. Кстати, средняя скорость передвижения у нас варьировалась в пределах 15-25 км/ч. Встретившаяся нам Шкода Октавия ползла 5-7 км/ч. Езда по этой дороге удовольствия, мягко говоря, не принесла, скорее наоборот. Жестко, тряско и непонятно, когда же это кончится.
Добрались до поворота направо, к Кветере. На указателе - 1 км, рядом зачем то дежурят джиперы. Тропа для одной машины уходит вверх, вначале плавно, потом все круче и круче.
Покрытие соответственно становится все хуже и хуже.
Не зная дороги, приходится скидывать скорость, машина сразу теряет ход и начинает буксовать. Спасибо инженерам Хонды за блядскую паркетную систему полного привода. В один прекрасный момент мы уперлись в верхнюю стенку промоины на подъеме и остановились. Я высадил своих, а сам сдал к башне, которую недавно проехал, и пошел догонять Ирку с Ростиком.
Мы не доехали до верха метров 150. Трезво рассуждая сейчас, понимаю, что там можно было пободаться, и все-таки заехать своим ходом. Но тогда отпуск был еще впереди, не было подъема на перевал Абано, не было размытого чернозема на границе с Азербайджаном и занятной дорожки Лентехи-Ушгули. Мы своими ногами за пару минут поднялись к церкви, и, обойдя Шишигу в воротах, прошли на церковный двор.
Церковь Кветера (груз. კვეტერა) - грузинская православная церковь в историческом городе-крепости Кветера в Кахети.
Церковь Кветера была построена в первой половине X века. Это сравнительно небольшая церковь, в стиле грузинской архитектуры[1][2], завершенная куполом. Купол опирается на барабан, поставленный над квадратным в плане пространством. С четырех сторон к подкупольному пространству примыкают апсиды. По углам между ними пристроены небольшие низкие ячейки. Таким образом, это крестово-купольный храмтипа тетраконх. Фасады храма не изобилуют украшениями, что типично для кахетинской церкви; большая их часть оформлена равномерно расположенными арками.
Город Кветера был одним из центров княжества Кахетия. По данным Вахушти Багратиони Кветера основан, по крайней мере, в VIII веке н. э.[3], упоминание о нём имеется также в письменном документе XI века.
Мерс за церковью всю дорогу проделал на тросе.
А под сенью деревьев начиналось свадебное гуляние. Готовилась еда, с барана снимали шкуру, дети играли в свои детские игры. Ростик нашел себе сверстника и стал с ним играть, совершенно не принимая во внимание, что тот не понимает ни единого его слова. Впрочем, им это нисколько не мешало.
Разговорились с владельцем мерса. Оказалось, тот живет в Беляево, почти земляк, вот приехал к друзьям в отпуск, а заодно пригласили на свадьбу собственной дочери. Нам были очень рады и предлагали остаться. Отвечаем, что еще дорога дальняя и сегодня мы едем из Шатили в Омало. (Все кому мы это сообщали в ответ крутили пальцем у виска). В итоге нам вручили два домашних хачапури и пожелали счастливого пути.
На обратном пути залезли на сторожевую башню, где оставили машину.
Да и поехали дальше. Дорога на глазах становилась все лучше, пока опять не укрылась асфальтом, быстро доехали до Ахметы, оттуда до Пшавели, попутно заехав в монастырь Алаверди.
Алаверди́ - кафедральный собор первой четверти XI века (собор Святого Георгия) и монастырский комплекс в Ахметском муниципалитете Кахетии, Грузия.
Высота собора около 50 м, высота внутреннего пространства свыше 42 м. До строительства Цминда Самеба в Тбилиси собор Алаверди был высочайшей церковной постройкой Грузии.
В соборе сохранились росписи XV века.
Погуляв, и не особо впечатлившись, уж не знаю как так произошло, по Алаверди, едем дальше.
И вот свернули под долгожданный указатель Омало 72. Всего лишь 72 км! Гнусмас обещает час-сорок! Вспоминая фотки из инета, не мог поверить своим глазам. Дорога, на которой загнулся не один джип, оказалась не такой уж и страшной. Не чудо ли!? Весьма недурственный асфальт уже как несколько километров ложится нам под колеса, вокруг ухоженные сады и рощи. Потом началась укатанная грунтовка.
И я уже представлял, как пуская пафосные слюни, пишу на форуме, что тут любой седан на 18-х колесах, срывая жопу в каждом повороте, проедет играючи, как халява резко кончилась. Была и кончилась. Драный, жесткий и крайне тряский скальник был нашим спутником на протяжении порядка 10 км.
Потом стало мягче, но не сильно, скорость движения достигла почти 20 км/ч. Однако вновь проснувшийся энтузиазм резко поутих, когда навстречу нам попался пожеванный Ниссан Икстерра, буксируемый LC80. А дорога становится все уже.
Смешались в кучу кони-люди, а так же собаки, коровы, машины.
Пропуск встречного редкого транспорта возможен отнюдь не везде, а только в специальных карманах. Настал вечер, и пастухи погнали свои стада вниз. Блять! Блин! Скорость движения упала до 0. Шлепнуть корову по заду стало способом разогнать скуку. А рогатые твари терлись об борта машины и иногда нас бодали. Места то нету! Все плотничком.
И вот мы выползли из ущелья, сразу стало светлее, вечер превратился в день. Солнышко приветливо светит, впереди перевал Абано (2926 м). Набор высоты около 2,2 км.
Подъем на перевал со стороны Кахетии относительно плавный и ровный. Селектор КПП в положение 1 и газу! На пологих участках изредка подтыкал 2. И так около часа вверх. Водопады и ручьи повсеместно пересекают дорогу. Красота неописуемая!
Единственное, при пересечении водных преград надо не щелкать хлебалом. При пересечении очередного водного препятствия с ходу, машина уперлась в стенку из гравия, и, пока я, качая рулем и отчаянного газуя, причем не только педалью, искал сцепление с дорогой, задняя ось медленно сползала к краю полукилометровой пропасти. Все понятное дело обошлось, но ощущения крайне не приятные. А по ходу движения почти на каждой петле стоят могильники и поминальники погибших на этой дороге. Их много. К вершине перевала приехали уставшие и взмокшие. Спина от напряженной рулежки болела сильно.
Постояли пару минут, да и начали спуск, не теряя драгоценного светлого времени суток. И вот тут то и стало понятно, почему эта дорога входит в топ-10 самых опасных и сложных дорог мира по версии ВВС. Сторона Тушетии гораздо круче, и по состоянию покрытия сильно хуже кахетинской.
Нас неоднократно спрашивали, почему нельзя проехать напрямую с одной петли на другую? Вот ответ, потому что между петлями вот так:
Фотографии не передадут этого безобразия. Понятно, что на спуске, все проходится легко. Инерция сама делает дело. Однако мысль, «а как же в обратную сторону?» не дает покоя. Дело в том, что во время дождей наброска из щебня смывается и обнажается коренная скальная порода, представляющая собой ступени и выступы высотой 15-20 см. Пока мы спускались, я строил планы, как тут подниматься. В уме выходило не очень. Было реально 3-4 места, где как минимум нужно было бы высаживать пассажиров и лупить ходом, невзирая на последствия для автомобиля. Как крайняя мера, договариваться с буксиром. Только где его взять, на тот момент было не очень ясно.
Пока спускались, незаметно наступила ночь. То есть наверху еще светило солнце, а спустя полчаса мы над головой увидели яркие звезды, которые бывают только в горах. До Омало оставалось еще 20 км. Медленно и печально мы их проползли за полтора часа. В свете фар дорога была видна весьма условно, и потому беспокойства она не доставила. Ну шли вдоль речки, ну забрались в полной темноте еще на один перевал. Так и доехали. Общее время в пути (от поворота на Омало (72 км)) 4 часа 15 минут. Итого, средняя скорость 18 км/ч.
Со второго раза вселились в гостиницу с подходящими нам условиями, поужинали очень вкусно, плотно и сытно. Я съел литровый кувшин домашнего вина, да и пошли спать. Все равно на улице темно, хоть глаз выколи.
Ночь была холодной, а одеяла теплыми.
Утром я проснулся первым и в отличном настроении пошел людей посмотреть и себя показать. Погода стояла отменная. Яркое солнце, чистое голубое небо, абсолютно прозрачный свежий воздух околонулевой температуры и ветер под 15 метров в секунду. Что еще нужно, что бы окончательно проснуться!?
Зацените разницу в дорожном просвете
Побродил по склонам, нашел пару симметричных бараньих рогов себе в коллекцию. Хотел еще забрать стрёмный бараний череп с болтающейся и щелкающей на сухожилиях нижней челюстью. Но передумал. Это перебор.
Удивительно, но после закрытия перевала, на зиму (а если точнее с ноября по май) здесь остаются жить люди. 18 человек, раскиданных по этим селам, больше всего - 14 человек живут в нижнем Омало. Без связи, без мед. помощи, без возможности пополнить запасы продуктов. Гвозди бы делать из этих людей.
Молча смотрел на дома, а дома молча смотрели на меня.
Вообще Омало не только родина Мимино, но и все его жители не по-детски суровы, и не по-взрослому непосредственны.
http://www.newsru.com/crime/06sep2011/gaygeorgia.html Продолжаем обзор.
С этими пассажирами мы еще встретимся позже
Людей на улице поутру маловато, хотя уже 8. Побродил, пофотографировал, да и пошел разузнать по поводу завтрака. К этому моменту проснулись мои, вместе поели. И решили пройтись к башням по центру деревни, а потом доехать до Дартло, деревни в 17 км от Верхнего Омало, где мы остановились. Дорога туда, по словам хозяйки гостиницы, того стоила.
Сели в машину, доехали до подножия холма, и, как водится, поперлись пешком в гору.
Полазив по омальским башням, направились к Дартло. Если вдруг будете в тех краях, то через несколько километров, около первого гестхауса, вам вверх и направо))). Указатель есть, но сразу его не видно, можно упилить далеко в сторону.
Состояние покрытия дороги весьма сносное. Обычная лесная грунтовка средней полосы России, где-то ухабистая, где-то размытая, но почти родная. Природа вокруг напоминает верхнюю и среднюю Волгу, песок и сосны.
ОнО! ДартлО!
На подъезде к Дартло есть небольшой брод, мы его проехали сходу.
Подъехав к первому дому, спросили, как проехать к башням, я обнаружил, что переднего номера у машины нет. Непорядок! Хозяин дома, видя мои метания, предложил свою помощь. С ним доехали обратно до речки. Там он рассучил свои резиновые сапоги до колен, зашел на центр и сходу достал мой номер со словами «Эта река у всех передние номера слизывает». Убедившись, что номер действительно мой, убрал его в багажник, поблагодарил доброго человека, и мы поехали к башням.
Путешественники начала прошлого века, так описывают Дартло:
«В Дартло представляют интерес башни. Всех башен шесть. Все они выстроены из шиферных плит сухой кладкой. Две из них более поздней стройки, узкие, четырехугольные, с конической верхушкой, стоят в центре Дартло. Остальные четыре вне черты селения, по ту сторону потока, более древнего происхождения; они шире и производят впечатление построенных более солидно, чем первые две. Вход или, вернее, окно, через которое можно проникнуть внутрь, находится на значительной высоте от уровня земли, примерно метрах в трех. Никаких ступеней нет, приходится карабкаться, цепляясь за шероховатую стену башни. Достигнув окна и подтянувшись на руках, видишь несколько ниже окна деревянный пол с четырехугольным люком, ведущим в нижнее помещение. Такой же люк в потолке ведет в верхний этаж. Для сообщения между этажами служат бревна с вырубленными на них ступенями.
Блага цивилизации на службе общества
Пора назад
На обратном пути пообедали в Омало, попрощались с хозяевами, и направились обратно к перевалу.
Та дорога, где мы ехали ночью, предстает перед нами при свете дня в своем истинном виде. Местами ширина проезда составляла не более 2,5 м. А размывы покрытия с обрывом вниз заставляли сильнее вцепляться руль. Много таких моментов мы не фотографировали, поскольку было не до фотика, все пытались крепко держаться.
На фото видна цепочка дороги на склоне горы.
За ней еще гора, в полтора раза выше. На вершине видны конструкции похожие на маленькие шарики (это спутниковые антенны высотой с 3-х этажный дом), нам туда.
Как и ожидалось, подъем занял хоть и меньше времени, но заставил всех понервничать. Высаживать никого не стал, просто ехал быстро. В шпильках были накатанные упоры, по ним и разгонялся в полный газ, перед ступенями резко бил передними колесами об стену, и инерция бросала машину вперед и вверх, занося на ступень. Далее также полный газ, вонь горелой резины и заползание на очередной пологий участок. Лишь однажды фокус не сработал, место совсем оказалось убитым. Пришлось задним ходом сдавать до упора внизу в повороте, и с новыми силами, по новой траектории, карабкаться вверх. На вершине перевала пара фотографий и долгожданный спуск.
Долго ли коротко, но мы спустились. Время в пути 3 с половиной часа.
Только сейчас стал понятен смысл приветствования друг друга встречными водителями. Уважение и взаимовыручка - тут пожалуй самое точное определение. Ведь многие не доезжают, и на обочинах тому множество свидетельств.
Хотелось бы добавить, что при приближении к вершине перевала, что с одной стороны, что с другой, не было уверенности в реальности происходящего. Казалось, что здесь, на этой дороге на машине нам не место, до того эфемерно представлялся мир вокруг и наше место в нем. Точнее подобрать слова сложно. Давно забытое ощущение.
Эпилог части 2
Если у вас сложилось впечатление, что я скорее задолбался, чем получил удовольствие, то смею вас заверить, что это не так.
Ребята, это было незабываемо. До сих пор, закрыв глаза, вижу эту дорогу, эти места, слышу пронзительный крик орла, до которого казалось можно дотянуться рукой, свист холодного ветра, яркое белое солнце…
Click to view
Продолжение следует.
Переход на часть 3
http://candle-z.livejournal.com/147514.html