В начале августа сходил в небольшой, но настоящий морской поход из Совгавани на Сахалин и обратно.
Изначально планировался двухнедельный поход на Южные Курилы, потом речь шла о Корсакове, но в итоге сходили только до Холмска. Оно, кстати, для меня вышло и к лучшему - это мой первый полноценный выход в море и не факт, что я бы легко перенес пятидневный переход. Морскую болезнь, хоть и в лёгкой форме, вполне себе ощутил.
Экипаж состоял из шести человек. Капитан (Паша) и старпом (его брат Костя) из Совгавани и четверо хабаровчан: Стас (матерый яхтсмен), я (не матерый), Ира и Наташа (курсантки, только что закончившие курсы парусных рулевых).
Шли на яхте "Валькирия" типа "Алькор". Это деревянная 12-метровая гоночная лодка конца 70-х годов. В то время гоночные лодки делали узенькими и низенькими, поэтому внутри довольно тесно (с моими 2 метрами роста в гальюне просто не развернуться :-)
В каюте четыре койки. Нижние койки длиной ровно 2 метра, так что я с трудом, но умещаюсь (моя койка слева). Виден проход в форпик (новую каюту), где хранятся паруса, веревки, мокрая одежда, чемоданы и сумки. За дверью по левому борту находится гальюн (туалет). Под столом хранится обувь. Бортик не даёт этой обуви при крене разлетаться по всей каюте. Еще две койки есть в гробах за камбузом и штурманским местом.
На камбузе шкафчики для посуды и припасов, двухкомфорочная газовая плита, раковина с пресной и забортной водой. Пресная вода подается из бака электронасосом, а забортную надо качать ножной помпой, её видно прямо под раковиной.
По правому борту от входа расположен штурманский стол. Из оборудования у нас был радар, GPS, две радиостанции (стационарная и ручная), барограф и cd-плеер с fm-радио. Все электропотребители включаются через два электрощитка (рядом с книгами).
В Совгавань мы приехали вечером, переночевали на лодке и следующий день знакомились с клубом, людьми и лодками, закупали продукты, оформляли документы для пограничников. Точнее не "мы", а Стас с девченками. Я по большей части спал на палубе и время от времени фотографировал всякое :-) Вот, к примеру, утренний туман, который задувается ветром с моря на сопку.
Яхт-клуб в Советской Гавани небольшой, семь крейсерских яхт (одна из них на берегу) и кучка "Оптимистов".
Большая белая двухмачтовая яхта - это "Сидими", которая на Сахалин идёт вместе с нами. Комфорта на ней сильно больше: три отдельные каюты, душ с горячей водой, телевизор, полноценное навигационное оборудование с автопилотом.
"А теперь попробуйте сделать умные лица" (c) "Каникулы в Простоквашино"
На следующий день часов в семь утра отошли от яхт-клуба. Выходили в тумане, ничего толком не было видно, лодку вёл сам капитан.
Туман в море выглядит так. Собственно мы ещё не в море, а в заливе, но берега видно не дальше, чем в одном-двух кабельтовых. Большая бочка за мачтой - шестиместный надувной спасательный плот.
Сквозь туман видно "Сидими". Они отошли от клуба прошлым вечером и ждали нас на рейде.
Рандеву. Переговорили о том, как будем идти. В итоге получилось совсем не так, как договаривались :-) "Сидими" под мотором пошла прямиком по генеральному курсу на Холмск, а мы, как настоящие яхтсмены, дождались ветра, подняли паруса и шли всю дорогу под ними. Ветер был строго встречный, так что нам пришлось сделать два длиннющих галса - правым галсом на восток под прямым углом в Сахалин, а потом левым галсом вдоль берега на юг до Холмска.
Ветра пока ещё нет, но всё равно в море прохладно.
Солнце сквозь туман светит где-то так.
По судовой роли Стас у нас был штурманом.
Вахты были по четыре часа. Первая вахта - Паша и Ира, вторая - я и Костя, третья - Стас и Наташа. Первые вахтенные на фото.
С трудом дождался своей вахты, чтобы сесть на руль. До этого самой большой лодкой, которой я управлял, была сравнимая по размеру "Фотина", но то было на реке, а тут настоящее море! Берегов не видно, ориентиров нет, идём по компасу, а к этому, оказывается, надо приноровиться. Но минут через десять вроде пообвык и лажать перестал.
Понемногу задул ветер и мы подняли паруса. Весь переход хороший ровный ветер дул в одну сторону, так что (почти) не трогая парусов в бейдевинд правым галсом мы шли часов 8-10, потом сделали поворот и левым галсом так же шли (почти) не трогая парусов еще часов 18-20. Очень удобно. Почти - это потому, что днём порвали стаксель, а ночью брали рифы на гроте. Все остальное время шкоты были в стопорах и на утках и никто их не трогал.
Ветер был не то, чтобы сильный, но вполне ощутимый. Начальная остойчивость у старых лодок невысокая и кренило нас градусов до 40-45. Привальный брус регулярно касался воды.
Нагрузка левые ванты снизилась и Паша, пользуясь случаем, решил их подтянуть. Потом, после смены галса, то же самое было сделано и с вантами правого борта.
Довольный Стас. А чем довольный, я уже не помню.
Мне с напарником по вахте очень повезло. Костя - мужик немногословный, от чего приятный в общении. В ночную вахту разговор у нас шёл со скоростью 10 слов/час :-)
Стакселя (передние паруса) на лодке старые. Основной стаксель не выдержал и лопнул по задней шкаторине. Пришлось его свернуть (вот он в носу у релинга) и поставить на втором штаге другой парус, поменьше.
Народ по возможности проводит время в кокпите - днём-то в каюте делать особо нечего, да и морская болезнь в ней чувствуется гораздо сильнее. Один только Костя чуть ли не всю дорогу спал в своём гробу. Завидный навык :-)
Паша с циркулем-измерителем считает расстояние до берега.
Вот и Сахалин.
Он же, но ближе.
Подходить близко к острову мы не стали, повернули и пошли левым галсом параллельно берегу. Шли таким макаром всю ночь, но моя мыльница в темноте не работает, так что фоток не будет. Собственно и фотографировать ночью смысла нет - кругом темнота, видно только слегка подсвеченный компас и парус в свете салингового огня.
Ветер дул всю ночь, под утро усилился до такой степени, что Стасу с Наташей пришлось брать рифы. Поднялась волна метра в полтора. Не такая короткая, как у нас на реке, но брызги были очень красивые.
Два брата.
По пути изредка расходились с кораблями. Вот какой-то пустой сухогруз.
А это паром "Советская Гавань - Холмск".
Паша теперь считает расстояние до Холмска.
То, что люди стоят на вахте, не повод отказываться от перекуса.
На берегу показались пригороды Холмска.
Дальше решено идти под двигателем, капитан и старпом убирают паруса.
Холмск прямо по курс. Ира фотографирует город, я фотографирую её.
Яхт-клуб располагается прямо в порту за небольшим молом. Красный маяк у входа в порт.
С другой стороны входа стоит зеленый маяк. Фотографирую уже из порта.
Надпись "ПРИВЕТ" на парапете встречает приходящие суда.
Вот и яхт-клуб. "Сидими" уже здесь, они пришли в 10 утра, т.е. добрались всего за сутки.
Продолжение
здесь, а окончание
тут.