Поход Советская Гавань - Холмск - Советская Гавань (часть 3)

Sep 14, 2013 02:05

Продолжение. Начало здесь и здесь.



К девяти часам вечера на "Сахалине" успели наклеить номера с названием, загрузить один "Оптимист" и ватагу юнг. У нас тоже всё было готово к выходу и Паша по рации начал запрашивать капитана порта. Капитан оказался старым занудой и минут десять выносил мозг расспросами о том, кто мы такие (название "Валькирия" пришлось передавать по буквам), что делаем в Холмске, куда собираемся идти. В конце концов после некоторого раздумья он таки дал нам разрешение на выход.




Отдали концы и стали отходить, но вдруг случилась какая-то заминка с пограничниками и народ на причале начал махать руками, чтобы мы вернулись обратно.



Мы развернулись и подошли к берегу, а тем временем "Сахалин" уже пошел к выходу из порта. Не успели мы причалить, как с берега опять замахали: "С погранцами всё решено, идите спокойно". Костя начал бурчать про "возвращаться - плохая примета" и оказался прав :-(

Поскольку в темноте моя мыльница фотать отказывается, расскажу на словах. Ветер был хоть и попутный, но очень слабый и обе лодки пошли под двигателями. На "Сахалине" подняли паруса, чтобы уменьшить качку, а мы пошли так, с голым рангоутом. Ночью, часа в два-три, "Сахалин" вызвал нас по рации и сообщил, что у них в моторе навернулась крыльчатка и они ползут под парусами. По такой погоде это означало несколько дней хода до Совгавани и неучастие детей в краевых соревнованиях. По счастью у нас оказалась запасная крыльчатка и мы пошли на рандеву. Я проснулся и вылез в кокпит как раз к тому времени, когда "Сахалин" был уже в нескольких кабельтовых. Надо заметить, что передать предмет с лодки на лодку ночью и при ощутимой волне - не такая уж и простая задача. Стать бортами друг к другу нельзя - даже если не побьются борта, всё равно есть большой риск запутаться мачтами. Поэтому манёвр был такой: мы малым ходом зашли почти в корму к "Сахалину", пошли с ним параллельным курсом и стали потихоньку обгонять их справа. Когда нас нос поравнялся с их кормой, Паша пошел на бак, улучил момент и передал крыльчатку Боре, который стоял на корме "Сахалина". Стас, стоящий на руле, тут же отвалил вправо от греха подальше. Что по мне, то всё это было сделано очень ловко.

Крыльчатка к двигателю "Сахалина" подошла и вскоре они поехали дальше, но же у нас за кормой. Мы шли просто под двигателем по генеральному курсу, а они, чтобы хоть как-то работали паруса, делали широченные многомильные галсы из стороны в сторону.



У нас с Костей неважнецкое зрение, плохо видим в темноте, поэтому на этот раз Паша назначил нам вахту с 5 до 9 часов. Проснулся в 4:50 без всякого будильника, разбудил Костю и мы вылезли в кокпит как раз к рассвету.



Над нами еще висели облака, ветер был слабый и рассвет был чудо, как красив. Вода как расплавленный свинец и в волнах отражается золото Солнца. Сильно пожалел, что у меня хреновый фотоаппарат, а я хреновый фотограф.



Хотел было снять видео, но сели батарейки и я просто сидел и наслаждался видом справа по борту. Эти минут 10-15 - самый кайфный момент за весь поход.

Где-то в обед, в вахту Стаса и Наташи, случилась вторая неприятность - заглох мотор. У нас с самого начала были проблемы с топливным фильтром. Судя по всему вместе с топливом в баке оказался какой-то мусор и фильтр постоянно забивался. Паша всё чистил, вручную закачивал топливо в систему и минут через 10 двигатель опять работал. Когда смекнули, в чём косяк, то переключились на другой бак и какое-то время ехали без проблем. Беда подкралась откуда не ждали - фильтр был не родной, держался буквально на трех нитках резьбы и от вибрации просто отвалился, а Паша, прикручивая фильтр на место, сорвал на нём резьбу :-(

По счастью (опять, ага) капитан у нас оказался рукастым. Где-то в ахтерпике он нашел подходящий шланг и хомуты, отпилил ножовкой кусок штуцера и собрал топливопровод без фильтра. Мол у топливного насоса всё равно стоит сетка и на несколько часов хода этого хватит. Так и оказалось - до самого конца двигатель отработал нормально.



А "Сахалин" тем временем нарезал галсы у нас за кормой. Темный треугольник на горизонте - это его паруса.



Эту фотку я разместил из-за красивого отражения в воде разноцветного неба, но если присмотреться, то на линии горизонта чуть левее центра заметна белая точка (в полноразмерном изображении её видно лучше). Эта точка - те же паруса "Сахалина", но под солнечными лучами.



В 17:00 началась наша вахта и я присел за руль. Тепло, незадолго до этого девчёнки устроили себе водные процедуры на баке. Я на ходу набирал в ведро забортную воду (тут требуется сноровка), а они ей обливались.



Вот так выглядит небольшой морской компас. Рулевой на него смотрит сзади, поэтому шкала с курсами повернута на 180 градусов. Тут хорошо видно, что стрелка N (север) на верхней части компаса показывает вперед, но на боковой шкале курс 0 расположен сзади. Вот таким курсом 330-345 градусов мы и шли всю дорогу.



По мере приближения к материку стало сильно холодать. Сначала я накинул флисовую кофту с курткой, а когда вошли в туман, напялил всё термобельё и верхний слой.



Берег у Совгавани покрыт белой полосой тумана, над которой виден только тёмный силуэт вершины горы Лысая. Издалека туман кажется сплошным, но он оказался очень неравномерным. Где-то он был очень плотным по всей высоте, а в других местах он превращался в очень низкую облачность, под которой была сносная видимость. При приближении к берегу мы потеряли "Сахалин" из виду и с того момента до входа в залив Советская Гавань видели его только на радаре.



Этот туман плотнее того, который был, когда начинали наш поход.



А вот уже низкая облачность. Слева по курсу не остров, а мыс Красный партизан. Левее него материк, но его не видно в тумане.



Мыс Красный партизан вблизи. Если присмотреться, то в центре кадра видно маяк. Когда подошли еще ближе, то два луча маяка сквозь облака смотрелись, как в кино. Первый раз такое видел.



Эту сверкающую гирлянду мы увидели издалека, но никак не могли понять, что это - что за корабль, стоит или идёт и, если идёт, то в какую сторону... Оказалось, что стоит на рейде. Тут стало совсем темно, опустился сильный туман и мне стало не до фоток.

Чтобы было наглядней, вот карта залива на Wikimapia. Мы пришли с юго-юго-востока, обогнули мысы Красный партизан и Путятина и должны были зайти в бухту Западная почти до самого конца (конечный пункт напротив Майской ГРЭС). На карте видно, что бухта Западная кривая, "как мысли у политика", но этого мало - там по берегам военные части и подходить близко к берегу нельзя. Ну и, чтобы жизнь совсем мёдом не казалась, в нескольких местах стоят большие швартовные бочки (вот шесть штук, между двумя пришвартовался пароход).

Днём в эту бухту заходить просто, а вот ночью при никакой видимости - удовольствие ниже среднего. Команда "Сахалина" в этом месте никогда не была, поэтому они запросили у Паши по радио инструкций по проходу. Инструкция была: "Следуй за мной". Однако чтобы следовать за нами они должны были сначала нас увидеть. Мы сбросили обороты, но это не сильно помогло - на радарах мы друг друга видим, крики друг друга слышим, но ходовых огней друг друга не видим. Пришлось Стасу взять фонарь и водить лучом в ту сторону, где был "Сахалин". В конце концов они нас увидели и началась проводка.

Паша сидел на штурманском месте, по карте, GPS и радару определял курс, Стас стоял рядом с ним у люка, помогал в навигации и передавал команды мне (вахта была не моя, но меня посадили за руль вместо неопытной Иры). Пикантность в том, что магнитный курс не совпадает с истинным курсом по GPS, а радар не отцентрован и показывает картинку с поворотом на 16 градусов вправо. Из-за этого команды из каюты звучали приблизительно так: "Курс 320" (это им GPS направление на точку показал. Беру 320 градусов), "Левее 10" (у меня получается 310 по компасу), "Еще чуть левее" (румпель чуть от себя), "На курсе" (смотрю на компас, там 305, этого курса и держусь. Впереди сквозь туман надвигается что-то большое и тёмное, по ходу берег. Очко начинает сжиматься), "Через пару кабельтовых будет поворот налево на 90 градусов" (очко разжимается, начинаю считать, выходит 215), "Поворот налево на 90" (поворачиваю), "Видишь справа по курсу бочку?" (приглядываюсь и что-то смутное вижу), "Там их три, оставь справа по борту, но не прижимайся" (их бы сначала увидеть), "Видишь три огня на берегу, держи на правый" (вижу четыре, но всё равно держу на правый), "Поворот направо 45 градусов" (опять считаю новый курс), "Возьми чуть левее, там справа арсенал, могут открыть огонь на поражение" (%$#%$, беру левее)... Это я сейчас знаю, почему мы так вертелись, а тогда мне ж карту никто не показал, так что ощущения были, как будто идём по минному полю.

Худо бедно мы добрались до Ванинского яхт-клуба (там уже тумана не было), пропустили "Сахалин" вперед, чтобы он пришвартовался первым и где-то в 0:00 стали к нему бортом. Нервически обсудили с экипажем "Сахалина" перепетии перехода и всей командой легли спать.



Бухта Западная. Справа по борту (слева по фотографии) - яхта "Сахалин" с "Оптимистом" на рубке. На заднем фоне шумит Майская ГРЭС.



Две килевые "Ямахи". На них проводят матчевые гонки - со всего края приезжают экипажи и по очереди гоняются друг с другом на двух лодках.



Ванинский яхт-клуб. Раньше он был где-то в Ванино, но сейчас его перевели на какой-то заброшенный причал в бухте "Западной". Поставили два домика типа вахтовых, два биотуалета, купили несколько "Оптимистов" и тренируют детей.



Остовы затонувших кораблей.



Через три часа после нас сюда пришел "Флагман". Утром пацаны стащили с него три привезенных "Оптимиста" и вышли осваивать акваторию. Ну и местные яхтсмены с ними. Мы позавтракали, попрощались с народом и погнали "Валькирию" в Совгаванский яхт-клуб, который расположен южнее, в бухте Эгге.



"Флагман". Он вышел из Холмска сильно позже нас, но у него скорость раза в полтора больше, чем у "Алькоров", вот и пришёл чуть ли не одновременно с нами.



Маяк. Ночью маяки, конечно, сильно помогали. Особенно один моргающий маячок, который стоит на бакене и обозначает опасность.



Ещё маяк. При свете дня бухта не кажется такой уж сложной для прохождения.



Выход из Совгаванского залива в море. Вид с кормы. Это мы повернули направо, обогнули мыс Александры и пошли на юг. На фотке, кстати, не остров, полуостров. Слева от него прохода в море нет. Паша рассказал, что когда Николай Бошняк открыл этот залив, то сначала он зашёл с этой стороны, перетащил шлюпку через перешеек, исследовал залив и обнаружил выход в море только когда шёл обратно. Видимо поэтому бухта с мористой стороны перешейка называется Обманная.



Индонезийский (?) корабль с лесом стоит в заливе уже месяц. Не выпускают в море из-за каких-то проблем с документами.



Швартовные бочки. По фотке не скажешь, но они большие, метра три-четыре в диаметре. Не дай бог в такую врезаться.



Берега в заливе красивые, в солнечную погоду мимо них кататься - одно удовольствие.



Два брата. Довольные, до родного клуба осталось чуть-чуть. И тут...



Последнее приключение - опять заглох мотор. Встали прямо напротив портнадзора. Чтобы не мозолить глаза портовой службе подняли стаксель и пошли в лавировку под парусом, благо ветер был приличный.



Наш яхт-клуб расположен у большого серого эллинга судоремонтного завода справа по курсу. Так под парусом до него дошли и пришвартовались. Тоже опыт, ни разу под парусами не швартовался. А двигатель заглох по простой причине - кончилось топливо :-) Мы ведь в Холмске солярой не бункеровались, вот чуть-чуть и не хватило.



Последний кадр из похода. Через пару часов сели на автобус и поехали в Хабаровск.

парус

Previous post Next post
Up