Дмитрий Шатилов, роман «Древняя сила»

Jan 08, 2024 09:43

Осенью 2022 года открыл для себя творчество замечательного современного писателя Дмитрия Шатилова. Его роман «232» уже расхваливал
https://catofoldmemory.livejournal.com/227506.html
А вот роман «Древняя сила», хоть и купленный первым, дочитал только недавно. Уникальный случай в моей читательской практике - книгу, которая не просто понравилась, а буквально потрясла своим качеством, читал больше года. И дело вовсе не в большом объеме. Было немыслимо читать книгу быстро. «Древняя сила» настолько богата мыслями, настолько сильна в своем влиянии на читателя, что после пары глав поневоле останавливаешься, чтобы усвоить это богатство, чтобы чуть притихла буря чувств, вызванная магическим текстом. Читать такое диво - это как ходить по богатейшему музею, где невозможно спешить, настолько каждый зал обилен шедеврами и изумительными экспонатами. Поэтому идешь неторопливо и надолго замираешь у каждой картины и витрины. А порой разворачиваешься и возвращаешься назад, чтобы по-новому взглянуть на уже осмотренный, но все еще волнующий предмет.

Роман неописуемо гениальный. Прочитал множество книг художественных и научных. Значительная часть из них были весьма хороши. Немало было тех, что счел талантливыми. Несколько стали «вечными спутниками» (не постесняюсь скрасть это удачное определение Д.С. Мережковского) в жизни. К примеру, в свое время прочитался с трепетом и прочно «врос» в сознание «Властелин Колец». Такие книги заставляют сильно менять оценки и многое видится иным в сравнении с ними. Так Солнце, появляясь из-за горизонта, заставляет звездочета по-иному оценивать яркость звезд. Звезды не становятся ему менее милей, они не теряют своей красоты и мудрости, но приходит понимание, что есть свет ярче их света, мудрость выше их истин. Таким Солнцем с первых страниц становится для завороженного читателя «Древняя сила» - за последние годы ни одна другая книга не производила впечатления столь яркого и сильного, такого, что хотелось бы оставить с собой до конца своих дней. Дошло до того, что купил второй экземпляр «Древней силы» - вдруг с первым что-то случится, а представить свою библиотеку без этой книги уже не могу.
Можно выделить три причины, по которым эта книга способна так сильно воздействовать на читателя.
Первая причина наиболее легка для понимания. Язык романа неописуемо хорош и по самоцветному ярок (да, у слов и глав этой книги есть свой цвет - светел первый слой и черен третий, а второй переливается прямо тигровым глазом от тени к золоту и обратно). Текст книги отделан настолько мастерски, настолько выверен в элегантной красоте, что даже ни одной опечатки не попалось в столь большом издании. Полнейшее впечатление что Дмитрий свою книгу писал не для читателей, а для одного Читателя, самого главного оценщика мыслей и текстов человеческих. Никакой писатель не будет, да и не сможет так писать для других людей. Как ни радостны хозяину гости, есть всё же предел его гостеприимству в старании приготовить блюда получше, но ради кого тогда отдает писатель без остатка всё и все силы свои? Кого он сам видит читателем и, может быть, даже соавтором? Не дополняется ли хождение пред Богом как символ всей жизни человеческой в случае с писателем действительно талантливым также писанием для Бога - для идеального читателя, видящего не только текст, но сами мысли и стремления автора? Возможно только так и удается сотворить автору чудо - когда текст, найденный писателем в прозрении разума своего, благословляется самым взыскательным из оценщиков и озаряется тайным пламенем, что делает набор знакомых букв и слов на бумаге чем-то большим, чем просто текст. В результате получается книга, что согревает обычных читателей причастностью и соприкосновением с возвышенным и иным, более светлым и более теплым (противостояние льда и тепла жизни - одна из главных тем в творчестве Дмитрия). Читателю остается только гадать о взаимоотношениях Шатилова и того, что он называет Древней силой, однако видение и понимание мира в книге настолько совершенны, что, думается, автор романа честно может сказать о себе «и я ходил в истине Твоей».
Вторая причина сильного воздействия книги - Дмитрий продолжает развивать свое уникальное осмысление истории как процесса, что изложено еще в «232», но в «Древней силе» поднимается на новые высоты. Не уверен, что на каждого читателя «Древняя сила» произведет этой своей стороной такое же сильное впечатление как на меня. Зерно, чтобы прорасти, должно упасть в подготовленную почву. Если читатель давно ищет ответы на вопросы о смысле истории, о тайных созвучиях жизни настоящей, прошлой и будущей, о скрытых истоках бытия и предназначении человеческом в этом мире - «Древняя сила» сметет его с силой урагана, принося не ответы, но выход на совершенно иной уровень осознания, описывая мир, увиденный с вершин горных во всей его совокупности от облаков до гниющих глубоко в земле костей. Меня сильно обрадовало, что многоуважаемый Сергей Владимирович Фомин, которому рекомендовал «Древнюю силу», также оценил роман очень высоко. Значит то потаенное, что вычитал в романе, не привиделось и не дофантазировалось, а реально там есть - то, что так долго ищется, - объяснение, инструмент осознания нашей истории во всей ее сложности и глубине.
Небольшой спойлер. Современный мир, всё чаще желающий не знать и забыть прошлое, у Шатилова по сюжету романа находит свое логичное завершение в обществе будущего, где люди бессмертны и не знают ни лишений, ни страстей, где прошлое надежно погребено под искусственным покрытием Земли, где история изгнана из умов ради обретения покоя. И лишь прихоть (по мнению окружающих) добровольно умирающего старика на один только спектакль воскрешает сконцентрированное прошлое перед людьми, не желающих ни знать, ни понимать его. Имел ли смысл этот спектакль, не способный ни воскресить, ни что-то изменить в прошлом и настоящем? А имеют ли смысл наши усилия по спасению из всеразрушающего потока времени отдельных артефактов, обреченные на безвестность попытки идти против потока всех устраивающей лжи? Шатилов неизменно оптимистичен, указывая, что смысл в подобных действиях есть всегда, даже если результат их ничтожно мал или вообще отсутствует. Напомню, что в его романе «232» задан замечательный вопрос: «Даже если герои проиграли, выбыли из истории, и все сделанное ими оказалось уничтожено - нет ли на свете силы, для которой их действия были бы не напрасны?».
Если совсем удариться в пафос, то можно написать, что «Древняя сила» - боевой рог истории, созывающий тех, кто желает помнить, на поля давних сражений, давних трагедий и давно позабытых побед, желающих воскресения давно угасших страстей и, казалось бы, бесследно ушедших надежд. Кто-то услышит и уйдет в шатиловский мир надолго, а то и навсегда, кто-то равнодушно пойдет дальше своей дорогой.
Третья причина, по которой книга Шатилова сильно впечатляет, - это увлекательно написанный роман - где есть и смертельные схватки, и романтическая любовь, и даже тайны революции, раскрытые с такой основательностью, что можно использовать как руководство к действию. С моих слов может сложиться впечатление, что «Древняя сила» это мистический трактат о сути истории, укрытый под потрясающим сюжетом о борьбе за власть и восстановлении справедливости, о любви и мечтах, постепенно переходящий в раскрытие того неочевидного факта, что люди крайне сложные существа и история пишется разными красками. Не буду опровергать это впечатление.
Древняя сила у Шатилова - гениальный драматург, искуснейший садовник, способный вырастить дивные цветы на перегное и давней смерти, владеющий чудом оживления и воспламенения давно угасшего. Но никакой драматург не создаст гениальный спектакль без гениальных актеров. И Древняя сила у Шатилова находит таких актеров, то создавая их, то используя уже имеющихся.
Главные актеры спектакля невероятно хорошо удались Дмитрию. Что благородный молодой герой Юнн, что его враг глава тайной службы тирании Валкур, что леди Ишмаэла - предстают перед читателем настолько полными жизни, что вскоре в них веришь безоговорочно. Но и персонажи второго плана способны неоднократно удивить читателя своим раскрытием и своей глубиной. Сколько раз в фантазийных романах перед нами представал кровавый тиран с черной душой, узурпатор власти и душитель всего хорошего. А во многих ли романах мы увидим его путь к этой самой власти? Его возвышение от сырого подвала, где он выступает с ящика перед немногими сомневающимися людьми, до кровавых боев на площадях с защитниками старого мира, и наконец к победе, после которой и ему приходится платить по счетам? Увидим ли мы в других романах, каким видели этого тирана его сторонники в часы опасности и поражения и почему они шли за ним, рискуя не только своими телами, но и душами, восставая на сам миропорядок? В «Древней силе» страниц, посвященных только тирану Раджанге, немного, но зато как они неожиданно сильны, когда история борьбы за власть оборачивается борьбой человека против Древней силы и ее правил. Роман в этом ответвлении сюжета ставит весьма сложные вопросы. Может ли талантливый правитель и гениальный визионер, навязавший целой стране свое видение будущего, игнорировать некие абстрактные и лишь интуитивно понимаемые правила старого мира? Что ему будет за нарушение их? Или глупые правила морали лишь выдумка отживших свое несовременных людей, хранящих верность бесполезным и ненаучным верованиям? Можно ли победить Древнюю силу и есть ли она вообще в мире, где деньги и пушки обеспечат победу и успех?
В романе Шатилова Древняя сила неуловима и неизмерима. Неясно, она ли создала этот мир и подвластно ли ей всё в этом мире. Созданное ей (и ей ли одной?) так легко порой сокрушается людьми, способными на любое зло. Но зато ответные ходы Древней силы рушат любые вражеские крепости, когда неумолимые экономические и социальные законы повергаются в прах явлением чуда. Древняя сила способна сотворить чудо из тени облаков и отблесков на воде и это невесомое чудо в итоге сокрушает армии власти, казавшейся дотоле непобедимой.
Главный герой книги - Юнн - чудом уцелевший сын старого короля, младенец, найденный в корзинке в реке. При этом читатель, наиболее влиятельные соратники и враги Юнна прекрасно знают изначально, что старую королевскую семью убили полностью, что не было и не могло быть жалости у убийц в тот черный день. Но что Древней силе до людской уверенности? Истинность ее чудес не скована навязанными историческими рамками. Это воплощение иной реальности и высшей правды. Режим Раджанги, пошедшего против воли Древней силы, должен был быть сокрушен и появляется законный наследник, ведомый судьбой, читающий ее знаки и играющий свою роль без каких-либо сомнений в собственном праве ее играть. Этой стреле, посланной судьбой против тирании, не нужны ни учитель, ни пророк. В этом Юнн сильно отличен от привычного нам короля Артура с его Мерлином и рыцарями Круглого стола. Свою миссию он ведает изначально и выполняет ее, собирая под конец восстания в бой множество людей, ни один из которых, однако, не встанет с ним рядом как равный сотоварищ по замыслам и великим надеждам. Юнн - это герой не артуровского типа, а скорей брат по судьбе Жанны д’Арк, живого орудия Божьего Промысла, - одинокий даже среди своих армий герой, ведомый навеянной Древней силой мечтой о лучшем будущем для всего мира, подняться до которого не могут даже вернейшие соратники. Силу лететь этой живой стреле дает только любовь, и Древняя сила искусно играет людьми, улавливая их в сети чувств. История любви Юнна и леди Ишмаэлы не оставит равнодушной самого черствого читателя, тем более что изложена она будет с двух точек зрения. Мечта может вдохновить человека на подвиги, но вдохновить просто на жизнь, когда будет исполнено предназначение и мечты обернутся иллюзиями, будет способна только любовь и память о самой возможности ее.
Остановись Дмитрий только на первом слое своего романа - и вышел бы прекрасный фантазийный сюжет, на «ура!» принятый бы читателями и забывшийся бы через пару лет. Но к прекрасной истории дописывает нам автор еще два слоя, и Древняя сила открывается нам с самых неожиданных сторон. Еще Гегель догадался о коварстве Мирового духа, осуществляющего собственные замыслы через стремление людей следовать своим интересам и своим целям. Некоторые персонажи «Древней силы» не верят в режиссёра того спектакля жизни, где они пытаются играть заметные роли. Йагеллен-младший, потомственный промышленник, пытается выстроить свою власть через деньги и связи, используя их как рычаги для манипуляции окружающими. Как легко и просто объяснить всё в истории экономическими интересами и корыстным намерением! Но Древняя сила не зависит от экономики, насмешливо допуская, что равно неподкупными могут оказаться что злодей, что герой. В романе сила денег, признанная и решающая, вдруг порой оказывается мнимой, когда в борьбу вступают сила злой решимости против силы светлой мечты. Дельцы хотят улучшить мир в свою пользу, чтобы заработать еще больше денег, но власть их хрупка и ничтожна, когда великая борьба мировоззрений и идей выковывает людей принципиально иной закалки как орудия Древней силы.
Читать «Древнюю силу» и просто, и сложно. Ясность и красота языка не отпугнут тех, кто не привык читать литературу сложную, в этом книга подобна небольшой уютной речке, за плавностью и неторопливостью своих вод скрывающей темные глубокие омуты. С другой стороны, стоит только задуматься над теми проблемами, что поднимает книга, - и рискуешь надолго потерять покой, настолько порой фантастическое вполне узнаваемо и актуально.
Отдельно стоит отметить оформление книги, которое совершенно потрясающе и отлично дополняет текст. Иллюстрации прямо талантливы, собственно ради них и купил первый раз «Древнюю силу», ничего не зная об авторе и содержании книги - просто предположив, что такое оформление не может быть у книги рядовой (рад, что не ошибся).
Рекомендую роман тем, кто не побоится узнать о Древней силе и тем самым больше узнать о себе. Книгу можно купить на «Озоне»
https://www.ozon.ru/product/drevnyaya-sila-shatilov-dmitriy-591568177/
Лучше даже взять сразу весь комплект оформленных в одном стиле книг Дмитрия - «Древнюю силу», второе издание романа «232» и сборник фантастических рассказов «Черный шар»
https://www.ozon.ru/product/superkomplekt-graficheskaya-seriya-drevnyaya-sila-chernyy-shar-232-shatilov-dmitriy-1174118907/

Книги продает сам автор, так что можно написать ему и получить автограф. Если в мире есть хоть немного справедливости, то лет через двадцать Шатилов войдет в школьный курс современной литературы - и представьте заранее, как Вы поразите своих внуков, достав с полки раритет с его автографом)

хорошие книги

Previous post Next post
Up