Приступим к последней части трилогии об Афродите-Венере, богине красоты и любви, плодородия, вечной весны и жизни, почитавшейся как и богиня браков и родов, и даже «детопитательница».
Вторая часть завершилась историей любви Афродиты с земным юношей Адонисом -
вот прямая ссылка на эту тему - впрочем, там всё не очень хорошо закончилось.
Афродита-Венера была весьма любвеобильной - ну ещё бы, ведь в этом же и было её предназначение. Её даже можно было бы назвать этаким «Зевсом в юбке», если бы она носила эту деталь туалета. Хотя, конечно, положа руку на сердце - ну, куда ей было до Громовержца с его неутомимым темпераментом и необузданными фантазиями...
Сегодня мы продолжим знакомство с адюльтерными приключениями нашей героини, а также коснёмся тех, кто от таковых приключений был произведён на свет.
199. Ретроспектива: Афродита, она же Венера-III
На Олимпе, безусловно было понимание, что девушку-то надо как-нибудь побыстрее пристроить, не то по пылкости, да и неопытности наворотит дел - веками потом разгребай. Но с женихом как-то не складывалось - до поры, до времени.
Другая история, которая не слишком логично, но всё же стала непосредственно причастной к нашей теме, случилась намного раньше. У Зевса и супруги его, Геры, по большинству свидетельств, родилось семь детей. Звали их Аполлон, Арес, Артемида, Афина, Геба, Гефест и Илифия - в алфавитном порядке, потому что последовательность их рождения тоже содержит массу противоречий, как, впрочем, и все остальные рассказы о тех временах. Все были как на подбор - хороши из себя, красавчики, упитанные, складненькие, с ямочками на щёчках, кроме одного - Гефеста, родившегося каким-то кривеньким, тощеньким, страхолюдненьким, да ещё и одна ножка была явно короче другой. Гера посмотрела, ужаснулась, да и решила избавиться от младенца, чтобы он не позорил божественную семью. Взяла, да и сбросила его со скалы в море. Концы в воду, как говорится - но не тут-то было. Брат Зевса, Посейдон, видимо, заранее своим божественным чутьём почуяв что-то неладное, был уже начеку, и сброшенного младенца поймал, забрал к себе в подводный мир, где взрастил и воспитал его, привив навыки работы с металлами. Зачем нужны были металлы и их обработка в подводном мире - это, конечно, отдельный вопрос, но факт остаётся фактом: Гефест в подводной кузнице Посейдона стал уникальным специалистом в своём деле.
Повзрослев, Гефест вышел на сушу, где организовал вполне успешный кузнечный бизнес. Но кто-то ему однажды рассказал тайну его происхождения, и Гефест решил отомстить матери, так некрасиво с ним обошедшейся. Он, будучи непревзойдённым кузнецом, соорудил необычайной красоты трон для повелительницы Олимпа, который с трудом, хромая, втащил на гору и вручил верховной олимпийской богине. Потом раскланялся и ушёл. Гера пришла в неописуемый восторг от творения безвестного хромого кузнеца, собрала местную элиту, да и уселась в торжественной обстановке на этот трон... но тут случилось то, чего она никак не могла предвидеть. Металлические фиксаторы выскочили из замаскированных гнёзд и намертво замкнулись на сидящей на троне Гере! Как ни старались олимпийцы, включая самого Зевса, разомкнуть путы механическим ли, либо метафизическим способом - всё бесполезно.
Для Зевса, конечно, не было особой проблемой отыскать хромого кузнеца. Когда Гефеста доставили на Олимп, чтобы он освободил Геру, тот, во-первых раскрылся, объяснив мотивы своего деяния, во-вторых, потребовал себе гарантий, а в-третьих - дополнительных бонусов. Пришлось пойти ему навстречу по части гарантий: Зевс торжественно присвоил вновь обретённому сыну статус олимпийского бога, а по части бонусов - тут сложилось не сразу. Дело в том, что Гефест высказал пылкое желание жениться на своей сестре, Афине - мол, давно мне она нравится! - но тут потенциальная невеста упёрлась - дескать, ни за что! и даже не предлагайте! Что делать? И тут Зевса осенило - ба! да у нас же есть невеста на выданье, в сто раз круче этой твоей Афины, кстати, что ты в ней нашёл?! Афродитой зовут! Взглянешь на неё - сразу про Афину эту несчастную забудешь!
Познакомившись с Афродитой, Гефест и впрямь был поражён её красотой, простил свою мамашу, освободив её от пут, и стал готовиться к свадьбе. Афродита была не против: ей импонировал брутальный и искусный кузнец. Ну и неважно, что хромой, да и не красавец - у неё случались интрижки с персонажами и пострашнее, рогатыми да козлоногими - зато из наших, из богов. Да и в девках засиделась, пора уже... Афродита стала захаживать в кузницу к Гефесту, находя своеобразную прелесть и в облике, и в роде деятельности своего жениха, мол, «в этом что-то есть!» Посмотрим картины на эту тему, только ещё раз напомню: Афродита в римской традиции - это Венера, а Гефест - Вулкан.
Ян Брейгель Старший (Jan Bruegel, 1568 - 1625, Фландрия) или его мастерская
Венера и кузница Вулкана
Бартоломеус Спрангер (Bartholomeus Spranger, 1546 - 1611, Фландрия - Нидерланды)
Венера и Вулкан
Луи Ленен (Louis Le Nain, 1593 - 1648, Франция)
Венера в кузнице Вулкана
Джованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo, 1696 - 1770, Италия)
Венера и Вулкан
Йоханн-Михаэль Роттмайр (Johann Michael Rottmayr, 1654 - 1730, Австрия)
Венера с купидоном в кузнице Вулкана
Ну... уже есть вопрос по купидону... будем считать, что это третьестепеный дух - спутник Венеры.
Сигизмунд Гётце (Sigismund Goetze, 1866 - 1939, Британия)
Визит Венеры к Вулкану
Видимо, как Венера-Афродита ни старалась - ходила к мужу на работу, знакомилась с его подчинёнными, пыталась жить его жизнью - но всё равно, счастья в браке с Вулканом-Гефестом у неё так и не сложилось. Да и детей совместных не было. Да и, как ни крути, и староват он был, и слишком увлечён работой... Вот и потянуло нашу героиню на новые приключения.
Выйдя замуж за - пусть новоявленного, но всё же олимпийца, Афродита обязана была участвовать в светских мероприятиях, которые Зевс с Герой часто устраивали у себя на Олимпе для сугубо избранной публики. Там-то она и сошлась с Аресом, братом Гефеста, богом войны, который, в отличие от последнего, выглядел молодым и бравым красавцем, и был ещё брутальнее новообретённого брата. В римской традиции это был Марс. Молодые люди приглянулись друг другу, и у них начались романтические отношения, о чём нам повествуют художники, чьи картины представлены ниже.
Иоахим Юттеваль (Joachim Wtewael, 1566 - 1638, Нидерланды)
Венера и Марс
Венера, Марс и купидон
Карло Сарачени (Carlo Saraceni, 1579 - 1620, Венеция)
Венера и Марс
Агостино Карраччи (Agostino Carracci, 1557 - 1602, Италия)
Марс и Венера
Жозеф-Мари Вьен (Joseph-Marie Vien, 1716 - 1809, Франция)
Венера показывает Марсу своих голубок
Вот видите, сколь идилличными могли быть тогда отношения, даже между богами...
Гверчино, он же Джованни Франческо Барбьери (Guercino aka Giovanni Francesco Barbieri, 1591 - 1666, Италия)
Венера, Марс и купидон
Купидон всё чаще появляется... скоро и о нём (или о них) поговорим.
Тициан (Tiziano Vecellio, 1488-90 - 1576, Италия)
Марс и Венера
Лука Джордано (Luca Giordano, 1634 - 1705, Италия)
Венера и Марс
Николя Пуссен (Nicolas Poussin, 1594 - 1665, Франция)
Марс и Венера - две картины
Парис Бордоне (Paris Bordone, 1500 - 1570, Италия)
Марс, Венера и купидон
Марс, Венера, Виктория и купидон
Виктория (в греческой традиции Ника) - богиня победы, сопутствовавшая Марсу (Аресу) в период удачных военных кампаний.
Пьеро ди Козимо (Piero di Cosimo, 1462 - 1522, Италия)
Венера, Марс и амуры
Сандро Боттичелли, он же Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (Sandro Botticelli, Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi, 1445 - 1510, Италия)
Венера и Марс
Якопо Пальма Старший, он же Пальма иль Веккьо (Palma il Vecchio aka Jacopo Negretti, 1480 - 1528, Италия)
Венера и Марс
Франсуа Буше (Francois Boucher, 1703 - 1770, Франция)
Марс и Венера
Красимир Колев, (1971, Болгария)
Марс и Венера, по мотивам Тициана
Как видите, возлюбленные не особо заморачивались по поводу выбора мест для взаимного ублажения. Но надо понимать, что те места, в которых они предавались любви, в те времена буквально кишели нимфами, фавнами, речными и лесными божками, не говоря уже о быстро разраставшейся людской популяции - но люди хотя бы не имели доступа к божествам, а вот вся ранее перечисленная «братия» имела происхождение частично божественное, частично демоническое, и вращалась всё больше в своём кругу. И, понятное дело, слух о любовной связи Афродиты с Аресом, или Венеры с Марсом - разнёсся с пандемической скоростью и дошёл до ушей Гефеста-Вулкана.
Единокровный брат Ареса-Марса, Гермес-Меркурий, будучи натурой авантюрной - бог торговли всё-таки, видимо, симпатизировал влюбленным и нашёл время и способ их предупредить, мол, кузнец-то наш хромоногий - он вообще-то в курсе ваших развлечений; были бы вы, ребята, поосторожнее, а?
Бартоломеус Спрангер (Bartholomeus Spranger, 1546 - 1611, Фландрия - Нидерланды)
Венера и Марс, предупреждённые Меркурием
Но «ребята», как это явно следует из картины Спрангера, не склонны даже были приостановить ненадолго свои любовные развлечения, чтобы выслушать умного родственника. Ну и Вулкан, как его величают в представленных картинах, он же - Гефест в греческой традиции - ожидаемо нагрянул. Спрашивается, а чего хотели, чего ждали? Накрыл их в самый интересный момент...
Ганс Роттенхаммер (Hans Rottenhammer, 1564 - 1625, Германия)
Венера, Марс и Вулкан
Тинторетто (Tintoretto, он же Jacopo Robusti, Jacopo Comin, 1518 - 1594, Италия)
Венера и Марс, застигнутые Вулканом
У Тинторетто своя версия событий. В классическом, идущем от мифов варианте, считается, что Гефест-Вулкан либо застукал неверную жену с любовником дома или на природе, либо даже специально сковал тончайшую сеть и вмонтировал её в супружескую кровать - и эта сеть накрыла охальников в момент их любовных игр, так, что они уже никак не могли отвертеться. А потом Гефест-Вулкан призвал богов, чтобы те убедились в неверности его жены. Все эти интерпретации будут проиллюстрированы чуть ниже. Но трактовка Тинторетто несколько иная - там Марс (Арес) трусливо залез под стол - его не сразу-то и заметишь, он с правой стороны стола выглядывает, Гефест-Вулкан довольно спокойно зачем то рассматривает лоно своей жёнушки, а та вообще индифферентна, словно ничего и не произошло. Всё бы ничего, но при этом в колыбельке лежит дитя, явно - по внешности - Купидон (он же Эрос, он же Амур), рождённый Афродитой от Ареса, ну, или Венерой от Марса - а законный муженёк почему-то на дитё ноль внимания... Видимо, мы всё же совсем, глубинно, даже скажу - фатально не разбираемся в божественных коммуникациях.
Франсуа Буше (Francois Boucher, 1703 - 1770, Франция)
Марс и Венера, застигнутые Вулканом
Винсент Селлаэр (Vincent Sellaer (ок.1490 - ок.1564, Фландрия - Нидерланды)
Марс и Венера, застигнутые Вулканом
Мартен ван Хемскерк (Maarten van Heemskerck, 1498 - 1574, Нидерланды)
Вулкан показывает богам свою сеть с пойманными Марсом и Венерой
Иоахим Юттеваль (Joachim Wtewael, 1566 - 1638, Нидерланды)
Венера и Марс, застигнутые Вулканом
Шарль Гийемо (Alexandre Charles Guillemot, 1786 - 1831, Франция)
Марс и Венера, застигнутые Вулканом
Вулканчик, дорогой... это совсем не то, что ты подумал...
Ну, понятное дело, гнев Гефеста-Вулкана был безмерен, по одной версии он даже было хотел так и оставить их в своей ажурной сетке - пусть барахтаются там для всеобщей потехи... Но олимпийский пантеон состоял сплошь из персонажей отнюдь не безгрешных в этом самом аспекте, и это ещё мягко говоря. Сказывают, что Зевс, он же Юпитер, изрядно поржал над ситуацией, а потом изрёк фразу, по смыслу аналогичную той, что стала впоследствии хрестоматийной, мол, а кто здесь у нас сам без греха?! Короче, ситуацию разрулили: Венера-Афродита покаялась перед Вулканом-Гефестом и отправилась на Крит, где проистекал ручей, окунувшись в который, женщины восстанавливали девственность («... и чтоб девкой вернулась!» - кричал наверняка вслед Гефест). Ареса-Марса Зевс, он же Юпитер, командировал во Фракию, где Марс немедленно организовал очередную кровопролитную и бессмысленную войну - чисто оторваться.
Но от любовной связи Афродиты и Ареса осталось потомство.
Старший сын - Эрот или Эрос, он же Амур, он же Купидон - бог любви и неизменный спутник Афродиты, изображавшийся в виде крылатого мальчика или юноши с луком. Эрос покровительствовал страсти, влечению, благодаря которому продолжается жизнь. У Эроса были братья, их звали Антерос и Гимерос. Первый заведовал ответными чувствами и преследовал тех, кто не отвечал на любовь. Второй - персонифицировал любовную страсть, томление, светлую грусть.
Еще были братья-близнецы, Фобос и Деймос (Страх и Ужас), которых воспитал Арес-Марс, приобщив их к военным делам. И ещё была дочь, Гармония - богиня согласия и счастливой жизни в браке, которая вышла замуж за Кадма, основателя Фив.
Николай Константинович Калмаков (1873 - 1955, Россия - Италия)
Афродита с Эросом и Антеросом
Но к Эросу мы ещё вернёмся. А сейчас познакомимся ещё с одним сыном Афродиты-Венеры, по имени Эней. Отцом его был пастух Анхис, на которого в своё время наша героиня положила глаз и соблазнила его.
Бенджамин Роберт Хейдон (Benjamin Robert Haydon, 1786 - 1846, Британия)
Венера и Анхис
Эней был храбрым воином. Он сражался на стороне троянцев, и когда те были побеждены, над жизнью Энея нависла угроза. Венера уговорила Вулкана выковать какое-то особое оружие для пасынка, тот не сразу, но согласился. Мать передала его Энею, и тот с помощью этого оружия смог выбраться из Трои невредимым.
Франсуа Буше (Francois Boucher, 1703 - 1770, Франция)
Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея
Шарль-Жозеф Натуар (Charles-Joseph Natoire, 1700 - 1777, Франция)
Венера требует у Вулкана оружие для Энея
Герард де Лересс (Gerard de Lairesse, 1640 - 1711, Нидерланды)
Венера дарит оружие Энею
И ещё раз Афродита-Венера помогла Энею в его злоключениях. Эней, убегая от преследователей, высадился с группой сподвижников на северном побережье Африки. Местное население, мягко говоря, недружелюбно приняло пришельцев, и Энею с компанией пришлось убегать, уклоняясь от контактов с аборигенами. Тогда Афродита-Венера использовала свои чары, чтобы влюбить в сына карфагенскую царицу Дидону, недавно овдовевшую. Под видом простой пастушки она явилась Энею и объяснила ему направление дальнейших действий, а именно: идти к царице и принять её покровительство, что Эней и сделал. Правда, попользовавшись Дидоной, он её потом благополучно бросил, но уж таковы тогда были нравы.
Николя Пуссен (Nicolas Poussin, 1594 - 1665, Франция)
Венера показывает свои руки Энею
Почему именно руки - я так и не смогла дознаться. видимо, Эней мог узнать мать по рукам...
Джачинто Джиминьяни (Giacinto Gimignani, 1606 - 1681, Италия)
Венера, явившаяся Энею и Ахату
Ахат - ближайший друг и соратник Энея.
Эней после долгих скитаний попал в Италию, где женился на Лавинии, царской дочке. А его, предположительно, правнучка, Рея Сильвия, родила близнецов Ромула и Рема - основателей Рима. А отцом их был не кто иной, как Марс, он же Арес... Круг замкнулся.
После смерти Энея Афродита смогла уговорить Зевса включить его в олимпийский пантеон.У римлян он тоже числился в сонме богов; они называли его Индигетом. Но это - уже совсем другая история...
Теперь, наконец, перейдём к любимому сыну Венеры, она же Афродита - Эроту, или Эросу, он же Амур или Купидон. Он был ближайшим помощником матери в распространении любовных чар, зачастуя действуя самостоятельно и по своему усмотрению. Орудием Эроса был лук со стрелами (очевидно, всё же виртуальными), коими он поражал сердца, вызывая в них любовь.
Тут надо немного прояснить терминологию. Был Амур, он же Купидон - с заглавной буквы, сын Венеры и Марса. А были ещё и амуры, или купидоны, подручные и подчинённые Венеры и её сына. Здесь налицо вариант, аналогичный путанице между Паном (Фавном) и многочисленными панами (фавнами). С происхождением племени панов-фавнов всё понятно - бог Пан обладал чрезвычайной, на грани патологии, любвеобильностью, и от него едва ли не ежемесячно залетали и нимфы, в обилии водившиеся в лесах и водоёмах в те благословенные времена, и дочки лесных и речных божков, да и человеческие девицы, и их потомство пополняло когорту сыновей козлоногого бога. А с происхождением сонма амуров-купидонов - больше вопросов, чем ответов. Почкованием они, что ли, размножались - непонятно, но вот - целая команда этих третьестепенных божественных сущностей сопутствовала и Афродите-Венере, и её сыну Эросу-Амуру-Купидону.
Тема «Венера и Амур», или «Венера и Купидон» была очень популярной среди художников от Возрождения до наших дней, и на неё написано, наверно, несколько сотен картин. Представлю наиболее, на мой взгляд, интересные. Постараюсь более-менее соблюсти хронологическую последовательность.
Франческо ди Марко ди Джакомо Райболини, прозванный Франча (Francesco Francia, 1450 - 1517, Италия)
Венера и Амур
Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Altere, 1472 - 1553, Франкония - Германия)
Венера и Амур - тут целых четыре картины с одинаковым названием.
Джироламо ди Бенвенуто (Girolamo di Benvenuto, 1470 - 1524, Италия)
Венера и Амур
Баттиста Досси (Battista Dossi, ок. 1490 - 1548, Италия)
Венера и Амур
Баттиста Досси (Battista Dossi, ок. 1490 - 1548, Италия)
Венера и амуры
Вот они, амурчики, целой компанией. Ну а дальше, у Тициана - там уже едва ли не всё племя собралось.
Тициан (Tiziano Vecellio, 1488-90 - 1576, Италия)
Праздник купидонов
Далее ещё две картины Тициана.
Венера и Амур
Венера, завязывающая глаза Амуру
Какие-то игры уже пошли. Дальше этих игр будет больше, и они будут... скажем так, страннее.
Ян Госсарт по прозванию Мабюз ((Jan Gossaert, Mabuse, 1479 - 1541, Нидерланды)
Венера и Амур
Ганс Бальдунг, он же Грин (Hans Baldung aka Grien, 1480-1485 - 1545, Германия)
Венера и Амур
Лукас ван Лейден (Lucas van Leyden, 1494 - 1533, Нидерланды), либо его последователь
Венера и Амур
Мартен ван Хемскерк (Maarten van Heemskerck, 1498 - 1574, Нидерланды)
Венера и Амур
Аньоло Бронзино, он же Аньоло ди Козимо ди Мариано (Agnolo di Cosimo di Mariano aka Bronzino, 1503 - 1572, Флоренция)
Венера, Купидон и Зависть
На картинах Бронзино Венера с Амуром общаются с некими сущностями, олицетворяющими людские пороки.
Венера, Амур, Глупость и Время, или Аллегория вожделения
Ян Массейс (Jan Massys, Matsys или Metsys; ок. 1509 - 1575, Фландрия - Нидерланды)
Венера и Амур
Паррасио Микели (Parrasio Micheli, 1516 - 1578, Италия)
Венера и Купидон
Франс Флорис (Frans Floris de Vriendt, 1520 - 1570, Фландрия - Нидерланды)
Венера и Амур
Лука Камбьязо (Luca Cambiaso, 1527 - 1585, Италия)
Венера и Амур у моря
Аннибале Карраччи (Annibale Carracci, 1560 - 1609, Италия)
Венера и Купидон
Ян Брейгель Старший (Jan Bruegel, 1568 - 1625, Фландрия) и Хендрик ван Бален Старший (Hendrik van Balen I, 1575 - 1632, Фландрия)
Венера и Амур
Карло Маратта, или Маратти (Carlo Maratta, 1625 - 1913, Италия)
Венера и Купидон
Виллем ван Мирис (Willem van Mieris, 1662 - 1747, Нидерланды)
Венера и Амур
Шарль-Жозеф Натуар (Charles-Joseph Natoire, 1700 - 1777, Франция)
Венера и Амур
Франсуа Буше (Francois Boucher, 1703 - 1770, Франция) - Буше с таким названием выдал аж пять картин!
Венера и Купидон
Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres, 1780 - 1867, Франция)
Венера и Амур в Пафосе
Уильям Эдвард Фрост (William Edward Frost, 1810 - 1877, Британия)
Венера и Амур
Анри-Пьер Пику (Henri Pierre Picou, 1824 - 1895, Франция)
Венера и Амур
Эмиль Леви (Emile Levy, 1826 - 1890, Франция)
Венера и Купидон
Анри-Камиль Данже (Henri-Camille Danger, 1857-1937, Франция)
Афродита и Эрос
Мария Жанто (Maria Szantho, 1897 - 1998, Венгрия)
Венера, Купидон и путто
Путто (мн.число «путти») - так называли амурчиков-купидончиков итальянские художники раннего Возрождения.
Серж Филингер (1984, Белоруссия)
Венера и Амур
Александр Николаевич Стешенко (1966, Россия)
Венера и Купидон
Венера и Амур
Видите - опять какие-то игры пошли - глаза завязывают...
Игры Венеры и Амура иногда имели признаки «садо-мазо»...
Николя Флейгельс (Nicolas Vleughels, 1668 - 1737, Франция)
Венера и нимфы, наказывающие Амура
Ян Херманс ван Бийлерт (Jan Hermansz van Bijlert, 1597 - 1671, Нидерланды)
Венера, наказывающая Амура
Джованни Бальоне (Giovanni Baglione, 1566 - 1643, Италия)
Венера, наказываемая Амуром
Гюстав Буланже (Gustave Boulanger, 1824 - 1888, Франция)
Пленение Венеры
А иногда Венера отбирала у разбушевавшегося сынка оружие и даже подрезала ему крылья.
Видимо, паренёк не знал меры и слишком уж усердствовал в поражении сердец...
Маркантонио Франческини (Marcantonio Franceschini, 1648 - 1729, Италия)
Венера, обезоруживающая Амура
Франсуа Буше (Francois Boucher, 1703 - 1770, Франция)
Венера обезоруживает Купидона
Анри Леман, он же Карл Рудольф Генрих Леман (Henri Lehmann, 1814 - 1882, Германия - Франция)
Венера, обезоруживающая Амура
Жан-Батист Камиль Коро (Jean-Baptiste Camille Corot, 1796 - 1875, Франция)
Венера подрезает крылья Купидону
Следующая картина иллюстрирует одну интересную историю, проливающую свет на взаимоотношения мамы с сыном. Однажды Эрос и Афродита (ну, или Купидон и Венера) поспорили, кто больше соберёт цветов. Эрос был попроворнее и должен был победить, но Афродита сжульничала и призвала на помощь нимфу Перистеру, которая в параллель с ней тоже рвала цветы. В результате мать победила, но проницательный сынок догадался, в чём тут прикол. В наказание он превратил Перистеру в голубку...
Франц Кавчич (Franz Caucig, 1755 - 1828, Словения)
Венера, Амур и нимфа Перистера
Амур или Купидон, он же Эрос неизбежно повзрослел и завёл собственные амурные дела. И в конце концов женился. Его избранницей была девушка по имени Психея. История их любви подробно рассказана у меня в посте под заглавием «Франция-V», поэтому я не буду повторяться, а просто дам
прямую ссылку на рассказ. А дальше - иллюстрации к этой истории.
Энни Луиза Суиннертон (Annie Louisa Swynnerton, 1844 - 1933, Британия)
Купидон и Психея
Генриетта Эмма Рэтклифф Рэй (Henrietta Emma Ratcliffe Rae, 1859 - 1928, Британия)
Психея перед троном Венеры
Жорж Руже (Georges Rouget, 1781- 1869, Франция)
Амур, умоляющий Венеру простить Психею
Случались у Афродиты любовные интриги и с другими богами. Прямого описания их романа с Гермесом (Меркурием) нет, но в «Одиссее» Гомера есть недвусмысленный намёк на страсть Гермеса к богине красоты.
Зевсов сын, Аполлон-повелитель, Гермесу промолвил:
«Ну-ка, скажи, сын Зевса, Гермес, Благодавец, Вожатый!
Не пожелал ли бы ты, даже крепкой окутанный сетью,
Здесь на постели лежать с золотой Афродитою рядом?»
Аргоубийца-вожатый тотчас Аполлону ответил:
«Если бы это случилось, о царь Аполлон дальнострельный,
Пусть бы опутан я был хоть бы втрое крепчайшею сетью,
Пусть бы хоть все на меня вы глядели богини и боги,
Только бы мне тут лежать с золотой Афродитою рядом!»
Так он сказал. Поднялся меж богами бессмертными хохот.
Очевидно, что разговор этот имел место уже после конфуза с разоблачением Афродиты и Ареса Гефестом - иначе откуда бы взялась сентенция про крепкую сеть, окутывающую лежащих на постели любовников. Что там было на самом деле нам узнать, увы, не дано - но плодом любви Гермеса-Меркурия и Афродиты-Венеры стал сын, которого назвали одновременно в честь отца и матери - Гермафродит, юноша удивительной красоты. Как-то случайно он встретил нимфу Салмакиду, и меж ними вспыхнула нешуточная страсть, такая, что Салмакида взмолилась богам, чтоб юноша-красавчик навеки остался с ней. Боги решили пойти навстречу и соединили их воедино в двуполое существо. Подробно и с иллюстрациями у меня это рассказано
вот здесь.
Поскольку подробности любовной связи Венеры и Меркурия, они же Афродита и Гермес неизвестны, художники уделили не слишком много внимания этой теме. Хотя кое-что есть. Смотрим.
Бартоломеус Спрангер (Bartholomeus Spranger, 1546 - 1611, Фландрия - Нидерланды)
Венера и Меркурий
Николя Пуссен (Nicolas Poussin, 1594 - 1665, Франция)
Венера и Меркурий
Бон де Булонь Старший (Bon de Boullogne, 1649 - 1717, Франция)
Венера и Меркурий
Франсуа Буше (Francois Boucher, 1703 - 1770, Франция)
Венера и Меркурий, обучающие Купидона
Зная широту натуры нашей героини, в особенности - в пикантной сфере, нетрудно предположить, что мы владеем информацией лишь о малой части её романтических приключений. Очень многое наверняка осталось за кадром.
Например, современный австрийский художник Эрнст Фухс вскрыл целый пласт жизнедеятельности нашей героини. Оказывается, она посетила два загадочных острова - Глаз и Смерти, причём на первом у неё что-то было с Персеем, а на втором - явно с кем-то ещё...
Эрнст Фухс (Ernst Fuchs, 1930 - 2015, Австрия)
Афродита и Персей на острове глаз, Аркадия
Афродита на острове глаз за стеной на небеса
Афродита на острове смерти
Отто Книлле (Otto Knille, 1832 - 1898, Германия)
Тангейзер и Венера
Здесь - иллюстрация к истории, придуманной Рихардом Вагнером, автором музыки и либретто оперы «Тагнейзер».
Огюст Бартелеми Глэз (Auguste-Barthelemy Glaize, 1807 - 1893, Франция)
Кровь Венеры
Некий обряд, до сути которого я так и не докопалась.
Луис Рикардо Фалеро (Luis Ricardo Falero de Candelarese, 1851 - 1896, Испания)
Планета Венера
Здесь Венера олицетворяет одноимённую планету...
Ричард Уэстолл (Richard Westall, 1765 - 1836, Британия)
Мощь Венеры
А завершают сегодняшнюю публикацию, как и весь «венерианский» цикл, две картины
одного из моих любимых художников, прерафаэлита Данте Россетти, с одинаковым названием.
Данте Габриел Россетти (Dante Gabriel Rossetti, 1828 - 1882, Британия)
Venus Verticordia, или Венера, обращающая сердца
Это была завершающая часть трилогии про Венеру-Афродиту. Но мы окончательно не прощаемся с прекрасной богиней - будет ещё кое-что, где она явится во всей красе пусть и не главным, но одним из главных действующих лиц. Наберитесь терпения, скоро!
Это также была заключительная публикация 2021 года. Следующая, между прочим - юбилейная, двухсотая! - откроет 2022 год.
Поэтому всех поздравляю с наступающим новым годом. Пусть же усилия Афродиты-Венеры не пропадут даром, и в ваших сердцах будет максимум любви и приязни! Дорожите своими близкими и берегите их, а заодно и себя, и не забывайте ценить искусство! Удачи вам и исполнения самых добрых ваших желаний! Увидимся!
К оглавлению Оглавление по рубрике «Ретроспектива»