Во-первых - всех читателей моего журнала поздравляю с наступившим Новым годом; тех кто празднует - с Рождеством, а также и со Старым-Новым!
А во-вторых...
Чуть меньше двух лет тому назад, 23 февраля 2020 года, был опубликован
юбилейный, сотый пост проекта «Обнаженная натура в изобразительном искусстве разных стран». В тот момент я, честно говоря, не была уверена, что удастся «дотянуть» до двухсотой публикации. Но - как видите, получилось! Так что - звучат фанфары!
Понятно, что юбилейный пост не должен быть «проходным», то есть, похожим на все остальные, которые большей частью содержат в себе знакомство с творчеством художников какой-либо страны или группы стран, возможно - за определённый период, либо объединенные тематически. Посмотрите
общее оглавление, и поймёте, о чём я говорю.
Безусловной «жемчужиной» моего проекта является
рубрика «Ретроспектива», где до сегодняшнего дня было всего 15 публикаций. Но если бы не было ничего другого - и то, всё равно бы стоило затевать этот проект, только ради «Ретроспективы». И наш праздничный пост, само собой, тоже будет относиться к этой рубрике. Признаюсь: я специально подстроила так, чтобы вторую сотню завершала трилогия об Афродите-Венере и, в качестве вишенки на торте - сегодняшняя подборка, где античная богиня красоты играет далеко не последнюю роль.
Начнём. Но - несколько издалека.
Жила-была нимфа по имени Фетида. Она проходила по разряду нереид, то есть, морских нимф, которые занимали в своём роде эксклюзивное положение: их было всего 300, в отличие от бесчисленных нимф лесов и водоёмов - дриад и наяд. И влюбилась Фетида не в кого-нибудь, а в самого верховного олимпийского бога, громовержца Зевса.
Здесь, во второй части похождений Зевса, рассказано об их романе, а
вот тут Фетида упоминается в подборке про нимф. Кратко - история там была такая: Зевс - он тоже был не прочь адекватно ответить на чувства Фетиды, но его предупредила Фемида, его предыдущая жена, что делать этого не стоит, потому что если вдруг от их связи родится сын, то он превзойдёт отца во всём и свергнет его. Зевсу пришлось проявить чудеса сдержанности и самоотречения, чтобы устоять и не соблазниться на ласки и откровенные домогательства очаровательной нимфы. Разрулила ситуацию Гера - она тогда уже явно имела виды на своего брата-громовержца. Гера познакомила Фетиду с царём Фессалии Пелеем - человеком весьма знатным, хотя и смертным. Молодые понравились друг другу, между ними вспыхнуло большое и светлое чувство, и была организована свадьба, на которую собралась вся олимпийская элита.
А можно было начать наше повествование по-другому.
Жила-была богиня Эрида. Ей изначально с родителями, можно сказать, не повезло - отцом её был Эреб, олицетворявший вечный мрак, а матерью - Нюкта, богиня ночи, поэтому, когда пришло время пристраивать подросшую Эриду к настоящему делу, ей досталась неблагодарная и сволочная должность - богини раздора, обиды, тяжбы. В качестве небольшой компенсации ей ещё вменили обязанность курировать соревнование в труде, но это не имеет отношения к нашей истории. Соответственно, Эриду вся олимпийская братия недолюбливала и сторонилась её - у нас, мол, и без неё проблем выше Олимпа, а тут ещё она со своими раздорами да склоками. И когда Зевс с будущей супругой Герой запланировали грандиозный пир богов по поводу свадьбы нимфы Фетиды с царём Пелеем, они решили Эриду не приглашать - да ну, мол, её - наверняка ведь какой-нибудь скандал организует и весь кайф обломает. Эрида, конечно, обиделась, и не столь она была проста, чтобы вот такие обиды прощать.
200. Ретроспектива: Суд Париса
И придумала Эрида гениальную комбинацию, которая, похоже, сработала на все сто процентов. Для начала она явилась к сёстрам-нимфам Гесперидам в их знаменитый сад, где произрастали яблоки, как говорится, на все случаи жизни. История нимф Гесперид у меня рассказана
здесь. Понятно, что нимфы почли за честь обращение к ним богини столь высокого ранга и помогли ей выбрать нужное яблоко - и это было именно то яблоко, которое стало, как сейчас говорят, «мемом» - яблоко раздора...
Уильям Тёрнер (Joseph Mallord William Turner, 1775 - 1851, Британия)
Богиня раздора выбирает яблоко раздора в Саду Гесперид
А тем временем состоялось грандиозное свадебное торжество - без Эриды...
Хендрик ван Бален Старший (Hendrik van Balen, ок. 1575 - 1632, Фландрия - Нидерланды)
Пир богов (Свадьба Пелея и Фетиды)
Иоахим Юттеваль (Joachim Wtewael, 1566 - 1638, Нидерланды)
Свадьба Пелея и Фетиды
Видите, сколь прикольный антураж и оригинальный дресс-код в то время были приняты при организации свадеб!
Гиллис ван Фалькенборх (Gillis van Valckenborch, 1570 - 1622, Фландрия - Нидерланды)
Свадьба Пелея и Фетиды
Абрахам Блумарт (Abraham Bloemaert, 1564 - 1651, Нидерланды)
Свадьба Пелея и Фетиды
Ганс Роттенхаммер (Hans Rottenhammer, 1564 - 1625, Германия) и Ян Брейгель Старший (Jan Bruegel, 1568 - 1625, Фландрия)
Пир богов (Свадьба Пелея и Фетиды)
Йорис Хёфнагель (Joris Hoefnagel, 1542 - 1601, Фландрия - Нидерланды)
Свадьба Пелея и Фетиды
Якоб Йорданс (Jacob Jordaens, 1593 - 1678, Фландрия - Нидерланды)
Яблоко раздора
На последней картине изображён ключевой момент всей этой истории - появление яблока раздора на свадьбе Пелея и Фетиды. Каким образом Эриде удалось его подбросить на пиршественный стол - история умалчивает, но факт состоит в том, что яблоко это было необычайной красоты, натурально золотое, и на нём светилась надпись: «Прекраснейшей». Яблоко оказалось на столе, за которым пировала олимпийская знать самого высокого ранга, так что многочисленные приглашённые нимфы, нимфетки, дочки речных и лесных божков и прочие сущности низших ступеней, хоть, возможно, и считали себя прекраснейшими, но не имели даже физической возможности претендовать на яблоко. Они, скорее всего, и не поняли, что произошло.
А произошло следующее. К золотому яблоку Эриды одновременно потянули руки Афина, Гера - сёстры Зевса, а также Афродита, богиня красоты. Наверняка среди элитариев восседали и другие олимпийские богини - Деметра, Артемида, Гестия, но они оказались скромнее. А вот три красавицы не на шутку рассорились - богиня раздора сработала весьма умело.
Собственно, всё, что рассказано выше, было прологом основной истории. Как говорится, «это только присказка, а сказка - впереди». И тут лучше дать слово аутентичному автору - греческому поэту V века по имени Коллуф.
Зевс, увидав, что друг с другом богини враждуют, Гермесу
Дал порученье, к нему обратясь с такими словами:
«Если у Ксанфа, реки, что близ Иды течет, ты увидишь
Сына Приама, Париса, прекрасного юного мужа,
Он возле Трои в горах обитает, пася свое стадо,
Яблоко дашь ты ему - он судьей над богинями будет;
Пусть он оценит красу их очей и прелесть их лика.
Та, что всех больше пленит его красотою расцветшей,
Та и получит в награду тот дар, чем чаруют Эроты».
То есть, волею Зевса юноша Парис был призван рассудить спор трёх олимпийских красавиц - кто из них на самом деле является «прекраснейшей». Сын троянского царя Парис в то время промышлял скотоводческим бизнесом, а заодно и предавался любви и неге с нимфой Эноной у подножия горы Ида -
вот здесь у меня можно и прочитать их историю, и посмотреть подборку картин о них.
Гермес выполнил поручение Зевса: привёз трёх враждующих красоток к горе Ида, где пас свои стада Парис, нашёл скотопромышленника, объяснил ему ситуацию. Парис согласился рассудить спор богинь, но поставил условие - мол, краса очей и прелесть лика - это, конечно, здорово, но я должен их оценить полностью, так что - никаких одежд, неча тут стесняться и важничать, у нас, скотоводов, тут всё по-простому.
Гермес передал Парису яблоко раздора, чтобы тот вручил его той, которую выберет согласно своим представлениям о красоте. Но олимпийские богини сразу отказались от честной конкуренции и попытались, если можно так сказать, коррумпировать судью.
Гера сказала, что своим авторитетом сумеет обеспечить ему господство над целым континентом - Азией! А это ведь - и Индия со своими несметными богатствами, одни пряности чего стоят! И слоны! А Китай - а там и бамбук растёт, и чай! А если на север переместиться - там же и нефть, и газ... впрочем, скорее всего, Гера всё же не осмелилась замахнуться на сибирские просторы в своих обещаниях, да и Парис на посулы эти, как скоро увидим, не особо купился - мол, зачем мне эта Азия, мне и здесь хорошо.
Афина, которая, в частности, курировала вопросы военной стратегии и тактики, посулила Парису победы и славу на военном поприще. Но Парис не польстился и на эти перспективы - мол, я человек сугубо мирный, с кем, да и зачем мне, фермеру, воевать?
Афродита могла дать обещание только в сфере своей компетенции и обязалась обеспечить Парису благоволение любой женщины, какую он пожелает. Парис тоже было возразил - мол, у меня есть Энона, которая во всём меня устраивает... но кое-какая мыслишка в его душу запала и стала его подтачивать... но об этом позже.
Итак, Парис отвергнув все нечестные предложения богинь, принялся их судить - вроде бы как объективно. Каждая продемонстрировала свою красу, повертевшись и так, и этак, показав все свои прелести, а может, ещё и станцевав. В результате Парис вручил заветное яблоко Афродите, признав её прекраснейшей, что возымело весьма серьёзные последствия.
Но об этом - в самом конце поста, в эпилоге. А сейчас смотрим довольно обширную подборку картин художников разных стран и эпох, где изображён непосредственно процесс демонстрации достоинств соискательниц перед судьёй-Парисом. На некоторых из картин мы увидим момент вручения яблока победительнице конкурса - Афродите. Именно эти эпизоды и вдохновили очень многих художников от Возрождения до наших дней на создание своих живописных шедевров.
Бывает, что на картинах помимо Париса и трёх богинь присутствуют посторонние лица. Ещё один, помимо Париса, мужчина - это, очевидно, Гермес. Амурчики-купидончики - ну, это понятно. Про остальных ничего сказать не могу.
Все, или почти все картины называются одинаково - «Суд Париса», поэтому названий я давать не буду, если они не иные. В этом блоке я постаралась соблюсти хронологию, поэтому картины будут упорядочены по годам рождения художников.
Смотрим, восхищаемся и удивляемся.
Неизвестный художник итальянской школы, около 1450
Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach der Altere, 1472 - 1553, Франкония - Германия) - три картины
Рафаэль (Raphael, Raffaello Sanzio of Urbino, 1483 - 1520) - две картины
Часто используемый приём раннего Возрождения: размещение на одном полотне нескольких эпизодов.
Хуан де Хуанес (Vicente Juan Masip aka Joan de Joanes, 1507 - 1579, Испания)
Неизвестный художник голландской школы, около 1530
Ламберт Сустрис (Lambert Sustris, ок. 1515-1520 - ок. 1584, Нидерланды)
Франс Флорис (Frans Floris, правильнее Frans de Vriendt, 1520 - 1570, Нидерланды) - две картины
Гиллис Куанье (Gillis Coignet, 1542 - 1599, Италия)
Ян Сунс (Jan Soens, aka Giovanni Sons, ок.1547 - ок. 1611, Нидерланды)
Ханс фон Аахен (Hans von Aachen, 1552 - 1615, Нидерланды) - две картины
Афина, Афродита и Гера
Неизвестный художник, подражание Хансу фон Аахену
Хендрик де Клерк (Hendrick de Clerck, ок.1560 - 1630, Фландрия - Нидерланды) - две картины
Корнелис Корнелиссен (Cornelis Cornelissen или Cornelis van Haarlem, 1562 - 1638, Нидерланды)
Абрахам Блумарт (Abraham Bloemaert, 1564 - 1651, Нидерланды)
Ганс Роттенхаммер (Hans Rottenhammer, 1564 - 1625, Германия) - две картины
Дик де Равестейн (Dirk de Quade van Ravesteyn, 1565 - 1619, Нидерланды)
Иоахим Юттеваль (Joachim Wtewael, 1566 - 1638, Нидерланды) - две картины
Паулюс Янсон Морельсе (Paulus Janszoon Moreelse, 1571 - 1638, Нидерланды)
Хендрик ван Бален (Hendrick van Balen, 1575 - 1632) и Ян Брейгель младший (Jan Brueghel, 1601 - 1678, Фландрия)
Хендрик ван Бален Старший (Hendrik van Balen, ок. 1575 - 1632, Фландрия - Нидерланды)
Неизвестный художник, подражание Хендрику ван Балену Старшему
Неизвестный художник школы Яна Брейгеля младшего, XVII век
Алессандро Турки (Alessandro Turchi, он же L'Orbetto, 1578 - 1649, Италия)
Питер Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens, 1577 - 1640, Фландрия - Нидерланды) - три картины
Что-то здесь формы какие-то не рубенсовские...
Франческо Альбани (Francesco Albani, он же Albano, 1578 - 1660, Италия)
Якоб Йорданс (Jacob Jordaens, 1593 - 1678, Фландрия - Нидерланды)
Жак Стелла (Jacques Stella, 1596 - 1657, Франция)
Клод Лоррен (Claude Lorrain или Gellee, 1600 - 1682, Франция)
Даниэль Вертанген (Daniel Vertangen, 1601 - ок.1683, Нидерланды)
Шарль Эрар (Charles Errard, 1606 - 1689, Франция)
Пачеко де Роза (Pacecco De Rosa или Giovanni Francesco De Rosa, 1607 - 1656, Италия)
Франс Ваутерс (Frans Wouters, 1612 - 1659, Фландрия - Нидерланды)
Абрахам Кейленборх (Abraham van Cuylenborch, 1620 - 1658, Нидерланды)
Карел ван Савой (Carel van Savoy, 1620-21 - 1665, Фландрия - Нидерланды)
Филиппо Лаури (Filippo Lauri, 1623 - 1694, Италия)
Карло Маратта или Маратти (Carlo Maratta, 1625 - 1713, Италия)
Лука Джордано (Luca Giordano, 1634 - 1705, Италия) - две картины
Луиджи Гарци (Luigi Garzi, 1638 - 1721, Италия)
Герард де Лересс (Gerard de Lairesse, 1640 - 1711, Нидерланды)
Даниэль Сайтер (Danie Seiter, 1642-47 - 1705, Австрия)
Жерар Хут (Gerard Hoet, 1648 - 1733, Нидерланды)
Себастьяно Риччи (Sebastiano Ricci, 1659 - 1734, Италия)
Виллем ван Мирис (Willem van Mieris, 1662 - 1747, Нидерланды)
Микеле Рокка (Michele Rocca, 1671- после 1751, Италия)
Джеймс Торнхилл (James Thornhill, 1675 - 1734, Великобритания)
Жан-Франсуа де Труа (Jean-Francois de Troy, 1679 - 1752, Франция)
Антуан Ватто (Jean Antoine Watteau, 1684 - 1721, Франция)
Ноэль-Николя Куапель (Noёl-Nicolas Coypel, 1690 - 1734, Франция)
Неизвестный художник французской школы, около 1720
Этьенн Жора (Etienne Jeaurat, 1699 - 1789, Франция)
Жак Шарлье (Jacques Charlier, ок. 1720 - 1790, Франция)
Иоганн Генрих Тишбейн Старший, он же Кассельский (Johann Heinrich Tischbein der Altere, 1722 - 1789, Германия)
Луи-Жан-Франсуа Лагрене (Louis Jean Francois Lagrenee, 1725 - 1805, Франция)
Антон Рафаэль Менгс (Anton Raphael Mengs, 1728 - 1779, Германия)
Хосе Камарон-и-Бононат (Jose Camaron y Bononat, 1731 - 1803, Испания)
Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David, 1748 - 1825, Франция)
Жан-Батист Реньо (Jean-Baptiste Regnault, 1754 - 1829, Франция)
Хронологически первая (после Рафаэля) картина без амурчиков-купидончиков.
Йозеф Хаубер (Josef Hauber, 1766 - 1834, Германия)
Неизвестный художник австрийской школы, около 1800
Франсуа-Ксавье Фабр (Francois-Xavier-Pascal Fabre, барон, 1766 - 1837, Франция)
Филипп-Жак ван Бре (Philippe-Jacques van Bree, 1786 - 1871, Бельгия)
Уильям Этти (William Etty, 1787 - 1849, Великобритания)
Август Ридель (August Riedel, 1799 - 1883, Германия)
Анри-Пьер Пику (Henri Pierre Picou, 1824 - 1895, Франция)
Оскар Бегас (Oskar Begas, 1828 - 1883, Германия)
Ансельм фон Фейербах (Anselm von Feuerbach, 1829 - 1880, Германия)
Филипп Парро (Philippe Parrot, 1831 - 1894, Франция)
Константин Егорович Маковский (1839 - 1915, Российская Империя)
Пьер-Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir, 1841 - 1919, Франция)
Генрих Ипполитович Семирадский (1843 - 1902, Российская Империя)
По версии Семирадского, конкурс красоты проводился публично, да ещё и с музыкой, и с онлайн-трансляцией...
Впрочем, зная об исключительных коммерческих способностях Гермеса, я бы ничему не удивилась.
Альберт фон Келлер (Albert von Keller, 1844 - 1920, Германия)
Уолтер Крейн (Walter Crane, 1845 - 1915, Великобритания)
Войтех Гинайс (Vojtech Hynais, 1854 - 1925, Чехия)
Макс Клингер (Max Klinger, 1857 - 1920, Германия)
Эдуард Файт (Eduard Veith, 1858 - 1925, Австрия)
Соломон Джозеф Соломон (Solomon Joseph Solomon, 1860 - 1927, Великобритания)
Эдуард Лебедски (Eduard Lebiedzki, 1862 - 1915, Австрия)
Франц фон Штук (Franz von Stuck, 1863 - 1928, Германия)
Три богини: Афина, Гера и Афродита
Рудольф Росслер (Rudolf Rossler, 1864 - 1934, Австрия)
Энрике Симоне Ломбардо (Enrique Simonet Lombardo, 1866 - 1927, Испания)
Джордж Спенсер Уотсон (George Spencer Watson, 1869 - 1934, Великобритания)
Луи Грелл (Louis Grell, 1887 - 1960, США)
Иво Залигер (Ivo Saliger, 1894 - 1987, Австрия)
Леонид Исаакович Фрешкоп (Leonid Frechkop, 1897 - 1982, Россия - Бельгия)
Дарио Робледо Ортис (Dario Ortiz, 1968, Колумбия)
Ну... что тут поделаешь - каковы времена, таковы и парисы с афродитами...
Итак, Парис выбрал в качестве прекраснейшей Афродиту. И хотя он поначалу отказался было ото всех благ, которые сулили ему богини-претендентки, но всё же... Прощаясь, Афродита нашептала Парису, мол, в Спарте жена местного царя Менелая, Елена - вообще-то тоже прекраснейшая, правда, среди смертных. Ты, мол, думай, решай, но если надумаешь - поезжай туда, а я уж тебе помогу, я ведь слово дала! Перед такой перспективой Парис не смог устоять. «Что, я так и буду заниматься фермерством в Трое? Так и проживу среди коров и овец? Энона моя, конечно, женщина хорошая и достойная, но... простовата как-то она, да и располнела в последнее время на мясомолочном рационе... Нет, я всё же достоин большего!» - так, вероятно, рассуждал Парис.
Елена Прекрасная формально считалась дочерью царя Спарты Тиндарея и его супруги Леды, но, по большинству свидетельств, её реальным отцом был Зевс, оплодотворивший Леду в облике лебедя.
Здесь у меня - подробный рассказ об этом эпизоде с богатой подборкой картин. Девочка обладала необычайной красотой, и когда ей было всего 12 лет, её похитил Тесей. Он объявил Елену своей женой, но держал её в неволе, к тому же принудив к сожительству, в результате чего Елена забеременела. Но девушку спасли из плена её братья-близнецы, Кастор и Полидевк (Поллукс), они же Диоскуры, воспользовавшись отсутствием Тесея. По дороге домой Елена родила дочь Ифигению, которую отдала на воспитание своей сестре, Клитемнестре. Тиндарей, отец Елены, во избежание дальнейших неприятностей решил как можно скорее выдать юную дочь замуж, передав её в руки надёжного человека, и устроил конкурс женихов, на который, по разным сведениям, съехались то ли 12, то ли 31, то ли 37 соискателей из самых знатных родов, включая, к примеру, Одиссея. Елена выбрала Менелая, эмигранта-изгнанника из Микен, которому после свадьбы Тиндарей уступил спартанский трон. На момент прибытия Париса в Спарту у Менелая и Елены была 9-летняя дочь Гермиона.
Жан-Бруно Гассье (Jean-Bruno Gassies, 1786 - 1832, Франция)
Кастор и Полидевк освобождают Елену
Афродита сдержала своё обещание и максимально поспособствовала сближению Елены и Париса. Она подстроила так, что когда Парис приплыл в Спарту, и Менелай, и Диоскуры вынуждены были уехать. Она откомандировала в Спарту своего сынка, Эроса, он же Амур, он же Купидон - а тому только дай позабавиться! Вот он и поразил своей стрелой сердце спартанской царицы, и Леночка наша «поплыла». Влюбилась по уши в заезжего троянца, согласилась бежать вместе с ним, оставив малолетнюю дочь, но прихватив при этом немалую часть спартанской казны.
Якоб де Баккер (Jacob de Backer, ок.1545 - ок.1595, Фландрия - Нидерланды)
Парис впервые заходит в спальню Елены
Шарль Мейнье (Charles Meynier, 1768 - 1832, Франция)
Парис и Елена
Себастьяно Риччи (Sebastiano Ricci, 1659 - 1734, Италия)
Похищение Елены Парисом
Тут нам пора уже завершать сегодняшний рассказ, мы и так уже зашли за пределы заявленной в заголовке темы. Дальше последовали события, достаточно сильно повлиявшие на ход тогдашней истории, объединённые под общим названием «Троянская война». Менелай, конечно же, не стерпел похищения любимой жены и разграбления золотовалютных запасов, и в результате для Трои всё это закончилось весьма прискорбно. Парис, не будучи по своей натуре воином, не принимал особого участия в баталиях, хотя с Менелаем однажды сразился один на один, и был бы неизбежно убит, если бы не заступничество Афродиты, помнившей добро. Кстати, обиженные Парисом Гера и Афина вовсю помогали спартанцам. И Елена в конце концов вернулась к Менелаю, и детей они ещё завели... Но всё это - уже совсем другие истории.
А Парис ушёл из жизни преждевременно, при весьма печальных обстоятельствах - но я не хочу завершать пост этой грустной темой, тем более, что
вот здесь всё это у меня подробно рассказано.
А с другой стороны - все мы не вечны, все мы рано или поздно покинем этот мир, но кто ещё из людей мог бы похвастаться тем, что был судьёй на конкурсе красоты настоящих богинь, добился любви красивейшей из смертных, да к тому же ещё и спровоцировал одну из самых знаменитых войн!
Эта история закрывает вторую сотню публикаций проекта, но не завершает этот проект - есть ещё много о чём рассказать и что показать. Так что - скоро увидимся снова!
К оглавлению Оглавление по рубрике «Ретроспектива»