День 13. Мертвое море и Отец-гора (Ölüdeniz ve Babadağ)

Aug 17, 2015 20:10



Из дальнего угла Холодноводного залива до пляжа посёлка Олюдениз, что буквально переводится с турецкого языка как "Мёртвое море", чуть меньше часа обычной гребли. Даже устать не успеваешь, а уже нужно выволакивать байдарку на приятный галечный берег. Дальнейшая программа была стандартна для любой цивильной купальни: душ, опреснение одежды и переодевание в "городское". Лодку мы снова бросили на произвол судьбы - даже странно, что за весь маршрут ей ни разу не пытались "приделать вёсла". А потом я принялся искать парапланеристов...

Олюдениз известен двумя вещами:
Во-первых, красивой лагуной, где не бывает волн и моторных лодок. Во-вторых - очень удобной для параглайдинга горой Бабада'а, благо, только с воздуха красоту пресловутого залива и можно оценить. Свидетельствую - изнутри "Мёртвое море", наполненное купальщиками, напоминает подмосковное озеро в жаркую пору. Такое же мелкое, болотистое, с низкими берегами и толпой купальщиков. В общем, чтобы окончательно не разочароваться в мировой достопримечательности и символе курортной Турции, я купил билет на полёт. Спускают туристов с горы несколько фирм, цена приблизительно одна и та же, 220 лир. Если вам критичен русский язык, можно обратиться в компанию Skysport Paragliding, где работают весьма приветливые и доброжелательные люди в синих футболках. Их офис находится на главной улице посёлка рядом с подземным супермаркетом. Думаю, что полёт можно не заказывать заранее, а подобно мне купить за десять минут до отправления.





Микроавтобус завозит смельчаков (Хотя, чего тут боятся - ведет пилот, ветра хорошие, процент аварий крайне невелик) на площадку в полутора тысяче метров над уровнем моря. Отсюда хорошо видно почти весь наш байдарочный маршрут - и то, что мы уже прошли, и то, что еще предстоит преодолеть. Вот так - неделя гребли, переживаний, череда скал и островов - всё можно окинуть взглядом за несколько секунд. Даже обидно. Меня пристегивают к своеобразному креслу, кресло пристегивают к пилоту. Персонал станции аккуратно раскладывает параплан, дает команду, и мы сбегаем по мощеному склону и отрываемся от земли.



Действительно красиво и захватывает дух. Спуск длится около пятнадцати минут - за это время мы успеваем сделать несколько кругов над посёлком и лагуной, пару раз выкрутить какой-то трюк с переворотом, насладиться пейзажем и поболтать с водителем. Узнав, что я остановился в заливе и приплыл на лодке, он просит показать свою яхту. Тыкаю рукой на пляж, на маленькую белую точку... Лишь перед самым приземлением на площадку вначале главной улицы байдарка стала различимой и лётчик перестал недоумевать.

Лютик планировать с вершины не стала. В микроавтобусе было свободное место и мы договорились, что за 10 лир она съездит с нами - полюбоваться видом - а потом вернётся обратно. Рассказываю ей за обедом, что всё было здорово, на первый раз - рекомендую, а вот на второй стало бы жалко денег.



Посреди главной улицы приблизительно на два с половиной метра возвышается небольшой кусок какого-то древнего здания. Это единственная вещь, которая намекает туристам на богатое прошлое курортного посёлка. Первые научные исследования были проведены здесь в 1960-х годах, в девяностые и двухтысячные берега методично копали японские археологи. Они установили, что в раннем Средневековье на месте современного Олюдениза и по берегам лагуны широко растянулся богатый портовый полис с несколькими вместительными церквями. В житии святого Николая Пинарского упомянут храм в городе Симбола (Symbola) - ученые имеют основания полагать, что нашли именно его руины.

К сожалению, информации об исторических памятниках в районе Олюдениза крайне мало. Я ориентировался на статьи японцев General Decription of archaeological sites recently surveyed near Ölüdeniz и Monuments on Gemiler Ada and Karacaören Ada. К этим документам я отсылаю тех, для кого мой путеводитель не кажется подробным.

И так, близ посёлка и лагуны найдены три базилики. Первая, судя по описанием, прямо в центре курортного городка. Видимо, её невысокие руины законсервированы на территории какой-нибудь гостиницы.

"Базилика на пляже", скорее всего, была построена у основания песчаной косы. Она имеет три нефа и наиболее крупные размеры среди церквей округи - 27 на 18 метров, причем ширина центральной апсиды достигает шести с половиной метров. На стенах сохранились следы росписей.



План "базилики на пляже"



Одна из фресок "базилики на пляже"

Третью церковь археологи назвали "Базиликой Искендера" - её можно отыскать на северном берегу лагуны, на территории отеля SunSity Beach. Её стены разрушены почти до основания, но на полу хорошо различима мозаика, на расколотых камнях видна фигурная резьба. "Рисунок мозаики не отличается особой изысканностью: вдоль колонн проходят дорожки из белых в серой окантовке квадратов с желтым центром и вытянутых розовых шестиугольников. Параллельно тянется узор из ромбов и кругов. В главном нефе - традиционный плетеный узор. Кубики мозаичного пола баптистерия несколько крупнее, они образуют серый меандр на белом фоне и линзовидные узоры" пишет автор с Византийского форума. Что представляют из себя именно эти руины, вы можете увидеть в его описаниях и фотографиях.. Рядом, на берегу и под водой, можно исследовать фундаменты более мелких строений.

Все три монументальных сооружения относятся к 6-7 векам Новой эры.

Я узнал о богатой археологии постфактум и счел Олюдениз дорогим городком, лишенным многих полезных качеств. Еда обходится в копеечку даже вдалеке от моря. Отсутствуют рыболовные и хозяйственные магазины, совсем нет овощных лавок и Интернет-кафе. Всё это следует искать в Оваджике и Фетье. Реклама гласила, что в первом недавно открылся большой и не очень "кусачий" аквапарк. Ездить не стали, воды и волн за бортом всегда было в достатке.

Ассортимент в супермаркетах рассчитан на гостиничного туриста, которому не нужно самому готовить еду. Напитки, закуски, деликатесы - есть, а качественного листового чая или мороженого мяса - нет.

Примерно раз в 10 минут от пляжа (того, что в посёлке, а не в лагуне) отходят маршрутки в Фетье, а с интервалом в час идут долмуши в Фаралью (Долина бабочек) и в Кабак - последний уходит в 19.40. Стоимость билета - 7 лир. Здесь же стоят прогулочные гюлеты и поджидают пассажиров моторные лодки-такси с заоблачными ценами. пять километров до нашего лагеря обошлись бы в 100 лир. Наконец, пару раз в день курсирует рейсовый катерок в Кабак и Долину бабочек. Вот и все местные прелести...

Искупавшись в море, пополняем запасы пресной воды и отправляемся "домой". По дороге заплываем в "Мёртвое море" и делаем круг почета по его драгоценной акватории. Нет, нет, я не прав - от этого крюка всё же была польза - турист с игрушечного каяка, наконец, сфотографировал нас на байдарке вдвоем.



В лагуне Олюдениз



И что тут красивого???



Яхтам и моторным лодкам вход запрещен. Они стоят на внешней стороне, за камнями.



С точки зрения парапланериста лагуна выглядит намного привлекательней. Фото с сайта qkreizen.nl

Весь путевой дневник:
На байдарке по Средиземному морю. Вводная часть.
День 1-2. Константинополь (İstanbul)
День 3. «Стапель» в Кёйджегизе
День 4. Термальные источники Султание.
День 5. Современный Дальян.
Вечер 5. Древний Кавн.
Утро 6. Черпаший пляж Истузу.
День 6. Выход в море.
Вечер и утро
День 7. Долгий путь
День 8. Самый волнительный переход.
День 9. Мёртвый остров
День 9. Залив Фетье
Путеводитель по Северо-Западной части залива Фетье
День 10. Göcek.
Вечер 10. Мыс ilince
День 11. Fethiye (Фетье)
День 12. Фетье-Олюдениз
Вечер 12. Город-призрак Левисси
Монастырь Аф-Куле

Турция, поход, творчество, путеводитель, Ликия2015, туризм, фотографии

Previous post Next post
Up