Вот уж не думала, что
пост про долгокормление вызовет такой общественный резонанс. Ко мне потоком стали приходить яростные сторонницы естественного родительства (большинство - анонимно), чтобы нетолерантно и иногда нецензурно доказать, как я не права. Я им сказала, что доказывать мне ничего не надо. Еле угомонились :). Одной из дам, с которой я вела беседу, пришлось пообещать, что напишу UPD к посту. Лень, конечно, но на неделе напишу.
Сегодня - новый вопрос, немного связанный с отлучением от груди.
Итак, сегодняшний вопрос:
"Задумалась в очередной раз над тем, правильно ли я поступаю в отношениях с моей двухлетней дочкой, когда предлагаю ей своего рода "подкуп" - "давай я тебе почитаю, а ты покушаешь". И если она отворачивается от очередной ложки, говорю, что тогда не буду ей сейчас читать, раз она не ест, и она сразу же соглашается съесть. Я внутренне чувствую, что это как-то неправильно и непедагогично, вот решилась спросить у Вас о последствиях для психики ребенка, возможно, есть такие, о которых я не подозреваю, а прочитав, ужаснусь и так делать сразу перестану?
Добавлю немного о нашей "проблеме" еды. Я в целом большая противница "пищевого насилия" в любом виде, даже распечатку В.Леви "Как не надо кормить ребенка" всем бабушкам дала прочитать (меня саму, помню, в детстве под страхом ремня отец заставлял есть борщ - сильно запомнилось, хотя не бил никогда, но страшно было очень, плакала). Со своим ребенком придерживалась по максимуму этих принципов - не заставлять есть, - пока не начала отлучать от груди. Процесс отлучения болезненный, а взрослой еды ест она по-прежнему очень мало, и я, похоже, начинаю отступать от своих принципов с кормлением. Т.к. замкнутый круг: ничего не ест - просит грудь - плач, моя усталость и т.д. Уже ловлю себя на том, что постоянно пытаюсь ее чем-нибудь накормить, чтоб хотя бы вариант требований груди от голода исключить. Заранее спасибо за ответ.
Ваше материнское чутье Вас ни капельки не обманывает: «шантажировать» малышку чтением во время еды - не самая лучшая идея. Читать ребенку книги нужно независимо от того, ест он или нет.
У Вас с дочкой сейчас непростой период - отлучение от груди. Она переживает потерю очень значимого для нее объекта, психологически отделяется от мамы. Для Вас разрыв прежней связи с ребенком тоже волнителен. Отсюда - повышенная тревога, напряженность, неуверенность в себе, в правильности своих действий. Это вполне логичное, нормальное состояние.
Что, на мой взгляд, нужно сделать?
Во-первых, выдохнуть. Вы - замечательная мама (все мамы, у которых есть потребность в заботе, защите и охране своих деток - замечательные), и всё (почти всё :)) делаете правильно. Вы пишете: «Я внутренне чувствую, что это как-то неправильно и непедагогично». Развивайте в себе опору на эти внутренние чувства, доверяйте себе, потому что только Вы можете решить, что хорошо для Вашего ребенка, а что - нет.
Во-вторых, сейчас, в момент отлучения, Вы одновременно устанавливаете определенные границы, вводите в жизнь девочки необходимые ограничения. Если Вы точно решили отлучать малышку от груди, то надо делать это медленно, постепенно, но в то же время твердо стоять на своем решении, не метаться, не "сдаваться", быть внутренне уверенной, что да, «время пришло». Отказываясь от "взрослой" еды, малышка может тем самым «давить на жалость», чтобы ей дали грудь. Поэтому: четко определите, сколько кормлений в день Вы оставляете, и придерживайтесь этого графика (а затем понемногу убираете и их). Будьте ласковой, но твердой.
Слова, которые можно говорить ребенку при отлучении: «Сися сейчас отдыхает/спит/устала», «Молочка сейчас нет, оно появится…» (говорим, когда).
Слова, которые говорить нельзя: «Не дам!»
Как я уже писала, признаки того, что отлучение идет слишком быстрыми темпами: малыш беспокойный, плохо спит, не «отлипает» от мамы днем, слишком часто прикладывается ночью, сосет пальчики, начал заикаться или кусаться; у мамы сильно переполняется грудь, она раздражена.
В-третьих, при отлучении от груди важно постоянно находиться рядом с ребенком, проживая вместе с ним горечь потери и обеспечивая телесный контакт другими средствами - объятиями, поцелуями, поглаживаниями, совместными играми, чтением, пением. Это сделает процесс отлучения наименее травматичным и послужит для ребенка своеобразным опытом: да, в жизни случаются потери, но меня не бросят, меня поддержат, мне есть на кого опереться.
В-четвертых, ажиотаж взрослых вокруг чего бы то ни было (в данном случае - вокруг еды) не решает проблему, а фиксирует ребенка на ней. Поэтому лучший способ навсегда ликвидировать проблему еды - это успокоиться (ребенок от голода точно не умрет) и кормить малышку тогда, когда она голодна. Режим дня, конечно, никто не отменял, но если пришло время кушать супчик, а ребенок отказывается, значит - отправляем его нагуливать аппетит до ужина (прогулка, подвижные игры). И никаких печенюшек - конфеток - пряников между основными приемами пищи. Будешь суп? Нет - приходи, когда проголодаешься. Это тоже момент воспитания и установления определенных правил.
Можно предложить малышке самой выбрать, что она будет кушать на обед или на ужин и даже приготовить что-нибудь вкусненькое вместе с ней. Детям этого возраста очень нравится помогать взрослым: они чувствуют свою самостоятельность и значимость.
Если Вам совсем тревожно, записывайте, когда и сколько съела дочка.
В тот момент, когда Вам вдруг захотелось малышку накормить, лучше сядьте и поиграйте с ней, позанимайтесь (на моем сайте в разделе
"Чем заняться с малышом?" есть много чего интересного), почитайте. А нормальный здоровый ребенок обязательно попросит кушать, если в него ничего не впихивать.
И последнее. Ребенок лучше, чем его родственники, знает, сколько и когда ему надо есть. Позволяя малышу есть, когда он голоден, мы тем самым учим его прислушиваться к своим потребностям и доверять себе. Стоит ли говорить, как это важно - и не только в плане еды.