В очередной раз ввязался в увлекательную игру бега по кругу за собственным хвостом обсуждения т.н."трудной проблемы сознания". Захотелось подтянуть старую запись на эту тему из 2017 года, ну и заодно ещё кое-что из того, что кажется существенными.
О сознании и нейрофизиологии: к проблеме построения метаязыка описания сознания. Развивая предыдущее
(
Read more... )
Comments 40
Простейший пример - человек смотрит на ту же собаку. Человек видит цвет на поверхности собаки, но далее нейрофизиологи и философы объявляют цвет субъективным. Это полностью разрушает пространственные отношения, поскольку приводит к утверждению типа "субъективный цвет" находится там же, где "объективная собака". То есть, в конце концов становится совершенно непонятно, где что находится.
Reply
Reply
Вы знаете, я никак не могу понять, что такое субъект и субъективное, в основенности когда мне говорят, что цвет относится к субъективным свойствам.
Reply
Вот спектральный состав света - понятие объекивное. Сравнительно. В большинстве контекстов.
Reply
Reply
Был интересный обмен репликами - вот здесь https://chur72.livejournal.com/68070.html - на тему наличия у животных субъективного опыта и в каких категориях этот опыт можно было бы артикулировать. На вопрос, как вы считаете, чувствует ли собака боль, моя собеседница ответила: да, конечно. Когда я спросил её, а как по вашему, сознаёт ли она её при этом, собеседница начала протестовать: у собаки де нет сознания. Для меня это алогизм. Испытывать чувство боли это и значит сознавать её. Впрочем, возможно тут вопросы к терминологии.
Reply
Отвечая на подобные вопросы, люди смешивают внешние проявления и внутренние ощущения. Мы можем смело утверждать, что все живые существа реагируют на повреждение их тела - начиная с бактерии, потому что мы можем наблюдать их реакции (реакция собаки к тому же очень похожа на нашу собственную). Но как мы можем утверждать, что другие живые существа - даже другие люди - что-то чувствуют, то есть, испытывают субъективные ощущения? Только по аналогии с нами самими.
Reply
Reply
А как Вы полагаете, можно ли создать отдельный язык для описания субъективности, или это заведомо безнадежная задача?
Reply
Reply
Но разве сама постановка "трудной проблемы сознания" не является таким "вторжение языка объективированного описания в области, для описания которых он изначально и не предназначался"?
Reply
Reply
Скажите, пожалуйста, задача состоит в том, чтобы непременно удержать оппозицию субъективного и объективного?
Вы же наверняка знакомы с теорией сознания SOMU? Ну, там где
"Это не пространство и не время, а изменение геометрических форм под сильным шумом делает нас сознательными." SOMU не дает ответ на поставленный вопрос?
Reply
Reply
https://youtu.be/_GudoN_eWqs?si=dt8UNvMN45Yfl6qe
Тогда просто оставлю. Можно поискать также письменные статьи того же автора, если вдруг вам будет любопытно )
Reply
Reply
Leave a comment