У нас старательно отбираются неудачники (Онегин, Печёрин, Обломов, Акакий Акакиевич) - и просто внедряются в коллективное бессознательное! Методом вбивания со школы
( Read more... )
Ошибка выжившего. Допустим, такие книги были. И воспевали они "Смерть за царя". Ну или так казалось. Пришла революция - надо отбирать из наследия то, что "не за царя". Отобрали. То, что иллюстрирует "жизнь без смысла, роман без конца". А как же иначе, это же при царизме было. Остальное - если было, я не ручаюсь - забыто и в школах не преподавалось.
Так Веллер и не настаивает, на том что не было. Было, как раз несколько примеров даёт русских Вальтер Скоттов. Просто в критиках у нас сидели свои Скотты...
Небольшая поправка. Не они сидели (Скотты), а выжили только они. Поскольку революция и классовый подход к тем, кто прославляет подвиги в царское время. А потом это становится традицией, и писать о героизме становится как-то... неловко? То есть, об отдельном подвиге - да, а вот про "всю жизнь за родину" - пафос, "в этом уже сто лет никто не воюет". То есть, ВОЗМОЖНО, это явление из той же серии, что и вытеснение слова "сесть" словом "присесть" вне уголовной среды :)
Вот Лимонов писал о том же подробно. И немного резче. Сокурссники-филологи, кому я ссылку на статью эту в незапамятные времена сбрасывала, отвечали "кактыможешь
( ... )
Веллер гений. Как и нелюбимый вами Быков (Дм.). Пропуская через себя литературу, будучи сами великолепными сказителями, они оба подмечают важные, ключевые, яркие, неожиданные тенденции. Рисуют каждый свою картину этого феномена - русской литературы. Их точки зрения формально совершенно различаются, но в главном схожи. Назвать какую-то из них однозначно верной можно, только назвав такой же верной и вторую.
В качестве возражения на вашу цитату: Лермонтов "Бородино", Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки", Пушкин "Руслан и Людмила", Гоголь "Тарас Бульбы", Шолохов "Тихий Дон", ТОлстой "Петр Первый", Обручев "Земля Санникова", Стругацкие, пока старший писал, и много, очень много не названных и не худших. Да и согласиться с эпатажной частью взгляда Веллера на Войну и Мир (а Веллер - мастер эпатажа) значит, совсем не знать Веллера. Но в целом - интересно.
Нет, он только про классическую литературу, советскую не берём: тут было много примеров для подражания и "Как закалялась сталь", и "Повесть о настоящем человеке", и весь Гайдар, и Стругацкие, и Юлиан Семёнов. Это всё сейчас кануло, и кое-что кануло зря. Всё-таки одно небольшое стихотворение Лермонтова, ещё одно есть у Пушкина, и головорез Тарас Бульба - это как-то "маловато будет". А главное: не изучают их в 9-10 классах! В старших классах проходят серьёзные, трагические вещи...
Про "Войну и Мир" я скопировал выше полный кусок из лекции.
А Н.С.Гумилёв, мой любимый поет? Жаль, не проходят его... А Станюкович, его "Морские рассказы", там такие характеры, такие дела, подстать самому Джеку Лондону, ИМХО. Увы, тоже не в классиках... Наверняка, немало нашлось бы ещё! А нам вместо этого упорно впаривают Достоевского с Чеховым.
ну а я далёк от критики ("писатель, пиша то-то, хотел сказать сё-то, подразумевая вот этакое"), мне, что помнится долго и нравится нынче, то и классика. Много, мало - понятия относительные. По мне - достаточно, а кому хотелось бы бОльшего, так дерзайте.)) Бить себя ушами по щекам за то, что родился в стране с _такой_ литературой... необычно, что ли))))) Мне русская литература в целом нравится, как и английская, французская и американская. Что же до мастеров эпатажа и провокации, вроде Веллера и Невзорова, то и они нравятся.
Из всего перечисленного в императорской России классикой ничто не признавалось и в в программе по русской словесности не присутствовало. В империи на первом месте для чтения для юношей были Авенариус, Загоскин, Желиховская, Кизеветтер, Лажечников, Станюкович, Тур и множество совсем других литераторов, писавших о русских героях. Это советский минобраз в упор не видит героев, но выпячивает лишь дегенерацию, поэтому в советской программе по литературе дегенерация стала нормой и как контраст этому героика гражданской войны. А потом еще удивленно вскидывают брови, - Дети, ну как вы можете ненавидеть русскую литературу? Почему бы и нет, если понятия не иметь о русской литературе.
Comments 93
Reply
Reply
А потом это становится традицией, и писать о героизме становится как-то... неловко? То есть, об отдельном подвиге - да, а вот про "всю жизнь за родину" - пафос, "в этом уже сто лет никто не воюет".
То есть, ВОЗМОЖНО, это явление из той же серии, что и вытеснение слова "сесть" словом "присесть" вне уголовной среды :)
Reply
Reply
Reply
В качестве возражения на вашу цитату: Лермонтов "Бородино", Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки", Пушкин "Руслан и Людмила", Гоголь "Тарас Бульбы", Шолохов "Тихий Дон", ТОлстой "Петр Первый", Обручев "Земля Санникова", Стругацкие, пока старший писал, и много, очень много не названных и не худших.
Да и согласиться с эпатажной частью взгляда Веллера на Войну и Мир (а Веллер - мастер эпатажа) значит, совсем не знать Веллера.
Но в целом - интересно.
Reply
Всё-таки одно небольшое стихотворение Лермонтова, ещё одно есть у Пушкина, и головорез Тарас Бульба - это как-то "маловато будет". А главное: не изучают их в 9-10 классах! В старших классах проходят серьёзные, трагические вещи...
Про "Войну и Мир" я скопировал выше полный кусок из лекции.
Reply
А Станюкович, его "Морские рассказы", там такие характеры, такие дела, подстать самому Джеку Лондону, ИМХО. Увы, тоже не в классиках...
Наверняка, немало нашлось бы ещё!
А нам вместо этого упорно впаривают Достоевского с Чеховым.
Reply
Много, мало - понятия относительные. По мне - достаточно, а кому хотелось бы бОльшего, так дерзайте.))
Бить себя ушами по щекам за то, что родился в стране с _такой_ литературой... необычно, что ли))))) Мне русская литература в целом нравится, как и английская, французская и американская.
Что же до мастеров эпатажа и провокации, вроде Веллера и Невзорова, то и они нравятся.
Reply
В империи на первом месте для чтения для юношей были Авенариус, Загоскин, Желиховская, Кизеветтер, Лажечников, Станюкович, Тур и множество совсем других литераторов, писавших о русских героях. Это советский минобраз в упор не видит героев, но выпячивает лишь дегенерацию, поэтому в советской программе по литературе дегенерация стала нормой и как контраст этому героика гражданской войны. А потом еще удивленно вскидывают брови, - Дети, ну как вы можете ненавидеть русскую литературу? Почему бы и нет, если понятия не иметь о русской литературе.
Reply
Reply
А вот Программа гимназии, чтобы понятно было чему учили в императорских школах. Обратите внимание на старшие классы, там вообще все интересно.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment