* * * предыдущая часть * * * Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости.
Аврелий Августин
Создание науки
Процесс созидания - это не только создание картин, рассказов, песен или иных произведений исскуства. Развитие наук, создание новых гипотез и моделей также требует немалых творческих усилий. В современном мире преобладает мнение, что для познания мироздания требуется лишь сухая логика, математика и разум, а философия - удел прошлых столетий. С первого взгляда это мнение кажется разумным, но на самом деле оно глубоко ошибочно.
Не логика с математикой создали разум, а разум - логику и математику, чтоб решать свои насущные проблемы. Они - всего лишь инструмент познания, которые помогают как решать задачи, но они не могут сформулировать задачу самостоятельно. Точно также, столярные инструменты позволяют изготовить простую домашнюю утварь, но никому ведь в здравом уме не приходит в голову утверждать, что они могут делать это самостоятельно!
Первым шагом любого настоящего исследования является постановка задачи. На этом этапе не ведут расчётов, а вырабатывают идею. Основание ли это государства или изобретение нового бытового приспособления - всегда ставится вопрос: что мы в итоге хотим получить? Без ясного осознания цели нельзя создать что-то новое, можно лишь повторить уже имеющуюся реализацию, причем не всегда лучшим способом. Ответы на такие вопросы ищет наука философия.
В современном мире философию низвели до уровня второстепенной дисциплины, напичканной испражнениями разнообразных марксов-лениных, без конца пережёвывающей мысли древних философов, и в общем-то, не настолько уж и нужной человеку. Подобная идея о ненужности знаний не нова:
Подданный Германской империи должен уметь считать до ста (чтобы получить сдачу в магазине), а по географии знать, что столица империи - Берлин.
Геббельс.
Человеческий мозг не несёт в себе каких-то супер-способностей, в том числе и некоего сверхразума, способного постигать всё сущее. Умение мыслить на человека само с неба также не свалится. Следовательно, навык самостоятельного мышления, порождения идей надо тренировать точно также, как и свои мышцы.
Если логику назвать молотком, то настоящая, созидательная философия - это умение этим молотком пользоваться и желание созидать при помощи имеющихся инструментов.
Философия - это не наука, а культура мышления. Всем известное "немецкое качество" является продуктом в первую очередь культуры труда немцев, появившейся не так уж давно. Но что есть культура, если не навык? В качестве немецкой культуры труда приведу следующий пример, рассказанный мне одним архитектором из Владикавказа, с которым я пересёкся 7 лет назад во время поступления в институт:
Для выводимых из восточной германии войск немцы строили в их области городок. Т.е. дома, бетонированные дорожки и т.д. Строительство вели русские рабочие под руководством немецкого бригадира. Итак, забетонировали дорожку, накрыли полиэтиленовой плёнкой и оставили на ночь застывать. Ночью пошёл ливень с градом, порывами ветра пленку сорвало, и градины превратили гладкую поверхность бетона в подобие наждачной бумаги. Утром, когда рабочие пришли на стройку, прораб немец приказал переделать дорожку. Наши не согласились - ну и что дорожка стала некрасивой, но ходить по ней можно! - Но немец настоял на переделке, сказал что это будет оплачено, но чтоб дорожка была сделана качественно.
Культура - это в первую очередь качественное выполнение действий, нетерпимость даже к малой неряшливости, поскольку большие огрехи начинаются с игнорирования малых. Точно также философия должна учить человека мыслить качественно, созидая знание, не оставлять огрехов, по возможности стирать с карты знаний белые пятна, а не закрывать их фиговым листком демагогии.
Культура - больше чем просто умение делать что-то. Можно научить обезьяну заколачивать гвоздь, но она будет это делать неправильно, портить изделия. Можно надавать ей тумаков, и она некоторое время будет заколачивать гвозди идеально, но через некоторое время опять пойдёт брак. Чтобы заставить её делать качественный продукт постоянно, необходимо приучить обезьяну к качественному труду, дать ей
абстрактное знание о "культуре труда":
В отличие от знания, опирающегося на непосредственные данные органов чувств, абстрактное знание является представлением о модели поведения некоторой сущности. Если проанализировать любое абстрактное определение, то окажется, что оно состоит даже не из описаний действий, а из эмоциональных оценок возможных действий.
Абстрактное знание невозможно выработать, используя лишь логику и математику. То, что на бумаге абстрактно, в мозгу принимает совсем другую форму. Настоящая философия должна вырабатывать у ученика радость от процесса качественного мышления и отвращение к мышлению жульническому, а не пичкать его писаниной депрессивных графоманов типа Ницше.
Еще одной функцией философии должно быть обучение самостоятельности и гигиене мышления. Как я
уже писал:
Знание есть навык мозга, оно не обладает свойством истинности. Знание атомарно. Каждое знание существует в форме неделимой модели, и её отношений с другими моделями. Сознание есть процесс формирования знания. Подсознание - это тыл сознания, те знания, которые сознание обработало и упаковало.
Подсознание работает быстрее, но оно имеет целью не решить задачу правильно, а решить задачу вообще и при этом максимально быстро. Решив задачу, оно сигнализирует мозгу: задача решена верно.
Даже если подсознание не участвует в формировании новых знаний, а лишь фильтрует поступающую информацию, это не значит, что нейроны, образующие подсознание, не влияют на мышление. Под воздействием внешних раздражителей по подсознанию прокатываются огромные волны сигналов, но в сознание проникают лишь гребни самых высоких волн. Между точками, где волна коснулась сознания есть свои "логические" цепочки, по которым распространялась мысль. Сознание же увидит лишь два гребня этой волны, и почувствует, что между ними есть "прямая" связь.
Поскольку подсознание не настроено решать задачу предельно корректно, оно будет обманывать сознание. Мириться с этим - значит допускать не только неряшливость в мышлении, но еще и создавать в своем сознании уязвимость: подсознание можно обмануть, воздействуя на него извне, а сознание не способно распознать обман подсознания.
Хозяин своего рассудка обязан научить себя мыслить культурно, если он хочет быть действительно разумным человеком.
* * * продолжение * * *