Антинаучно о науке. часть I

Nov 17, 2009 20:49



    По мере разрастания дискуссии в Usenet вероятность употребления сравнения с нацизмом или Гитлером стремится к единице. Во многих группах Usenet существует традиция, согласно которой, как только подобное сравнение сделано, нить (thread) обсуждения считается завершённой и сторона, прибегнувшая к этому аргументу, считается проигравшей.

Закон Годвина

Есть мировая наука, а все, что не вписывается в ее критерии - это лженаука.

Председатель Комиссии РАН по борьбе с лженаукой академик Э. Кругляков

Священные коровы

Многие споры, так или иначе затрагивающие науку или её отношение к тому или иному достаточно фундаментальному вопросу(а таковыми являются практически все серьёзные споры), развиваются по закону, очень похожему на закон Годвина. Одна из сторон рано или поздно достаёт железобетонный аргумент - мнение "науки", и начинает его активно применять. На противников навершиваются, в зависимости от области науки, ярлыки "фриков", "фоменковцев", и прочих "врагов науки". Науку призывают даже в спорах, касающихся идеологии и мировоззрения человека, например споров воинствующих атеистов и верующих. Конечно, в подобных спорах часто участвуют некомпетентные люди, а порою и просто шарлатаны и мошенники, но если бы дело ограничивалось лишь травлей таких тёмных личностей, то я бы не стал писать этот текст.

К примеру, если вы попробуете усомниться в общепринятой версии всемирной истории, то на вас немедленно набросится толпа активистов и назовёт фоменковцем. При этом вовсе даже не надо ни ссылаться на академика Фоменко, ни упоминать его ни одним словом. Критерием является несогласие с общепринятой точки зрения: "не согласен? ты жулик, ты не прав, я не буду тебя слушать, заткнись, ололо пыщь-пыщь".

Действительно, в исторической науке, в отличие от точных наук, понятие «общепринятое мнение» имеет доказательную силу, так как основано на свидетельствах об историческом событии множества людей. Они и считаются историческими доказательствами. Поэтому, чтобы опровергнуть исторический факт, нужно доказать, что эти документы о нем фальшивые, были "вброшены" когда-то позднее. Но стоит только попытаться поднять такой вопрос, как обвинения в "конспирологии" и "фоменковщине" вам обеспечены.

Такая ситуация сложилась не вчера, и не сто лет назад, а гораздо раньше. Само по себе явление фальсификации истории - дело для последних 500 лет довольно обыденное. Фальсифицировала же свою историю католическая церковь, сфабриковав т.н. "Лжеисидоровы декреталии". Та же организация причастна к переписыванию литовских метрик, относившихся к XII-XIV векам, с заменой кириллических букв латинскими. А это ни-много-ни-мало - 500 томов. Причем переписали эту метрику три раза.

Учёный-иезуит Жан Гардуэн, бывший директором французской королевской библиотеки, и руководивший подготовкой собрания решений церковных соборов, и лично работавший со многими документами, утверждал, что все соборы, якобы происходившие до Тридентского, являются вымыслом. В его трудах содержатся утверждения, что бо́льшая часть античных произведений фальсифицированы монахами в XIII веке. Он утверждал, что оригинальный текст Нового Завета был написан на латыни. "Научное сообщество" тех лет не решилось спорить с Гардуэном, поскольку его авторитет был довольно высок. Поэтому ему просто пригрозили инквизицией. В Китае поступили ещё проще:

«С 1772 г. был предпринят сбор всех печатных книг, когда-либо вышедших в Китае. Сбор продолжался 20 лет, для разбора и обработки собранного материала были привлечены 360 человек. Через несколько лет 3457 названий были выпущены в новом издании, а остальные 6766 были описаны в каталоге. По сути дела, это была грандиозная операция по изъятию книг и не менее грандиозная операция по фальсификации текстов. В вышедших новых изданиях были изъяты все нежелательные места, менялись даже названия книг».

Если вы думаете, что я процитировал Фоменко или Морозова, то пусть вам будет стыдно: этот текст взят из десятитомной «Всемирной истории», подготовленной Академией наук СССР. Выступивших против фальсификации китайских "фоменковцев" казнили, заключали в тюрьмы, одним словом всеми силами не давали Врагу осквернить науку.

Не осталась в стороне от "прогресса" и Россия, где при Екатерине II прошла аналогичная компания по изъятию книг на исторические темы. А уж когда история была "изъята", в России, как грибы после дождя, начали находить "древние летописи". Совершенно случайно, в то же самое время русские цари занялись строительством национального государства, и очень нуждались в древней и героической истории.

Если говорить о "фоменковщине" в Российской Империи, то нельзя не упомянуть самого подлого и беспринципного Врага Науки: Александра Сергеевича Пушкина. Николай I допустил Пушкина в святая святых, в архивы гос.-безопасности, к материалам секретной комиссии по делу "Пугачёвского бунта", и разрешил провести опрос очевидцев в Оренбургском крае, свидетелей давно минувшего бунта и военных действий по усмирению бунта. В итоге этих изысканий Пушкин написал и издал историческое сочинение о Пугачёвском бунте, в котором чрезвычайно осторожно коснулся до некоторых обстоятельств 60-летней давности, расставил в книге сомнения в официальной версии императрицы Екатерины. В частности, он указал на то, что в бумагах следствия говорится о том, что пойманный самозванец на реального Пугачёва ничуть не похож, не имеет характерных пример, и даже возрастом на 10 лет старше. За такое вольнодумство на Пушкина спустили всех казённых историков-мудрецов, которые незамедлительно выдали заключение: Пушкин не историк, и потому его сочинение никакого значения не имеет. Пушкин печатно доказывал, что он владеет историческим материалом полнее и лучше, нежели казённые мудрецы, однако никто не желал читать пушкинских возражений, публика вообще не покупала "Пугачёва" и не читала его, но во всех салонах книгу дружно бранили.

Следует отметить, что кампания травли, направленная против Пушкина, не являлась каким-то досадным исключением, но скорее правилом в подобных ситуациях. В XVIII веке в Британии происходили массовые волнения населения, вызванные всплеском смертности от оспы. Началось всё с того, что до специалиста по кукушкам Эдварда Дженнера, купившего себе за 15 гиней звание врача, дошли слухи о том, что люди, переболевшие коровьей оспой, легче переносят оспу обычную. Сама коровья оспа никакого отношения, кроме совпадения названий, к человеческой не имеет. Безграмотный шарлатан немедленно привил своего сына. Первую прививку ребёнок еще пережил, а после второй стал инвалидом. Но наш доктор Менгеле не отчаялся, и начал экспериментировать уже с чужими детьми. В 1798 г. Дженнер заразил еще нескольких детей уже лошадиным мокрецом, некоторым из них потребовалось серьезное лечение из-за упорных гноящихся язв. Нимало не заботясь их судьбой и даже не пытаясь проверить, имеется ли какая-либо «защита», 24 апреля 1798 г. Дженнер отправился в Лондон публиковать сенсационные результаты.

К сожалению, британского "академика Петрика" с купленным званием врача поддержали многие ведущие врачи Британии, а в 1802 г. он получил(при содействии своего друга адмирала Беркли, возглавлявшего парламентский комитет по здравоохранению) средства на продолжение опытов над людьми. В итоге кипучей деятельности Дженнера заболеваемость оспой, до того времени снижавшаяся из-за улучшения санитарно-гигиенических условий, резко пошла вверх, а в 1804 г. в Британии разразилась эпидемия оспы, которая "не заметила вакцинирования". Благодаря лоббированию, в 1840 г. в Британии был принят закон об обязательном вакцинировании от оспы всех детей в возрасте 3-х месяцев, отказ от которого с 1867 г. грозил штрафами и тюремным заключением. Эта забота о здоровье привела к жуткой эпидемии оспы 1870 г. среди почти тотально привитого британского населения.

В том же году Ричардом Гиббсом была создана Лига против обязательных прививок (Anti-Compulsory Vaccination League), которая открыла множество своих отделений в разных городах. В 1896 г. Лондонское общество и его филиалы слились в Национальную антипрививочную лигу (National Anti-Vaccination League). Флагманом борьбы стал промышленный город Лейстер, потерявший в эпидемию 1871-1872 гг, будучи одним из самых привитых английских городов - 358 человек (при трёх тысячах заболевших). После фактического отказа от прививок в городе, словно по мановению волшебной палочки, навсегда прекратились и оспенные эпидемии. Всего по Британии демонстрации против прививочного насилия прокатились по 135 городам и населенным пунктам.

Поняв, что парламентское большинство будет продолжать блокировать попытки отменить закон, противники прививок сменили тактику. К концу 1880-х годов они располагали 111-ю общественными объединениями и детальной статистикой, из которой следовало, что максимальная детская смертность в Лейстере выпадала на годы максимального охвата прививками (1868 -1872). При этом детская смертность, по статистике Биггса, неуклонно снижалась в городе с 1852 по I860 г., когда значительно улучшилось санитарно-гигиеническое состояние; расти она начала лишь с введением обязательных прививок. Против прививок выступили и несколько видных профессоров. В ответ в 1888 г. была создана Имперская прививочная лига (Imperial Vaccination League), развернувшая активную пропагандистскую работу. Противников прививок называли маньяками, крикливыми фанатиками, невежественными подстрекателями, врагами человечества. Похожих эпитетов заслуживали, кстати, и «просто» непривитые, даже не думавшие вмешиваться в прививочные дебаты: «мешки с порохом», «канализационные стоки», «склады горючих материалов», «рассадники заразы», «бешеные собаки».

Иными словами, сторонники вакцинации при поддержке правительственных деятелей и финансистов, как и сторонники общепринятой версии истории, и ранее упомянутые члены секты свидетелей всемирного потепления прибегали к ненаучным способам доказывания своих идей, а порою и репрессиям против оппонентов.

Подобные процессы протекали всегда, когда от фальсификации науки можно было получить ту или иную прибыль, как денежную, так и пропагандистского плана. В результате такого подхода в науке сформировался сонм неприкосновенных теорий и построений, которые объявлены абсолютной и непреложной истиной, не подлежащей обсуждению. Любая попытка их критики мгновенно натыкается на осмеивающую оппонентов группу поддержки. На практике это приводит к фактической невозможности доказывания точки зрения, отличной от господствующей. Возможность же не согласиться с теорией, опровергнуть её, согласно современным представлениям, и является критерием научности теории:

Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой), если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен. Иначе говоря, согласно критерию Поппера, научная теория не может быть принципиально неопровержимой.

На сегодняшний день в науке сложилась ситуация, когда опровергнуть некоторые теории "нельзя", так как вас просто не будут слушать, потому что "фрики"/"фоменко"/"лженаука"(нужное подчеркнуть). Таким образом, те "священные теории", что в современном мире называют по недоразумению научными, на самом деле является доктринами.

* * * продолжение * * *
Previous post Next post
Up