Мастер святого Эгидия

Mar 08, 2006 18:03

Этот франко-фламандский мастер работал в Париже в конце пятнадцатого-начале шестнадцатого века. Был ли он жителем Нидерландов, работавшим при французском дворе, или же французским художником, обучавшимся в Нидерландах неизвестно, но ясно, что художник писал под влиянием южнонидерландского искусства пятнадцатого века. На это, указывает, к примеру, типаж Мадонны, восходящий к Рогиру ван дер Вейдену.

Названием художник обязан алтарю, две панели которого сегодня находятся в Национальной Галерее в Лондоне, еще две - в Вашингтоне, а местонахождение еще двух панелей неизвестно.

Лондонские панели изображают две сцены из жития святого Эгидия. Первая рассказывает историю Карла Мартела (коленопреклоненная фигура слева), боявшегося назвать грех во время исповеди, и упросившего святого помолиться за него. Во время мессы появился ангел, положивший на алтарь записку с указанием греха Мартела и его прощением. Считается, что эта история произошла в 719 году в Орлеане. Так или иначе, иногда вместо Карла Мартела оказывается Карл Великий, а иногда записку с указанием греха пишет сам грешник, а после молитвы она оказывается пустой. На лондонской картине на записке в руках у ангела читается Egidi me/rito re/missa sunt/peccata/karolo - "Благодаря Эгидию отпущены грехи Карла".




На обратной стороне панели - гризай, изображающая св. Петра.



На другой лондонской панели изображен - судя по всему - король Франции, просящий прощения у святого. Во время охоты один из придворных выстрелил в ручную косулю святого, однако святой защитил ее и стрела попала в самого святого. Именно в связи с этой историей наиболе традиционным аттрибутом святого Эгидия является косуля, и именно в связи с этим аттрибутом святой Эгидий был изображен на триптихе семьи Мореел. На обратной стороне - святой епископ, возможно святой Лупус.





Вашингтонские панели не связаны со святым Эгидием, но продолжают королевскую тему. На первой панели изображено крещение Хлодвига, основателя династии Меровингов и первого христианского короля Франции. Кроме самого Хловиса узнаются епископ - святой Ремигий, и дама - святая Клотильда, супруга Хловиса. На обратной стороне должно было быть изображение святого Дионисия, но оно до нас не дошло.



Последняя панель связываемая с этим алтарем также находится в Вашингтоне и изображает сцену из жизни святого епископа. Также как в здании в сцене крещения Хловиса можно узнать Сен-Шапель, здесь действие проис ходит у собора Парижской Богоматери. Предполагается, что изображено или обращение святым Ремигием арианского епископа Женбо или же исцеление детей святым Лупусом. На оборотной стороне этой, выполненной вероятно в ателье панели, должен был быть изображен святой Эгидий, но и эта гризай до нас не дошла.



Датировка творчества художника основывается на несколько итальянизированных костюмах (не ранее возвращения Карла VIII из Италии в 1495) и прическах (ближе к 1500).

До нас дошло несколько Мадонн мастера святого Эгидия. Центр изучения искусства пятнадцатого века Южных Нидерландов и принц-епископства Льежского упоминает две: в Нью-Йорке и в Безансоне, ассоциация французских музеев о картине в Безансоне умалчивает, но зато добавляет Мадонну из Лувра.

Нью-Йоркская Мадонна, вероятно, наиболее интересна. Находящаяся в музее Метрополитен "Мадонна и Младенец со стрекозой", любопытна в первую очередь присутствием стрекозы, символа Диавола. Младенец держит стрекозу за хвост, тем самым его побеждая (ср. Святое семейство со стрекозой Альбрехта Дюрера (ок. 1495), Мадонна со стрекозой Бернардино Луини (около 1520)).



Эта Мадонна мне несколько напомнила "Мадонну Дюран" Рогира ван дер Вейдена из музея Прадо (Мадрид):



Ещё одна "Мадонна с младенцем" находится в Лувре. При приобретении картины музеем в 1936 году она считалась работой неизвестного брюжского мастера пятнадцатого века.



Коллекция Брюссельского музея изобразительных искусств включает приписываемый мастеру "Арест Христа". Фигура в левом нижнем углу - слуга первосвященника Малх, которому св. Петр отрубил ухо, пытаясь помешать аресту: Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. (Евангелие от Иоанна, 18:10). Иисус тотчас же исцелил Малха. Любопытно, что на картине изображен именно момент исцеления, а не более популярный момент нанесения увечья (ср. Сцены Страстей Христовых (левая панель) Ханса Мемлинга, ок. 1470, Турин; Искушение святого Антония (внешняя стороба левой панели) Иеронима Босха, ок. 1505, Лиссабон).



Ещё две сцены из жизни Христа, "Принесение во Храм" (Сретенье) и "Бегство в Египет" должны находиться в Роттердаме, в музее Боейманс-Ван Бёнинген, но, к сожалению, найти изображения этих картин мне не удалось.

В Берлине находится последняя из картин на религиозный сюжет, приписываемых мастеру, "Святой Иероним". Иконография святого Иеронима достаточно традиционна - распятие, одежды кардинала, пустыня. Любопытно отсутствие указаний на умерщвление плоти и бренность бытия, таких как биение в грудь камнем и череп.



Весьма любопытны три портрета, приписываемых сегодня мастеру св. Эгидия. Первый портрет, портрет неизвестного мужчины, сегодня в Бостоне. Судя по всему, это правая панель диптиха, левой панелью которого могло быть изображение Мадонны или "Человека страдающего". Традиция портрета с руками на раме восходит к мастеру Флемаль (Женский портрет, Лондон, ок.1430) и Рогиру ван дер Вейдену (Портрет Дамы, Берлин, ок.1445).



В Шантийи, в музее Конде хранится следующий двойной портрет, некогда приписывавшийся Ван Эйку. Возможно, что портреты были частью более крупной композиции.



Заключительный, и, вероятно, наиболее интересный портрет хранится в Музее Оскара Райнхерта в Винтертуре в Швейцарии. Интересн этот портрет как потому, что мы знаем, кто на нём изображен, так и потому, что он послужил прототипом многочисленным вольным копиям, приписываемым мастеру легенды св. Марии Магдалины. Авторство мастера святого Эгидия оспаривается, другой возможный автор - мастер аффлигемского аббатства. Более ранняя аттрибуция Фридлендера - Михель Зиттов, сегодня отвергнута.



На портрете изображен Филипп Красивый (1478 - 1506), единственный сын Максимилиана Австрийского и Марии Бургундской. На шее - орден Золотого Руна.

Альбрехт Дюрер, Ханс Мемлинг, Иероним Босх, Карл Великий, Карл Мартел, Ян Ван Эйк, Филипп Красивый, Рогир Ван дер Вейден, Максимилиан Австрийский, Михель Зиттов, искусство, Мастер святого Эгидия, Макс Фридлендер, Флемальский мастер (Робер Кампен?), Мастер аффлигемского аббатства, шестнадцатый век, мастер легенды св. Марии Магдалины, Мария Бургундская, святые, Бернардино Луини, Хловис (Хлодвиг), пятнадцатый век

Previous post Next post
Up