Почему СССР не развалился в 1941-2 гг.?

Feb 21, 2010 14:24

Российская империя испытала революцию во время японской войны и не выдержала испытания 1-й мировой. А в 41-2 гг. не было даже намека на революцию. Вместо этого СССР распался после афганской войны.

Как обычно объясняется этот, на первый взгляд, парадоксальный факт? У меня, понятное дело, есть объяснение, основанное на клиодинамических теориях, но ( Read more... )

Leave a comment

Comments 52

tsirel February 23 2010, 10:17:46 UTC
Посмотрел Ваши посты. Как базовая точка отсчета они вполне понимаются, хотя и слишком упрощены.
Но жизнь и реальные исторические события часто сложнее базовых схем. ВОВ никак в схему не укладывается, в одну и ту же войну и даже в один и тот же год войны были проявлены и феноменальная воля к победе и столь же феноменальное отсутствие воли.
Написал и увидел, что слово "воля" здесь лишнее, направляющее ход мыслей в ложном направлении. "Воля" - это про Германию, для России нужны другие слова...

Reply

pturchin February 23 2010, 16:44:43 UTC
Сергей, если ты имеешь ввиду первые месяцы войны, то поражения, мне кажется, объясняются не отсутствием воли, а

1. Неподготовленностью Красной Армии и ее позиций, а так же коммандования (включая Сталина)
2. Высоким профессионализмом и опытом немецких войск, проведших на тот момент 2 года успешных боевых действий

Reply

tsirel February 23 2010, 17:22:12 UTC
Эти причины, конечно, сыграли важную роль ( ... )

Reply


клиодинамическая трактовка pturchin February 23 2010, 17:33:52 UTC
Согласен со многим из уже сказанного, но я считаю, что основную роль сыграли два общих фактора. Собственно оба фактора уже выдвигались несколькими участниками, дискуссии, я просто здесь обобщу ( ... )

Reply

Re: клиодинамическая трактовка tsirel February 23 2010, 18:15:33 UTC
Опять-таки, со многим согласен, но в этой трактовке затушевывается момент развилки (бифуркации ( ... )

Reply

Re: клиодинамическая трактовка pturchin February 24 2010, 16:12:02 UTC
Нет, Сергей, не согласен. Механизм порождения контрэлит через перепроизводство элит четко прописан в СДТ. Поражение не порождает новых контрэлит, только дает уже существующим идеологическое оружие в руки. И массовые репрессии не порождают новые контрэлиты. И не было в СССР массовой ненависти к сталинскому режиму. Ты сам себе противоречишь - как совмещается массовая ненависть к режиму с фанатической поддержкой его?

Reply

Re: клиодинамическая трактовка tsirel February 24 2010, 19:44:12 UTC
1. При всем моем уважении к Голдстоуну (безо всякой иронии) СДТ - это не догма, и всего на свете не объясняет. Границы элита/неэлита в некастовом обществе размыты, и перед группами, которые раньше могли только мечтать о элитных местах, при ослаблении и особенно бегстве власти открываются богатые возможности. Кроме того, поражения ведут к дроблению элиты на противостоящие друг другу, независимо от ее численности (недо- или перепроизводства), просто из-за разной готовности людей смириться с поражением. Новая элита 1991-93 года в основном состояла из перебежчиков, а не из лидеров диссидентов. Да и Красной Армией в основном руководили царские офицеры, несмотря на всю классовую борьбу ( ... )

Reply


and2u February 24 2010, 13:57:22 UTC
Если кратко, то способностью диктатур к мобилизации ресурсов. Есть другие объяснения?

Reply

pturchin February 24 2010, 16:07:55 UTC
А вот этот фактор ничего не объясняет. На каждую диктатуру, которая под давлением оказзалась способна мобилизовать ресурсы, можно привести как минимум два примера диктатур, которые развалились от малейшего внешнего толчка.

Reply

and2u February 24 2010, 19:58:57 UTC
It depends. От модели Например, такой ( ... )

Reply

yarikas February 27 2010, 15:24:43 UTC
> вся экономика СССР работала на войну - это обеспечило перевес в живой силе

Простите, просветите меня, как экономика обеспечивает "перевес в живой силе"?

> если бы немцам удаалось остановить наступление Кр.Армии

Таки в 42-м удалось! А в 45-м это уже бы ничего не решило. Именно в силу той самой экономики и потерь в "живой силе".

Reply


yarikas February 27 2010, 15:18:22 UTC
Мне кажется, что в самом вопросе лошадь поставлена позади телеги: причина развала империи (которая с 30-го снова собиралась) - не войны. Скорее это падение некоего "коэффициента связности". Когда людей перестаёт объединять нечто, действовавшее до определённого момента как таковой фактор, происходит естественный процесс деградации структуры. Можно этот "некий объединяющий фактор" назвать общей идеей. Конкретней описать пока сложно.

Reply


altlisek March 12 2010, 18:19:21 UTC
1. График зависимости территории любой империи от времени обычно имеет приблизительно колоколообразную форму (перевёрнутый колокол). В двух измерениях и наложении на карту Евразии c Москвой в начале отсчёта этот график выглядит так (вычислено "Калькулятором цивилизации"). Можно предположить, что в период Второй мировой войны Россия (СССР)была уже на ниспадающей стороне колокола, но ещё вблизи его вершины.

И наоборот, к концу 20-го века Россия (СССР) спустилась достаточно низко по колоколообразному графику, чтобы при первом "удобном" случае потерять существенную часть территорий.

2. Одним из таких "удобных" случаев является расположение планет-гигантов (в основном, Нептуна и Урана) у созвездий Стрельца-Козерога (не будем вдаваться в физику процесса). Многие империи развалились временно или навсегда именно в такие эпохи. Одну из этих эпох мы наблюдали в конце 20 века

Reply


Leave a comment

Up