Что такое "жить правильно", "жить по-человечески", "совесть"?

Dec 10, 2015 18:49

Понятие "правильная" жизнь, на мой взгляд, как любое сложное понятие необходимо разжевывать постепенно. Постепенность эта связана с неспособностью личности понимать и принимать некоторые сложные вещи в определенном возрасте.

[Про раскрытие понятия в разном возрасте]Так, например, есть закон Ома.
В детстве кроху целесообразно учить этому закону через табу: "не лезь - убьёт!"
В 12 лет ребенку в российской системе образования все это подается на элементрано-бытовом "И равно У на ЭР". Это уже инструмент, позволяющий оценить степень опасности, границы применимости и т.п.
В 20 лет (в курсе электротехники в вузе) взрослому человеку с мощным багажом математических знаний рассказывают еще и про всякие косинусы, альфы и прочее. Показывают Сложность вопроса.
По выходу из вуза в спецколлективах лабораторий и институтов дают возможность прочувствовать этот закон, чтобы на его основе Сотворить новое.
Есть, безусловно, и экспресс-методы передачи таких знаний, но они или слишком поверхностны, или очень трагичны, или Тесла :)


Так вот. "Правильность" жизни - это сложное и многомерное понятие.
Для нулевого уровня, на мой взгляд, достаточно точно изложено в экспресс-версии - у Маяковского, в развернутом виде - у Гайдара и Носова.

Как кратко раскрыть понятие "правильности" ("человечности") 12-летнему человеку?

Мой личный успешный опыт - устный разговор в течении примерно 1,5 часов. Тезисы того моего выступления:

1. В каждом из нас есть два начала: животное и разумное.

2. Животное определяет твои поступки как биологической единицы.

3. Разумное определяет твое поведение как части общества. Как часть общества ты можешь быть настроен на "человеческое" (общее - важнее личного) или "античеловеческое" (личное - важнее общего).

4. Существует шкала измерения Правильности поступков человека. Шкала эта измеряет способность пожертвовать (отдать без помыслов, что оно к тебе вернется) своим имуществом, здоровьем или самим собой ради общества (или Общего).

Измерение раз по этой шкале:
  • Если ты САМ отдаешь ПОСЛЕДНИЙ кусок совместносъеденного торика - ты поступаешь как Человек.
  • Если ты САМ отдаешь ЕДИНСТВЕННЫЙ кусок - это еще сильнее.
  • Максима: в Ленинграде блокадном, мать, умирая с голоду сама, - отдавала последний кусок своим детям.
Измерение два по этой шкале.
  • Если ты готов отдать своё (имущество/здоровье/кровь/жизнь) близкому родственнику - хорошо.
  • Другу - это сильнее.
  • Соседу по площадке - еще сильнее.
  • Соотечественнику - еще сильнее.
  • Максима - любому человеку.
5. Движение по этой шкале можно сильно испортить, если ты ЖДЁШЬ обратной реакции/благодарности/оплаты (в православии такое называется "гордыня"). Если ты совершаешь Поступок и ждешь обратной реакции - твое действие "не засчитывается", а если начинаешь ТРЕБОВАТЬ обратной реакции - это засчитывается за нарушение, и ты понесешь за это наказание (Именно по-этому, кстати, все торговцы, банкиры, "вышибалы" - крайне несчастны по жизни).

6. Закон бытия в мире - всё, сделанное тобой - вернется к тебе троектратно. И позитивное и негативное.

7. Знание закона и умение НЕ ЖДАТЬ обратной реакции - по сути, является испытанием человека на прочность (на устойчивость к " гордыне"). Поверь, чем старше - тем сложнее проходить это испытание.

8. Жизнь тебе показывает, что ты делаешь "что-то не то" по этой шкале:
  • Сначала - материальной потерей (внезапные срочные расходы, штрафы, утрата вещей, ценностей).
  • Если "не понял" - заболеешь.
  • Если опять не понял - сильно заболеешь или покалечишь ся.
  • Если снова не понял - ты помрешь или на тебя плюнут (будешь просто продолжать существовать, без вспышек и падений), но за совершенное тобой будут страдать твои потомки. На твоих глазах. Поверь, это больнее. Особенно когда чувствуешь ЗА ЧТО это им. Никому не пожелал бы.
9. Примеры на реальных людях:
  • Вот посмотри на Этого. Он сделал___, потом он в буран в степи на снегоходе кувыркнулся и полгода потом лежал с пневмонией. А потом он вел себя так ____. Помнишь он в аварию попал (где с ним его мать насмерть разбилась)? Смотри, как он ведет себя сейчас _____. Ты думаешь его сын наркоманом стал сам-по-себе?
  • Посмотри на других. Вот у этой "дамы" нет детей и не будет.
  • Вот этот гражданин вел себя так по жизни ____, а потом "внезапно" помер от рака.
  • А про этого ты и сам все знаешь, да. Посмотри что происходит с его сыновьями, внуками.
  • Посмотри на свою семью.
  • Посмотри на себя.
10. Смотри за собой непрерывно. Будь осторожен. Сторонись тех, кто нарушает этот закон.

11. Опираясь на вышеизложенное:
  • Совесть есть вектор движения от Животного (всё для меня) к Человеческому (надо помогать людям чем можешь). Куда показывает вектор - ты всегда знаешь, если себя слышишь.
  • Движение каждый совершает мыслями и действиями.
  • Жизнь по совести - основа усиления и развития твоего рода.
А теперь бы еще один пункт добавил:
12. Дай линк на эту статью. Просвети тех, кто тебе дорог. Ты-то теперь в курсе, а им жить как-то надо.

Этот материал родился в диалогах с камрадом Пантелеем. Его мудрота мудра.

P.S. В материале раскрывается мое понимание указанных в заголовке сложностей для уровня "юноша пылкий". Для уровня "дитя неразумное" указано куда копать. Для уровня "витязь прекрасный", "муж всемогущий", "старец почтенный" - пока формулируется.

Терминологическое, Хитрости, Педагогика

Previous post Next post
Up