Собственно, наконец-то добрался и до написания рецензии на главный "хит" этого года, "шедевр" Никиты Михалкова "Цитадель".
Признаться, задолго до просмотра примерно представлял себе, что меня ждет, благо просмотр 2-й части и трейлера третьей на корню убивал даже призрак надежды на то, что Михалков снял хоть что-нибудь достойное не только нецензурных комментариев.
Собственно, ожидания оправдалась чуть более, чем полностью.
В рецензии на "Предстояние"
colonelcassad.livejournal.com/87823.html я уже отмечал такой момент, что фильм Михалкова являет собой нарезку
слабо связанных между собой сцен. Собственно, данный художественный "прием" мы можем наблюдать и в третьей части. "Цитадель", как и "Предстояние" являет собой набор сцен разной степени пахучести.
Поскольку перед нами очередная часть "Великого Кино", то не разобрать по косточкам сей "шедевр" было бы преступлением перед потомками.
Отмечу сразу следующее. В фильме несколько меньше смешных моментов по сравнению с "Предстоянием", но даже того что есть - хватает с головой.
Как и во второй части, в "Цитадели" отсутствует внятный сюжет, отсутствует понимание того, куда ушел бюджет и решительно непонятно, что в общем то неплохие актеры делают в этом фильме.
Собственно приступим.
Эпизод Первый. Энциклопедия антисоветчика.
Начинается фильм в полном отрыве от событий "Предстояния". Напомню, что там фильм заканчивался сценами где Михалков порол немца летом и его дочурка показывала сиськи танкисту где-то зимой. Те кто ждал развития этих сюжетов останутся разочарованными. Данные "сюжетные линии" просто выбросили за ненадобностью.
Собственно лето-осень 1943 года. На некоем холме препятствуя наступлению наших войск стоит нагромождение фантазий под названием "Цитадель".
Она производит неизгладимое впечатление даже на лиц, слабо знакомых с фортификацией и военным делом. Для тех, кто совсем не в курсе, рекомендую ознакомится со статьей
colonelcassad.livejournal.com/233496.html знаменитого генерала Карбышева.
Собственно, былинный смысл башни или противотанковых надолбов на некоторых участках так и остался для меня загадкой.
Разумеется, защитники Михалкова скажут, что это лишь символ. Хорошо товарищи, но насколько же глуп и бездарен этот символ.
И вот этот символ немецкой мощи, уже долгое время пытаются взять наши войска. Как явствует из диалогов, Цитадель штурмуют уже давно, но результатов нет. Собственно не удивительно, ибо о наличии артиллерии в фильме Михалкова не слышали в принципе (за исключением одного момента). Очевидно, что сию прости-господи "фортификацию" при сколь-нибудь адекватном командире, тем более в 1943 году разобрали бы на раз. Но поскольку надо показать, как кровавые коммуняки побеждают в войне, атаковать будем тупо в лоб.
Собственно, в Цитадели есть башня, в которой сидит культурный немецкий пулеметчик, вкусно ест, слушает классическую музыку (ведь он цивилизованный европеец) и посматривает в сторону советских траншей через снайперский прицел - да, у него пулемет со снайперским прицелом. Это не фантазия, такие пулеметы существовали и разумеется они есть в фильме.
И уже в начале фильма мы видим вмешательство тварей божьих в события Великой Отечественной. Летающий комар отвлекает нашего бойца и над его головой снайперский пулемет строчит в стену траншеи. Вот так комар-кровосос спас нашего бойца от смерти. Адская точность снайперского пулемета, который может на сотни метров пустить кучно несколько пуль без разброса - это конечно доказательство немецкого оружейного превосходства - у наших таких пулеметов нет и близко.
В общем, выясняется, что в траншеях перед Цитаделью ютится очередной штрафбат. После гибели "первого тайного штрафбата" зимой 1941 под Москвой, Михалков вместе с подельниками ошиваются в теперь уже законном штрафбате. Что наглядно доказывает тезис - лучшие люди служили только в штрафбатах и там же добыли победу вопреки Сталину и пьяным генералам.
Пьяные генералы самой собой жрут водку, ведут малоадекватные разговоры и готовы ни за что, ни про что - положить как можно больше людей, даже в 1943 году. Рожи одна отвратительней другой, что наглядно доказывает тезис - советское военное руководство уродливо не только внутри, но и снаружи.
Вообщем, генерал по пьяни приказывает командиру штрафбата взять Цитадель атакой в лоб, попутно угрожая застрелить его при невыполнении приказа. Весьма смелое поведение со стороны генерала с учетом тезиса о том, что шупальца Кровавой Гэбни проникли повсюду.
Так же наглядно подтверждается тезис о том, что командиры шли в бой так же под угрозой расстрела. Комбат скорчил страшную рожу, изобразил боксерский удар и побежал советоваться с Михалковым.
Генерал же заявил, что это будет "разведка боем с целью вскрыть расположение огневых точек". Какие огневые точки надо было еще вскрывать, непонятно, так как в дальнейшем фильм демонстрирует беглый огонь из каждой амбразуры "цитадели". Но разумеется тупые советские командиры за время проводимых атак не догадались сопоставить факт наличия амбразур и факт огня из них. Вот какие они тупые. А из-за них гибли штрафники, соль земли русской...
Комбат прибегает в траншею, всем велит раздать спирта и бежит в землянку, где гужуется Михалков с подельниками. Комбат с ним советуется по поводу того, что делать - некоторые идти не хотят, но их предупреждают, что в траншеи посадят кого бы вы думали - заградотряд. Мерзлихин назвал приказ идиотским и повернулся на другой бок в присутствии командира батальона. Но Михалков его начал убеждать, что идти в тупую атаку в лоб - надо. Убедил или нет - непонятно, возможно я его просто не заметил среди атакующих.
А в это время на позиции штрафбата приезжает труп Меньшикова. Как мы знаем Меньшиков помер еще в Первой части, но уже во второй мы видели его труп разгуливающий по даче Сталина в его отсутствие.
Приезжая на место, труп Меньшикова сразу постулирует тезис, что "синие фуражки" для солдат "чужие" и вообще не совсем понятно, кто тогда для них "свои". Вот так вот штришком мастера была разоблачена антинародная сущность "Кровавой Гэбни". Труп Меньшикова идет к штрафникам и ищет Михалкова. Натыкается на какого-то лейтенанта, забирает у него спирт и хлеб и идет дальше. Я считаю, что для полноты картины вместо хлеба Меньшиков должен был забрать 5 колосков.
Так как Меньшиков умер то-ли в 1937, то-ли в 1938 годах, то Михалкову не составило особого труда даже в траншеях опознать его по запаху. Естественно, даже несмотря на наличие перчатки Фредди Крюгера, Михалков страшно испугался и начал убегать, увидев ходячий труп Меньшикова. Разумеется ничто не могло бы удержать Мастера, но тут на его пути возник заградотряд. Оказавшись между заградотрядом и НКВД, Михалков принял единственно верное решение - бежать к немцам, ибо как очевидно любому интеллигенту - немцы явно меньшее зло, нежели НКВД и загрядотряды. Атака разумеется начинается раньше срока и даже если идея с артподготовкой и посещала пьяные головы советских генералов, то Михалков разрушил их тайные умыслы. Вопреки всем командирам, которым бы полагалось удерживать солдат в траншеях, неуправляемая масса штрафников дернула за Михалковым.
Труп Меньшикова побежал за ними.
Тут же в траншею прибегает заградотряд и начинает стрелять в спину наступающим. Не отступающим, а наступающим, ибо отчетливо показано, что пули попадают в спины и затылки. Это так сказать новое слово в истории заградотрядов. Стреляют и по трупу Меньшикова. Он сразу вступает в полемику с безумным пулеметчиком заградотряда (брат-близнец безумного сапера в "Предстоянии", который взорвал мост с людьми), который ссылаясь на приказ товарища Сталина (а как мы знаем, такие приказы Сталин отдавал лично и устно, потому как письменных свидетельств не осталось, а всех живых свидетелей - расстреляли) истребляет штрафников в спину, попутно дискутируя с полковником НКГБ на тему чей приказ Сталина старше.. Совершенно очевидно, что в заградотряды набирали исключительных отморозков выполнявших преступные приказы лично Сталина.
Всех кто побежал за Михалковым естественно убивают (осталось непонятным, что на поле боя делали Т-34-85, ведь на вооружение они были приняты в 1944 году, но будем считать, что в штрафбаты такую технику выдавали раньше всех остальных, точно так же как в "тайный штрафбат" зимой 1941 года выдали "тайную пушку"), остаются в живых только Михалков и труп Меньшикова, которые прячутся в одной воронке и выясняют отношения.
В это время на КП прибегает шофер трупа Меньшикова и чмырит генерала (который как обычно пьян), что же он сволочь полковника НКГБ в атаку запустил. Генерал изображает Петросяна и пытается шутить. Получается очень плохо.
Вид шофера в "синей фуражке", который строит генералов, наглядно показывает, что даже такой шофер из "Кровавой Гэбни" был более авторитетен, нежели какой-то там генерал.
Кровавую бойню учиненную Михалковым и пьяным генералом (немцы в фильмах Михалкова разумеется не причем) покрывает туман.
Собственно, сам "бой" снят исключительно убого. Желающих сравнить - отсылают к штурму аэродрома на Гуадалканале из "Тихого Океана" - учебного пособия, как надо снимать подобные массовые атаки.
Бондарчук-старший над потугами Михалкова яростно хохочет, Озеров показывает козу, Спилберг строит рожицы...
В общем, с туманом сцена заканчивается. Что в итоге, в весьма короткий эпизод были вставлены следующие антисоветские мифы:
1. Победили завалив трупами.
2. Советские генералы и командиры тупое быдло и скоты (кроме Котова).
3. Решающую роль в Победе сыграли штрафбаты.
4. Не только солдаты, но и командиры воевали из под палки.
5. Безумные заградотряды массами истребляли в спину советских солдат.
6. Все боялись НКВД.
7. Главная причина жертв - не немцы, а наши командиры.
8. Преступные приказы отдавал Сталин лично.
То есть - первый эпизод, это джентльменский набор антисоветской мифологии помноженной на старческий маразм.
В эпоху массовой популярности Сталина и крушения множества мифов о Великой Отечественной, сей джентльменский набор либерала, очень показателен.
Эпизод второй. Мама, роди меня обратно.
Далее следует эпизод совершенно не связанный с предыдущим. Обычный прием Мастера. Из некоего госпиталя едет колонна полуторок с ранеными и беременными. За рулем одного из них сидит пионерка с святой мины. Как она туда попала - абсолютно без разницы. Важно то, что она как яркий представителей семейства Михалковых притягивает к себе пикирующие бомбардировщики Ю-87. Как мы помним из второй части - везде где появлялись представители семейства Михалковых, появлялись те самые летчики-юмористы, которые убивали всех, кроме Михалковых. Собственно, как только они появились, сразу стало ясно - сейчас всех убьют, кроме пионерки.
Пикировщики демонстрируют адский профессионализм бросая бомбы куда угодно, только не в грузовики. Сцену же надо затянуть, а сцена посвящена родам под бомбежкой.
Пока в кузове под вопли всех присутствующих рожает некая Люда, пионерка останавливает машину и стоит на месте. Как вы понимаете, в стоящую мишень попасть практически невозможно, тем более с пикирующего бомбардировщика. Солдат сидящий в кабине намекает дуре, что надо бы двигаться, но пионерка кусает его за руку и угрожает застрелить. Солдат убегает и гибнет. Гибнут все кто бегал и ехал, в живых остались только те, кто сидел в стоящем грузовике. В столь сложную мишень Ю-87 попасть очевидно не в состоянии. А все почему - потому что немецкие пикирующие бомбардировщики как и плавающая мина - орудия Господа. Таким образом Господь руками пилотов пикировщиков покарал грешников и спас праведников.
Кто-то из присутствующих в святом грузовике орет "Хватит уже!" и правда, хотелось бы скорейшего прекращения данной сцены. Но нет. Некая Люда рожает, после чего заявляет присутствующим, что ребенок от немца, который ее изнасиловал. Вы не смотрели фильм "Одна война" Глаголевой про немецких подстилок? Ну так если не смотрели, Мастер возместит сей позорный недостаток.
Начинается юморина - назови ребенка от немца. Один предлагает назвать Гансом. Другой недоброе предлагает...Третий с лицом дегенерата предлагает назвать ребенка Иосифом в честь Сталина. И тут же придумывают отчество Виссарионович. Свободомыслящий красноармеец с перевязанным животом глумится над этим идиотизмом, другой стоя опорожняется прямо из грузовика. Общий смысл понятен - Сталин продукт изнасилования России немцами. Далее герои с этого святого грузовика пропадают и больше мы их не увидим.
Эпизод третий. Купание старого коня.
Новая сцена. На "Виллисе" едет труп Меньшикова и Михалков. Михалков в крови и в наручниках. И у него амнезия. Он не помнит, как прибежав от Цитадели, он избил пьяного генерала, заехав ему ногой по яйцам. Как его не убили в окружении генерала не понятно, но труп полковника НКГБ его спас и увез в неведомую даль мимо чистого и ухоженного немецкого кладбища - это чтобы все поняли, что даже к мертвым, немцы относятся лучше, чем мы к живым.
Парочка приезжает к речке. Труп Меньшикова достает мыло и идет купаться (даже трупам надо мыться), пока Михалков разговаривает сам с собой. Далее следует небольшой стриптиз с демонстрацией крестика (???) и филейной части мертвого полковника. Я считаю, это удар по целевой аудитории в виде дам бальзаковского возраста. Учитывая возраст самого Меньшикова, удовольствие сие крайне сомнительное.
Пока полковник купается, Михалков разговаривает сам с собой. Искупавшись, труп Меньшикова предлагает ему проследовать в лес.
Как известно, при появлении вместе терминов "лес" и "полковник НКГБ" совершенно очевидно, что кого-то убьют. И таки убивают.
Михалков начинает каяться, что в молодости, в 1919 году он зарубил самолично священника, который показал ему язык.
Тут все должны проникнуться мыслью, что все что произошло с Михалковым, целиком закономерно, ибо за убийство священников показывающих язык, Господь наказывает особенно жестоко.
Труп Меньшикова однако сего красного палача кончать не стал, становиться орудием божьим не возжелал, а всучил Михалкову пистолет и предложил ему кончить мертвого полковника, мотивировав его тем, что жена то его жива, и он ее лично изнасиловал то-ли в 1937, то-ли в 1938 году, предварительно показав ей показания Михалкова, где он как и Солженицын свою жену, вовлек ее на бумаге в антисоветскую организацию. Жена Михалкова (по фильму) чуток посопротивлялась, показала сиську, но в целом смирилась, что насильник из НКВД лучше мужа-врага народа. Сцена фактически разоблачает главного насильника из НКВД - Лаврентия Павловича Берию.
Чуть позже нам поведали, отчего у Михалкова перчатка Фредди Крюгера - оказывается, чтобы он подписал признание, его били молотком по руке, после чего он все подписал, закапав подпись "котов" каплями крови, аки Тухачевский. Разумеется, примеры всяких там Рокоссовских, которые даже после выбитых зубов ничего подписывать не стали, не для Михалкова. В общем, вместо палаческой руки Михалков где-то обзавелся перчаткой Фредди.
После всех флэш-беков про изнасилование и прочее, Михалков хочет сначала убить труп Меньшикова, а потом разряжает пистолет в воздух и убегает. Демонстрируя тем самым, что главный виновник - он сам.
Эпизод четвертый. Подачки тирана.
Где-то на какой-то дороге...Распутица. В "Виллисе" едет наша парочка. Труп Меньшикова сообщает, что на самом деле он искал Михалкова для того, чтобы сообщить, что Кровавый Тиран решил простить ночного фантазера, мечтавшего утопить Сталина в шоколадном торте. Почему так произошло, понять затруднительно. Человек не похожий на Сталина поинтересовался у мертвого полковника, можно ли победить без таких как Михалков и получив очевидный для любого поклонника Михалкова ответ: "Что без таких как Михалков выиграть войну ну никак нельзя" тут же его прощает, в результате чего ему отдают обратно генеральские погоны ордена. Вот так вот мертвый полковник НКГБ переубедил человека непохожего на Сталина. Хотя КАК ИЗВЕСТНО, живым из лап Сталина еще никто не уходил. Кроме Михалкова, конечно же.
Это яркий пример того, что даже сам Сталин был вынужден признать ВЕЛИЧИЕ МИХАЛКОВА.
Эпизод пятый. Возвращение блудливого сына.
На радостях, парочка затаривается бухлом и хавчиком, наглядно показывая, что пока страна голодала, НКВД и генералы жрали от пуза, после чего едут домой к Михалкову. Там все его многочисленное семейство, плюс изнасилованная НКВД жена, у которой ребенок от местного хлыща. Михалков где-то находит уточку, которой пищит всю сцену, как цыганская собака из фильма "Snatch!".
При виде Михалкова все кривляются, Михалков тоже кривляется и пищит. Меньшиков играет на рояле, строит глазки и пугает хлыща формой "Кровавой Гэбни". Сложился любовный четырехугольник - жена "жертва НКВД" - Михалков - труп Меньшикова - хлыщ с ребенком.
В чем смысл сцены? В том что кровавый режим жизнь Михалкову поломал. Чему виной сам Михалков, которому об этом поведала "жертва насилия НКВД". А все почему - ибо нефиг было подписывать. А КАК ИЗВЕСТНО - подписывали все, то вина Михалкова не такая уж и большая, с чем жена постепенно соглашается, вступает с ним в половую связь, а на следующий день убегает с хлыщем и родственниками в неведомую даль на поезде.
Михалков силится остановить бегство от себя любимого, осуществляет гоп-стоп с присвоением колхозного коня и спешит на вокзал.
Там он настигает хлыща, который демонстрируя гражданскую позицию, заявляет, что даже по сравнению с таким Большим человеком как Михалков, такие маленькие люди как он, тоже чего-то там, где-то решают...Михалков так растрогался (все таки приятно наверное, когда холоп знает свое место перед Большими людьми), что не стал догонять жену, которая уехала в сценарное ничего вместе с родственниками, хлыщем и ребенком.
Продолжение здесь
colonelcassad.livejournal.com/379811.html