Уважаемые игроки, нам на игру очень нужны журналисты (1-3 человека), которые могли бы издавать газету (или хотя бы какие-то листки) прямо на игре. Напомню, что издатель газеты может быть одновременно выбранным членом Совета, национальным гвардейцем и проч. - вообще там все "совместители".
Чтобы лучше себе представлять, что собой представляла пресса в эти дни, предлагаю вам исторический обзор.
***
В этой статье я привожу немного информации о революционной печати и вообще печати в Париже в дни Коммуны. Вообще газеты, печать на всем протяжении XIX века были невероятно популярны в Париже - гораздо популярнее, чем в любых других странах, что отмечалось всегда многочисленными современниками, в том числе приезжающими иностранцами. Читают практически все слои населения - в кабинетах для чтения, библиотеках, многочисленных кафе и ресторанах, просто на улицах. В Париже довольно высокий по тем временам уровень грамотности - около 80% населения умеют читать и писать (совсем неграмотными могут быть люди старшего поколения и приезжие из провинции). Газеты выпускаются самых разных политических направлений и в разных жанрах - от бульварных листков до серьезных аналитических изданий.
После победы революции 18 марта и после провозглашения Коммуны в Париже первоначально продолжали выходить все прежние издания, в том числе поддерживающая Версаль буржуазная и даже монархическая печать. Одновременно появилось множество новых революционных изданий, а некоторые популярные левые газеты, которые были закрыты по распоряжению правительства Тьера накануне восстания, вновь возобновили свой выпуск. Среди коммунаров не было единства по вопросу отношения к про-версальской и вообще оппозиционной печати. Некоторые (в основном прудонисты) настаивали на полной свободе прессы любых направлений, другие считали, что в условиях начавшейся гражданской войны свободное распространение враждебной печати недопустимо и должно пресекаться. Некоторые наиболее враждебные Коммуне газеты были по распоряжению Комиссии общественной безопасности (в которой в основном распоряжались бланкисты) еще в апреле - например, такие популярные правореспубликанские газеты, как “Le Figaro” и “Le Bien Public” («Общественное благо»). Однако типографии, в которых издавались эти газеты, не были закрыты, и многие газеты на следующий день начинали выходить заново под другим названием. 5 мая было закрыто семь про-версальских газет, 11 мая - еще пять, причем под раздачу уже попали не только откровенно антикоммунарские газеты, но и ряд либеральных и выступавших с «примиренческих» позиций. Наконец, 18 мая (за три дня до вступления версальцев в город) Комитет общественного спасения запретил около десятка газет и издал постановление о запрете выпуска любых новых газет до окончания войны; среди последних запрещенных изданий оказались не только про-версальские газеты, но и коммунарские газеты, поддерживавшие «меньшинство» (см.подробнее ниже).
Рассмотрим некоторые наиболее популярные газеты разных направлений, выходившие во время Коммуны. Всего за время Коммуны в Париже появилось около 50 новых газет - среди них были как выходившие длительное время, так и однодневки, выдержавшие 1-2 выпуска. Буржуазные газеты обычно печатались на четырех страницах, революционные - только на двух. Это были дешевые издания, если буржуазные газеты обычно стоили 15 сантимов, то революционные - 5-10 сантимов.
Официальным органом Коммуны была газета “Journal Officiel de la République Française” («Официальная газета французской республики»). Несмотря на то, что это была одна из старейших правительственных газет во Франции, до революции 18 марта она была собственностью частного издателя и печаталась в его типографии. Издатель, захватив с собой редакционный архив, бежал в Версаль. Поскольку типография не была национализирована, то всеми издательскими делами и распространением газеты продолжала руководить старая администрация, с которой был возобновлен контракт, однако издатели потихоньку бойкотировали новую революционную власть, что сказывалось на распространении газеты, которая не была в числе наиболее популярных парижских изданий. Газета плохо распространялась, ее тираж составлял всего около 3500 экз.; она поступала в продажу после других газет и стоила, как и до революции, 15 сантимов - слишком дорого для массового читателя. Только в середине мая после длительных дискуссий Коммуна постановила передать газету в ведении Комиссии общественной безопасности, снизить цену до 5 сантимов и широко практиковать расклейку газеты. Возникли также споры по поводу названия газеты, многим членам Совета казалось, что правильнее назвать ее не «Официальной газетой французской республики», а «Официальной газетой Парижской коммуны» (это было связано с диспутами о том, является ли Коммуна лишь муниципальной властью Парижа или претендует на роль всеобщего французского правительства). Однако было решено оставить прежнее название газеты (только один день она вышла под названием «газеты Парижской коммуны», затем вновь вернулись к старому названию). Непосредственным редактором «Официальной газеты» длительное время был журналист Шарль Лонге (член I Интернационала, примыкавший к прудонистскому «меньшинству», впоследствии был женат на старшей дочери Карла Маркса - Женни). Каждый номер газеты традиционно делился на две части: «официальную» и «неофициальную». В первой печатались декреты, постановления, решения Коммуны, во второй - различные статьи и заметки на злободневные темы, сообщения из-за границы, военные донесения и др. С 15 апреля в «Официальной газете» печатались отчеты (сокращенные протоколы) о заседаниях Совета Коммуны. Последний номер газеты вышел 24 мая.
Однако наибольшую популярность в Париже имели два издания - газеты “Le Cri du Peuple” («Крик народа») и “Le père Duchêne” («Папаша Дюшен»). Эти две газеты, соперничая за массового читателя, выходили тиражами 100-120 тысяч экземпляров (при тогдашнем населении Парижа около 1,5 миллиона человек). Обе газеты появились еще перед революцией, затем были закрыты по распоряжению правительства Тьера и вновь начали выходить после 18 марта. «Крик народа» - газета, издававшаяся членом Коммуны, писателем и журналистом Жюлем Валлесом. Это была самая ранняя газета (по словам современника «она поет вместе с петухами»), и одна из самых дешевых - она продавалась за 5 сантимов. Несмотря на то, что сам Валлес в Коммуне примыкал к прудонистскому «меньшинству», в его газете сотрудничали журналисты разных направлений, сами они писали о себе так в передовой статье: «Сотрудники газеты «Крик народа» каждый на своем посту: один в ратуше - он член Коммуны, другой в мэрии - он председатель секции, третий командует батальоном на переднем крае. Речь идет о спасении Республики и о том, чтобы навсегда освободить Париж. Пусть читатели газеты не удивляются, что они не видят подписей под статьями: у нас нет времени, и мы не в состоянии редактировать при запахе пороха и грохоте пушек. Когда текут потоки крови, нечего изводить чернила; потрясающую историю воспрявшего и победоносного Парижа нужно писать штыком, а не пером. Вот почему мы предоставляем слово пороху. В эти героические дни нашу республиканскую газету редактируют издалека бойцы, те, кто сражается у форта Исси и у Аньерского моста».
Жюль Валлес (1832-1885), член совета Коммуны, писатель и журналист, издатель популярной газеты «Крик народа». Портрет работы Гюстава Курбе
Газету «Папаша Дюшен» издавали три журналиста, близкие к бланкистам - Альфонс Эмбер, Эжен Вермерш и Максим Вийом (вот здесь можно прочитать крайне интересные мемуары Вийома:
http://istmat.info/node/27429). Изначально «папаша Дюшен» - популярный персонаж народного театра, гончар и печник; еще во время Великой французской революции газету под таким названием издавал Жак Эбер, один из лидеров «левого» крыла революции, казненный Робеспьером; так что молодые издатели воспользовались еще памятным популярным «брендом». «Папаша Дюшен» отличался нарочито грубоватым, простонародным тоном и распространялся по дешевой цене. Вместо газетного разворота каждый номер имел вид небольшой брошюры в 8 страничек. Номера украшала фирменная виньетка художника Регамэ: на куче булыжника, опираясь на льва, олицетворяющего народ, сидит санкюлот во фригийском колпаке; в правой руке он держит треугольник равенства, левой обнимает пушку; у ног его валяются короны, митры, жезлы; сверху написан девиз «Республика или смерть». В зависимости от содержания номер часто начинался словами «Великая радость папаши Дюшена…» или «Великий гнев папаши Дюшена…». Три молодых редактора ютились в комнатушке непосредственно при типографии, а распространением газеты ведали два администратора - вся прибыль делилась на пятерых человек. По инициативе редакторов газеты в начале мая был организован батальон «Дети папаши Дюшена», который впоследствии принял участие в боях Кровавой недели. «Папаша Дюшен» был так популярен, что у него появилось иллюстрированное сатирическое приложение - «Сын папаши Дюшена», а также многочисленные подражатели («Мамаша Дюшен», «Мамаша Дюшен, торговка рыбой», «Воспоминания Папаши Дюшена» и др.).
Выпуск иллюстрированного приложения к «Папаше Дюшену» с карикатурой на Тьера
Обе газеты, «Крик народа» и «Папаша Дюшен» отличались тем, что публиковали многочисленные письма читателей. Редакция писала «Когда папаша Дюшен наталкивается в письмах на хорошее предложение полностью в интересах народа, которое полезно осуществить на деле, он спешит сообщить об этом в своей газете, а затем обязать своих друзей в Коммуне следовать его добрым советам». Многие читатели на страницах газет в своих письмах возмущались неэнергичностью Коммуны и требовали принимать более решительные меры.
В отличие от этих двух массовых газет, некоторые другие газеты носили выраженный «партийный» характер, поддерживая ту или другую группировку в Коммуне. Многие члены Коммуны были одновременно владельцами и/или редакторами тех или иных газет. Например, якобинцами издавались газеты “Le Reveil du Peuple” («Пробуждение народа») и “Le Vengeur” («Мститель»). В первой газете первоначально основную роль играл Шарль Делеклюз - однако в дальнейшем он был слишком занят другими делами в Коммуне, а в середине мая официально отстранился от газеты из-за несогласия с редакцией в конфликте вокруг военного делегата Росселя: газеты нападала на Росселя, Делеклюз встал на его защиту. Вообще вопрос об отношении к заявлению Росселя и об отношении к декларации «меньшинства» вызвал резкое разделение прессы и повлек за собой закрытие ряда газет. Вторая якобинская газета, «Мститель», издавалась членом Коммуны Феликсом Пиа - популярным журналистом, оставившим после себя противоречивые (часто негативные) воспоминания соратников. Газета Пиа крайне резко нападала на Росселя и на прудонистское «меньшинство», требовала их ареста, поддерживала создание Комитета Общественного спасения.
Феликс Пиа (1810-1889), член совета Коммуны, журналист, один из лидеров крыла «якобинцев», член Комитета общественного спасения, редактор газеты «Мститель»
Преимущественно бланкистскими газетами были “La Montagne” («Гора»), “La Nouvelle République” («Новая Республика»), “Paris Libre” («Свободный Париж») и др.
Газеты прудонистского направления издавал член Коммуны, журналист Верморель - его первой газетой стала “L’ordre” («Порядок»), однако название оказалось непопулярным, поэтому Верморель начал издавать другую газету - “L’ami du people” («Друг народа»). Из-за резкой полемики газеты с Феликсом Пиа и нападок на «большинство» и на Комитет общественного спасения газета была закрыта 18 мая.
Некоторые издания стояли особняком.
Газета “L’avenir national” («Национальное будущее») - либеральная газета, орган так называемой «Лиги республиканского союза прав Парижа», группировки либеральных республиканцев, на протяжении двух месяцев пытавшихся посредничать в переговорах между Коммуной и Версалем, чтобы добиться прекращения гражданской войны. Не одобряя Версальское правительство, газета одновременно резко высказывалась о некоторых мероприятиях Коммуны. Закрыта 18 мая.
Газета “Le Rappel” («Призыв») - газета либеральной интеллигенции, основанная выдающимся писателем и общественным деятелем Виктором Гюго в 1869 году. Сам Гюго во время Коммуны жил в Бельгии, откуда посылал в газету стихи и поэмы. Гюго не одобрял деятельность Коммуны, однако резко выступал против версальского террора. Основанная им газета выходила в Париже все дни Коммуны, резко критиковала версальское правительство и первоначально приветствовала Коммуну как «триумф республики», однако в дальнейшем перешла на сдержанный нейтралитет. Несмотря на это 25 мая версальские солдаты ворвались в помещение редакции и в типографию газеты и арестовали всех сотрудников - журналистов, печатников, владельца типографии, некоторые подверглись репрессиям.
Еще одна радикально-демократическая газета “Le Mot d’Ordre” («Слово порядка») издавалась популярным левым публицистом и политиком Анри Рошфором (бывшим владельцем и издателем газеты «Марсельеза», негласного органа Интернационала; см.статью «Первый интернационал»
http://commune1871.livejournal.com/2929.html). Сам Рошфор, однако, не был социалистом; он выступал не столько за Коммуну, сколько против Версаля и Тьера, его острый язык создавал его газете необыкновенную популярность, особенно в среднем классе. В конце мая Рошфор резко выступил против политики Комитета Общественного Спасения и поддержал «меньшинство» в Коммуне, после этого его предупредили о закрытии газеты и готовящемся против него аресте. Рошфор решился бежать из Парижа - но был при попытке перехода границы захвачен версальцами и впоследствии осужден на ссылку в Новую Каледонию, откуда через некоторое время бежал.
Анри Рошфор (1831-1913), публицист и политик, накануне событий издавал газету «Марсельеза», а во время Коммуны - популярную газету «Слово порядка». Портрет работы Эдуарда Мане
В конфликт с Коммуной вступили также две независимые социалистические газеты - “La Commune” (близкая по взглядам к прудонистскому «меньшинству») и “La Sociale” (газета преимущественно бакунистов). Это были серьезные аналитические издания, рассчитанные на образованного читателя. В этих газетах сотрудничали независимые журналисты - Жан-Батист Мильер (во время Кровавой недели расстрелян версальцами без суда; см.здесь о нем подробнее:
http://naiwen.livejournal.com/1509583.html) и писательница Андре Лео (литературный псевдоним; настоящая фамилия Леодиль Шамсе). Андре Лео, деятельница феминистического движения, одной из первых начала писать в газетах о положении женщин. Кроме этого, совместно с членом совета Коммуны, бакунистом Бенуа Малоном, Андре Лео составила обращение к крестьянам, которое пытались распространять в провинции для того, чтобы разъяснить политику Коммуны. Обе газеты были закрыты 18 мая за выступления против Комитета общественного спасения, поддержку декларации «меньшинства» и статьи в защиту Росселя.
Помимо газет, во время Коммуны выходили многочисленные афиши (официальный тираж афиш Коммуны обычно составлял 6 тысяч экземпляров), которые расклеивались на стенах города и в которых печатались различные воззвания, официальные сообщения и др.
Также массово печатались листы и сборники карикатур, листки с революционными стихами и песнями и др. печатная продукция.