Гадание на кофейной гуще на тему «Жизнь после Путина» уже почти год худо-бедно кормит целую армию отечественных «политологов» и иностранных «кремлинологов».
Но чем больше мегабайтов их продукции нагнетается в «информационное пространство» - тем только плотнее становится обволакивающий эту тему политический туман.
Начали, как мы помним - с волхований о «третьем сроке», потом все хором стали транслировать со Старой площади байки о «драматическом выборе» между Медведевым и Ивановым, «борьбе» между «рыночниками» и «силовиками», недавнее изобретение - некое противостояние «башен Кремля»… Сейчас вот разгадывают глубинный смысл замены Фрадкова на Зубкова - а вдруг это «преемник»? А вдруг, а вдруг, а вдруг…
И что удивительно, никто не пытается даже приподнять голову над всеми этими флуктуациями информационного «шума» - и хотя бы попробовать оценить смысл происходящего на фоне набравшей уже немалую глубину нашей «перестроечной» политической ретроспективы.
Это, действительно, странно. И что тут, в общем-то, особенно сложного?! Всего-то и надо, что смахнуть с ушей гроздья «макаронных изделий» треста «Госагитпроп», все эти годы исправно производимых по советским гостам...
Что вообще у нас тут последние 20 лет, на самом-то деле было?
Неужели при том обилии фактажа, который, слава Интернету! теперь всем доступен (многие, правда, принуждают себя напрочь забывать каждые пять лет все прошлые события) - так трудно разобраться?!
Ведь просто же все! И достаточно глубокая аналитическая работа была, была в свое время проделана - но очень хорошо уже, к сожалению, забыта…
Так вот, напомню.
О социальном смысле и политическом содержании того, что происходило и продолжает происходить с нами все эти годы - впервые всерьез заговорила в своей I программе покойная ныне СДПР (настоящая, образца 1990г.) Чтобы освежить память о той работе - автор этих строк, бывший в свое время соавтором и первой программы, и ряда других программно-политических документов СДПР, еще в 2003 г. взял на себя смелость просуммировать «имевшую хождение» в партии общую историческую и политологическую оценку того, что эсдеки 90-х называли «управляемой номенклатурной модернизации» (см. опубликованную позже статью
«Первое перепутье. Как его видели эсдеки в июле 1991-го» - с.), ее методов и механизмов.
Это я - о хорошо известной теперь и уже «разодранной на цитаты» (цитируют, правда, обычно с очень сильным искажением смыслов и без ссылок) статье
«Откат к фашизму, как кризис Андроповского проекта». (Пояснение некоторых содержащихся в этой статье оценок и терминов дано в примыкающей к ней -
«Что мы все-таки понимаем под фашизмом?».)
Разве не очевидно, что и весь пережитый нами политический опыт, и сегодняшние реалии вполне убедительно подтверждают верность сделанных тогда оценок и выводов?
Достаточно согласиться, что происходившее все эти последние 20 лет политические и социально-экономические процессы были жестко управляемы из единого Центра, и отнюдь не «мирового правительства» (байку о котором усиленно насаждала спецпропаганда), а простого доброго старого Аппарата ЦК КПСС на Старой площади (с августа 91-го просто закамуфлированного нехитрыми декорациями вроде «президента», сначала Ельцин, потом Путина, «администрации президента» и т.п.) - и очень многое, до сих пор непонятное, находит свое логическое место, а и старые, и текущие события вполне поддается и анализу, и прогнозу…
Ну, а если отвлечься от исторического и социально-экономического смысла «номенклатурной модернизации», то, чисто механически, созданная для ее реализации государственно-политическая машина выглядит примерно так.
Во-первых, это главное - как и в позднесоветское время, от штурвала реальной Власти никогда не отходила подобранная еще Андроповым и присвоившая себе абсолютные административные полномочия очень узкая группа номенклатурных олигархов.
Здесь, понятно, термин олигарх употреблен в его, единственно правильном, исходном смысле, как член ареопага правления немногих. В нашем случае - людей, составивших «штаб Андроповского проекта», таких как Вольский, Горбачев, Примаков, Разумовский…, входившие ранее в Политбюро ЦК КПСС.
Необходимая степень управляемости этой машины, как на «крутых поворотах», так и на спокойных участках, уверенно обеспечивалась исключительным (и трудно представимой для внешнего наблюдателя) уровнем номенклатурной дисциплины, армированной специальными подструктурами КГБ.
Вторая, очень важная, реалия нашей жизни - это Основной метод, с помощью которого номенклатурные «реформаторы» сочли за благо проводить свою программу. Это - Гиперпровокация, точнее, манипулирование социальной и экономической психологией масс через плановую серию масштабных провокаций. Теперь уже достаточно накопилось фактажа, чтобы понять, что этот основной политический метод, был изначально взят на вооружение как чуть ли не главный инструментарий «реформ».
Так вот, если мы понимаем архитектуру и принципы работы машины «Андроповского проекта», и в том числе ее практически абсолютную жесткость и опору на столь же абсолютную номенклатурно-гэбэшную дисциплину, становится понятно, что конструкция эта - принципиально одноразовая.
Соответственно, замена ее главного узла, высшего номенклатурного штаба, рекрутированного и организованного еще самим Андроповым, для одному ему до конца понятного замысла - так же невозможна, как невозможна замена верхушки у поставленной на острие тяжелой перевернутой пирамиды.
А ведь на этой «перевернутой пирамиде», как на основании, выстроена вся система государственной власти и управления России (и не только России - но об этом не сейчас).
Понятно, насколько неустойчива эта система на длительном историческом отрезке. И даже те в стране, кто этого не понимает - что говорится, нутром чуют.
И тут закономерен вопрос: какова же максимально возможная длительность жизни такой системы, главной конструктивной особенностью которой является неспособность к существенной трансформации - просто по причине принципиальной невозможности замены «посвященных» в «капитанской рубке»?
Ответ на этот вопрос представляется чисто биологическим - люди не вечны, во-первых, и с определенного возраста не способны переносить перегрузки администрирования высшей степени ответственности, во-вторых.
Напомню, что самому молодому в штабе «Андроповского проекта», Г.П.Разумовскому, фактически исполняющему обязанности канцлера империи - скоро 72, другие - гораздо старше. А.И.Вольский, курировавший «экономический блок» - уже покинул нас.
Отсюда следует только один, по моему мнению неизбежный, вывод.
Во избежание управленческой катастрофы - номенклатурное руководство просто вынуждено в ближайшее время (а окончание президентского цикла Путина для этого - самый подходящий момент) начать осуществлять переход: от системы власти с жестким «ручным управлением» через специальные внеправовые «интерфейсы» - к принципиально иной государственной системе на основе обычного правового саморегулирования.
Но это означает, прежде всего - демонтаж политических декораций, к которым мы привыкли, начиная с фальшивой «демократической революции» 91-го года.
Учитывая и российскую вообще, и советскую в частности традиции, этот переход представляется возможным только через «вручение власти» некоему, наконец, уже публичному реальному главе исполнительной власти. В соответствии с действующей конституцией - это президент.
Кроме того, должны, конечно, исчезнуть и такие камуфляжные политические конструкции как марионеточная «партия власти» (и прочие псевдопартии), переизбрана в условиях значительно большей политической свободы и возвращения к фактически отмененным конституционным нормам и гарантиям Дума, восстановлен федеративный характер государства со свободно выбранными органами власти в субъектах федерации и т.д.
С другой стороны - и нынешний безымянный аппарат реальной исполнительной власти на Старой и соседних площадях должен быть выведен из тени и существеннейшим образом перестроен.
Но произойдет все это, по-видимому, уже после избрания Преемника. С большой буквы - потому что, если все что было сказано выше верно, это уже будет не «преемник» нынешнего «зиц-президента», а человек, избранный (в смысле назначенный) штабом «Андроповского проекта» на роль публичного политического руководителя планового демонтажа основных конструкций самого Проекта и шеф-строителя новой политической реальности в России.
В заключение - неутешительный, к сожалению, прогноз на ближайшее будущее.
Зная дурные привычки нынешнего политического руководства страны, с высокой долей вероятности можно предсказать, что, если вышеописанный переход действительно запланирован на ближайшее будущее - он будет проходить снова под аккомпанемент крупномасштабных провокаций…
(впервые опубликовано на правозащитном портале "Письмо Власти" 20.09.2007 )