Здесь мне бы хотелось вернуться к теме мужской одежды второй половины XIX века -начала XX.
На этой фотографии сзади надпись «Николай Густавович барон фон Бремзен скончался в 1889 году.
Но фотография, несомненно, более ранняя. Об этом свидетельствуют брюки. Г-н барон одет в сюртук с бархатным воротником, пластрон заколот булавкой, как и положено. Причем покрой сюртука явно скроен по моде 40-х годов, со слегка приподнятой головкой рукава. Брюки же фасона «слоновья нога» вошли в моду в 1830-е-1840-е годы. Но видимо, были настолько удобны, что продержались в быту вплоть до начала 1870-х годов. Барон был консерватором, и к началу 70-х продолжал носить одежду по моде 20-летней давности. Что для солидного господина в то время было вполне допустимо.
Неизвестный джентльмен из Симбирска с дочерью или женой. Начало 1880-х. На барышне мы останавливаться не будем. Корсет, платье с турнюром. Невероятная вышивка на платье, видимо сделанная своими руками. А вот джентльмен одет в двубортный сюртук с обтяжными пуговицами. Такие носили чиновники, учителя. К сожалению, из-за низкого разрешения, невозможно рассмотреть орден на его груди. Но судя по форме, позволю себе предположить, что это (сейчас меня засмеют знатоки фалеристики России) медаль за участие в русско-турецкой войне 1875-77 года. Подобную медаль с бантом носили получившие ранения в той войне. Но утверждать это не стану. Возможно, это медаль «За заслуги перед отечеством». Думаю, что в Симбирске было не так много школ, так что этот господин мог встречаться с г-ном И.А. Ульяновым.
Этот г-н из Нижнего Новгорода одет в сюртук с широкими отворотами, жилет с низким вырезом, предполагающий ношение пластрона. В жилетном кармане - часы. Манжеты рубашки, как было принято довольно долгое время, выпущены из под рукавов сюртука на 2-3 см.
Эта фотография сделана 13 апреля 1890 года. На мужчинах представлены почти все виды мужской одежды того времени. Отец одет в сюртук, но отвороты уже маленькие, талия находится на естественном месте, полы почти прямые. Сравнив с сюртуками на предыдущих фото, можно видеть, как изменился сюртук за это время. Талия еще отрезная, но завышенная головка рукава исчезает, исчезают и широкие отвороты.
Старший сын одет в сюртук - визитку со скошенными полами. Мальчик же помладше - в гимназический мундир с латунными пуговицами.
Это конец 1870-х. Семья довольно зажиточного купца. Одет он в поддевку, но из хорошей ткани,скорее всего плотного шёлка, сапоги русские гармошкой. Возможно, из тех, что скрипели при ходьбе. Глухой жилет и рубашка-косоворотка. О его состоятельности говорит довольно модное платье его жены, которая очевидно помогает ему в торговле, т.к. у неё в нагрудном кармашке спрятаны часы. О её деловитости говорит и боковой карман на платье, прикрытый бантом и отделкой.
На обороте указано: « Снимались в Казани 26 апреля 1888 года на Пасху во вторник». Скорее всего - деловые партнеры, с наследником одного из них. Если учесть, что г-н слева одет в пиджак и штучные брюки, что было характерно для купцов европейского направления. А г-н в центре - в более архаичный сюртук, такой же как и на юноше справа, и то, что на всех троих рубашки с отложными воротниками, то перед нами купцы, которые решили сфотографироваться в память о завершении или заключении какой-либо сделки.
Невероятно интересна эта фотография. Это рабочий с женой, недавние выходцы из деревни. Об этом говорит одеяние жены. Она закутана в платок и одета в вид крестьянской одежды - пониток, но из фабричной ткани. (Следует сказать, что пониток шили из домотканой ткани. Обычно подвязывался поясом. Застежка - крючок на талии, или вовсе без него.) Но в начале ХХ века в народной одежде повсеместно используется фабричная ткань.Одежду продолжают шить женщины, как для себя, так и для мужа.
Мужчина же в полупальто на вате с каракулевым воротником, что было в начале 1900 обычной одеждой для городских рабочих.
http://etno.environment.ru/news/print.php?id=98 Здесь как сшить пониток.
И вот уже ХХ век начался. Эти господа одеты в суконные пальто с меховыми воротниками. На воротники, как правило, использовали меха черный каракуль, выдры под котик, енота, бобра. В зависимости от кармана и вкусов владельца. Джентльмен посредине - в ботинках с калошами. На джентльмене справа - каракулевая шапка-пирожок. Такая шапка, но из сукна, в 1906 году стоила 2 руб.50 коп. На молодых людях так называемые «дорожные» шапки. Они были дешевле. Такая шапка из сукна стоила полтора рубля. Естественно из каракуля стоили дороже.
В такое пальто одет господин с этой фотографии. Суконное пальто на вате с каракулевым воротником и шапка - папаха. Такое пальто в 1906 году стоило от 10 до 14 руб. в зависимости от качества сукна и меха.
И эти двое - Никита Иванович Павлов и Иван Шапиев, что сфотографировались в Вятке 20 декабря 1899 года.
И абсолютно европейский модник из Двинска. В демисезонном пальто и шляпе с продольным заломом. Некоторые в то время считали особым шиком носить шляпу с поперечным заломом, но честно говоря, это выглядело смешно.
О мужской одежде второй половины XIX века вы можете прочесть
здесьВсе фотографии честно заимствованы с «Молотка».