Уютные дома цивилизованного мира заставлены шкафами, дверцы которых иногда слегка приоткрываются и оттуда начинают вываливаться скелеты. Хозяева же особого внимания на это не обращают - могут не торопясь прикрыть дверцу, а могут так и оставить приоткрытой, ведь всё равно в цивилизованном мире не принято уделять слишком много внимания этим свидетелям прошлого. Дикари - другое дело, вот они обязаны держать свои скелеты на самом видном месте и каяться, каяться и ещё раз каяться. Под контролем, разумеется, и непременно с усердием. Но вернёмся к нашим цивилизаторам, тёмную страницу из жизни которых показал фильм «Новый человек». Сделаю небольшой экскурс в историю и, поскольку действие картины происходит в Швеции, материал будет, в основном, о ней. Итак, о насильственной стерилизации женщин в прошлом, ХХ веке.
Человечество всегда стремилось к лучшей жизни, поэтому в желании, высказанном в 1928 году социал-демократом Пер Альбин Ханссоном, сделать всю Швецию домом для народа, домом, в котором все равны, и в котором все счастливы и здоровы, плохого ничего нет. Только вот оказалось, что двери этого дома открыты не для всех. Строители дома решили не пускать в него нездоровых людей - умственно неполноценных, алкоголиков или просто лиц так называемого асоциального образа жизни. Но не пускать так, чтобы не потревожить чувствительные души тех, кто находится внутри. Чтобы совесть была чиста, да и религия опять же... В общем, поскольку уничтожать самих маргиналов негуманно, решили их стерилизовать. Не дожидаясь перитонита. Для прерывания цепочки, передающей «гнилые» гены по наследству. И будут тогда все здоровы, моральны и счастливы. Стерилизация проводилась и проводится во многих странах, но на законодательном уровне такая практика действовала только в США, Германии, в скандинавских странах, а также в культурно им близких Исландии и Эстонии. И еще короткое время в одном кантоне в Швейцарии.
Пионером в этой области выступили США, где в нескольких штатах (впервые - в штате Индиана в 1907-ом году) были приняты законы о насильственной стерилизации, которой подвергались умственно неполноценные, некоторые категории уголовников, а также лица, по другим причинам признанные нежелательными для воспроизводства себе подобных. Подобные взгляды получили распространение и в странах Северной Европы, где достижения науки в культивировании растений и разведении животных переносились и на человеческое общество. Наследственным считалось всё: склонность к насилию и преступлениям, умственная неполноценность, недостаточная бережливость, предрасположенность к распутной жизни, бродяжничество. Законы, принимаемые для «очистки» общества, проходило во всей Скандинавии в обстановке полного консенсуса, не встречая оппозиции ни в парламенте, ни в обществе, ни среди ученых и врачей. Законы стали составной частью представлений социал-демократов о государстве всеобщего благоденствия. Общество должно быть устроено рационально, и от этих законов будет польза всем. Из скандинавских стран Дания первой приняла закон о стерилизации (было это в 1929-ом году). Однако Швеция была впереди в других отношениях: здесь сообщество генетиков было наиболее многочисленным, первое генетическое общество возникло в Швеции в 1910-ом году, а годом ранее - общество расовой гигиены. И в 1922-ом году открывается в шведском королевстве первый в мире государственный институт расовой гигиены.
Первый закон о стерилизации был принят шведским парламентом в обстановке полного согласия и вступил в силу 1-го января 1935-го года. Он касался клинических случаев заболеваний. А через 6 лет по инициативе правительства Пера Альбина Ханссона (вспомним его мечту о доме для народа) вступил в силу другой, дополненный и расширенный закон о стерилизации. Именно руководствуясь им, были лишены десятки тысяч шведов своего естественного и основополагающего права: быть родителями, дать жизнь своим детям. Как утверждает Майя Рунцис, которая была допущена в секретные архивы Медицинского управления Швеции, начиная с 1941-го года стерилизировалось в Швеции от тысячи до двух тысяч человек в год. И большая часть этих операций до шестидесятых годов проводилась при помощи принуждения в той или иной форме. С 1935-го по 75-й год, когда закон перестал действовать, общее число стерилизация оценивается в 60 тысяч. 40 - 45 тысяч из них, по оценкам Майи Рунцис, проводились с использованием принуждения - 30 тысяч случаев совершенно определенно с применением принуждения, а в 15-ти тысячах других случаев оказывалось давление в большей или меньшей степени. Зафиксирован случай, когда в пригороде Гётеборга в связи с окончанием школы для трудных подростков были стерилизованы все ученики выпускных классов. Девушки должны были дальше работать по хозяйству, юноши - выполнять сельскохозяйственные работы. Все были стерилизованы, чтобы не приносили потомства.
Самой обычной мотивировкой, если это касалось девушки, было "сексуальное непостоянство". То есть в дальнейшем она может нарожать детей, которых будет вынуждено содержать государство. Например, участковый врач в качестве аргумента называет то, что недалеко расквартирована военная часть. И этого достаточно, чтобы стерилизовать такую девушку. Или девушка часто говорит о мужчинах, или ее часто можно встретить на танцевальной площадке. Всё это могло быть основанием для стерилизации. Проводились также тесты по проверке умственных способностей. У учеников спрашивали, например, сколько людей живет в Стокгольме, кто управляет страной. Я столкнулась даже с таким случаем, - говорит Майя Рунцис, - когда один ученик на этот вопрос - кто управляет страной - ответил: Господь Бог. Он был сразу признан неправоспособным и стерилизован. Здесь заметим, что среди стерилизованных в Швеции подавляющее большинство - более 90-а процентов - были женщины. Причем некоторые и не знали, и сейчас, по прошествии многих лет возможно не знают, через какую операцию они прошли. Иногда девушкам даже не сообщали, что их будут стерилизовать. В некоторых интернатах им говорили, что предстоит операция аппендицита. Их просто обманывали. И на этот обман было разрешение Медицинского управления. Потом, уже взрослыми они удивлялись, почему у них нет детей.
Не только люди больные, недееспособные, но и люди определенного поведения, образа жизни и даже определенной культуры могли быть признаны как нежелательные для того чтобы рожать себе подобных. И тогда в поле зрения попадают, например, цыгане с их культурой. Цыганский вопрос был очень актуальным в сороковые годы, они воспринимались как группа, которой нельзя позволить распространяться. Естественно, в законе ничего о цыганах не говорилось.
Если подводить итоги и сравнить шведские достижения в стерилизации с остальной Европой, то нужно признать: шведский дом для народа занимает второе место после нацистской Германии. За период с 1935-го по 75-й год в Швеции было стерилизовано, как мы сказали, 60 тысяч человек, в Норвегии 40 тысяч, в Дании 6 тысяч. Столько было сделано в благополучной Скандинавии по решению государства и общества операций, которые являются недопустимым вмешательством в жизнь человека, к тому же чреваты злоупотреблениями и произволом.
(Материал взят
здесь. В начале текста я начал пересказ своими словами, но вскоре перешёл на прямое цитирование, дабы не терять время, поскольку цель от этого не страдает).
Можно немного «поиграть» с цифрами. Если население СССР оценить в 200 миллионов человек, а Швеции - в 7 млн. (1950 год), то 45 000 насильственных стерилизаций в Швеции соответствовало бы 1285714 стерилизаций в СССР. Огрубляя цифры ещё раз - 1 миллион триста тысяч. Насильственных стерилизаций. Представьте теперь, какой... шум подняло бы цивилизованное человечество и его российский филиал, произойди такое у нас в стране. Представили? Тогда немного о фильме, давшему толчок к поверхностному погружению в тему.
Новый человек» (Den nya människan), 2007, Швеция
После такого длинного предисловия о содержании писать много не надо. Вкратце. События разворачиваются в 1951 году. Оставшись без матери, семеро детей находятся на попечении отца, который не может обеспечить им достойный уровень жизни. При этом, дети счастливы, насколько это возможно в таких условиях. Однако, появился формальный повод забрать старших детей из семьи. Гертруда, главная героиня фильма, попадает в заведение, напоминающее интернат. Такой интернат, в который легко попасть, но из которого практически невозможно выйти. Разве что согласившись на «добровольную» стерилизацию. Надо только донести своё согласие до доктора Берга, который часто приезжает в интернат - работа у него такая. Перипетии сюжета раскрывать не буду, скажу только, что режиссёр явно испытывает симпатии к Гертруде, а вот доктор Берг у него как раз и символизирует беспощадный механизм государства. В связи с этим сделаю вот такое замечание. Надо полагать, что новым человеком в фильме хотели показать именно Гертруду с её стремлением к свободе, к борьбе за свои права. В этом есть резон (да так и есть на самом деле), но разве доктор Берг не заслуживает того, чтобы и его причислили к новым людям? Кто - Гертруда или доктор Берг - заложили основы современного шведского общества? Или ещё так: допустим, что другой режиссёр по другому сценарию снял какой-нибудь сентиментальный фильм о том же самом докторе Берге - добропорядочный гражданин, примерный семьянин, заботливый отец, две чудо-дочки и т.д. А о работе - ни слова. Поцелует жену, а потом едет куда-то, возвращаясь вечером с чувством исполненного долга. И после такого фильма как не проникнуться к нему симпатией? Это я к тому, что существует несколько реальностей, которые не всегда пересекаются, а лишь слегка соприкасаются, и можно в одной реальности быть хорошим, а в другой - злодеем. Правда, как мы знаем из русской литературы, «есть Божий суд», но когда он будет? (Дабы упредить возможные претензии, сделаю заявление - мне доктор Берг антипатичен).
Я видел и ещё несколько схожих фильмов, которые также показывают неприглядные стороны Европы второй половины 20-го века. В первую очередь назову ирландский
«Сёстры Магдалины», а также датский
«Настанет день» и английский «Филомена». Из них советую посмотреть первый в списке, а два других - если атмосфера «Сестёр...» сподвигнет на развитие темы.
====