На прошлой неделе Госавтоинспекция России опубликовала статистику по погибшим и раненым в ДТП за 2016-й год. В 173700 ДТП погибло 20308 человек, еще 221140 были ранены.
Конечно, это всё еще очень много: в год на наших дорогах гибнет население небольшого города. Но все-таки смертность и аварийность продолжают снижаться. По сравнению с 2015-м годом число погибших в ДТП уменьшилось на 12%, раненых - на 10%, число ДТП - на 11%. И это не случайность, а тенденция: количество погибших в ДТП в России непрерывно сокращается с 2011 года, а уровень 2016 года - лучший показатель с середины 80-х, когда машин на наших дорогах было в 10 раз меньше!
Но это абсолютные цифры, а чтобы оценить, как обстоит дело с безопасностью дорожного движения в России в сравнении с другими странами, есть еще 2 относительных показателя.
Первый - количество погибших на 100 тыс. жителей. В год в мире в ДТП гибнет около 1,25 млн человек, т.е. примерно 15 человек на 100 тыс. человек. В 2016 году показатель России (13,9) впервые за много лет оказался ниже среднемирового, за 10 лет снизившись почти в 2 раза!
Для сравнения: в странах Западной Европы и США средний показатель составляет 8-9 человек на 100 тыс. жителей.
Еще более впечатляюще выглядит график снижения смертности на 10 тысяч автомобилей. За 26 лет уровень этого показателя в России снизился в 9 раз! За это время количество автомобилей в стране выросло с 8,6 до 43 миллионов, а уровень автомобилизации - с 58 до почти 300 автомобилей на 1000 жителей.
Кажущееся парадоксальным повышение безопасности дорожного движения по мере роста автомобилизации свойственно всем странам, где проходила массовая автомобилизация. Но в данном случае стоит порадоваться тому, что в России этот процесс идет достаточно быстро: за последние 10 лет мы сделали мощный рывок в сторону безопасного дорожного движения, резко приблизившись как к США, где массовая автомобилизация прошла в 20-е, так и к Западной Европе, где она состоялась в 60-е. Причем в последние 2 года этот процесс ускорился.
Так почему же наши дороги становятся безопаснее? Выделим 5 причин.
1. Повышение качества и безопасности автомобилей. Российский автопарк постепенно обновляется. Несколько лет назад сняты с производства и стремительно уходят в прошлое убитые «классики» и «девятки» без подушек безопасности. Новые автомобили оснащены системами активной и пассивной безопасности и гораздо лучше заботятся о жизни - здоровье и водителя с пассажирами, и других участников движения. Даже у пешеходов теперь шансов остаться в живых гораздо больше.
2. Транспортное самообучение нации. Все больше получающих водительские права становятся водителями во втором - третьем поколении и многие правила поведения на дороге впитали, что называется, с молоком матери. Такие люди пристегивают себя и пассажиров ремнями безопасности, малышей возят только детских креслах, уступают пешеходам и не проскакивают на красный свет не из-за боязни наказания, а по убеждению. И по мере того, как таких водителей на дорогах становится больше, движение становится спокойнее, а нарушителей - меньше. Растет и общественная нетерпимость к многим нарушениям ПДД: если в 90-е езда пьяным за рулем или по встречке многими воспринималась эдаким проявлением молодецкого ухарства, сейчас такие нарушители - однозначные маргиналы.
3. Видеокамеры и видеорегистраторы. Видеофиксация нарушений тоже работает на повышение безопасности. В последние 10 лет на российских дорогах было установлено множество камер фотовидеофиксации, это объективно успокаивает трафик, например, заставляя снижать скорость. Интересно, что видео-регистраторы, активно приобретаемые водителями, работают на тот же результат: даже принципиальные лихачи волей-неволей вынуждены ограничивать себя на дороге, ведь мало кому хочется попасть на Ю-тюб, да и отвертеться от наказания при ДТП гораздо сложнее.
4. Адресная работа по повышению безопасности дорог. Медленно, но верно становятся лучше и российские дороги. Хотя ситуацию пока сложно назвать удовлетворительной, все же денег на дорожный ремонт выделяется все больше. Федеральные трассы уже в целом выглядят прилично, очередь за региональными. Мало-помалу строятся новые и реконструируются старые дороги.
Помогает и адресная работа по ликвидации «очагов аварийности», которая около 10 лет назад была развернута по всей стране. Места аварийности фиксируются и ежегодно принимаются меры по их расшивке - установкой светофоров, ограждений, освещения, световозвращающих элементов и дорожных знаков, изменением разметки и т.д. Конечно, эта работа имеет ограниченный эффект, ведь множество ДТП происходят вне «очагов», но стоит признать, что надзорный орган ГИБДД и региональные власти, отвечающие за дорожную безопасность, не зря едят свой хлеб.
5. Повышение штрафов. Сложно не заметить, что уровень смертности начал сокращаться с 2007-го года, когда началась волна повышения штрафов за многие нарушения ПДД - превышение скорости, проезд на красный свет, непристегивание ремнем, отсутствие детских кресел, выезд на встречку, непропуск пешеходов и т.д. Бытует мнение, что повышение штрафов малоэффективно, пока не обеспечена их полная собираемость и вообще неотвратимость наказания. Но опыт показывает, что общественное внимание к нарушению и освещение проблемы в СМИ само по себе заставляет включать голову многих водителей, постепенно настраивая их на правильные стереотипы поведения за рулем.
Разумеется, не стоит доводить все до абсурда и переоценивать влияние штрафов, но свой эффект они имеют. Кстати, если сравнить наши наказания за нарушение ПДД с другими странами развитой автомобилизации, обычно там они жестче не только в абсолютных значениях, но и в сравнении с зарплатами.
Многие приписывают снижение смертности в ДТП спаду деловой активности в 2014-2016 гг. Мол, «бензин дорожает, люди совершают меньше поездок и покупают меньше машин, вот безопасность и растет». Это объяснение довольно сомнительно: как показывает статистика, уровень безопасности весьма слабо коррелирует с уровнем развития экономики. Скажем, самый высокий уровень аварийности и смертности в стране - 35-36 тыс. погибших в год! - наблюдался с 1990-го по 1994-й, время катастрофического экономического спада и все еще очень низкой автомобилизации. С 1994-го до 1997-й показатели аварийности действительно снизились (как и экономика), а расти начали в кризисный 1998-м, когда, казалось бы, количество поездок должно было снизиться! Или взять период с 2003-го по 2007-й: смертность в ДТП при бурном экономическом росте стагнировала.
Подведем итоги
Как показывает мировой опыт, дальше каждый процентный пункт снижения аварийности будет даваться все тяжелее. Тем не менее, эту работу надо продолжать и наращивать. Наступает время, когда от борьбы с явными и очевидными очагами аварийности властям придется переходить к борьбе за каждого человека и профилактике - разработке и массовому применению типовых мер по повышению безопасности дорог. Пример такой программы - "
Цель - Ноль".
Из недооцененных мер с идеальным соотношением «затраты - скорость - эффект», я бы выделил пешеходные световозвращатели - фликеры. Если их на правах социальной рекламы начнут рекламировать на федеральных каналах так, как в 2000-е боролись с пьянством за рулем, за счет одного только повышения заметности пешеходов в темное время суток удастся спасти 1500-2000 жизней в год. Об этом 3 статьи:
Как спасти тысячи пешеходов от смерти по ошибке Пешеходы на дорогах станут заметнее, или Зачёт в карму властям Обязательные светоотражатели: как обкорнали отличную идею А что вы думаете о безопасности дорожного движения у нас в стране и вообще? Почему она растет, какие меры самые эффективные и что еще предстоит сделать?