В первой половине апреля пришли 2 плохие новости для московских автомобилистов.
Первая плохая новость Судя по новой редакции Адресной инвестиционной программы 2014-2016, расходы на дорожное строительство точно сокращают в 1,5 раза - с 413 до 273 млрд. рублей за 3 года. Десятки важных дорожных объектов сдвинуты по срокам, а многие выкинуты совсем. Надо сказать, все это фигурировало в первой же версии АИП 2014-2016, которая вышла сразу после выборов Мэра в сентябре 2013 года. Но тогда многие полагали, что это лишь черновик и выкинутые объекты вернут. Увы, эти ожидания не сбылись: общая сумма затрат на дороги так и осталась на уровне 273 млрд. рублей, а сдвинутыми и выкинутыми оказались еще несколько объектов.
Самым пострадавшим оказался Южный округ. Еще недавно Адресная инвестиционная программа предусматривала строительство в ближайшее время в ЮАО 9 новых транспортных связей по 6 титулам! Должны были построить 1 тоннель и 3 эстакады через железную дорогу, мост Каспийская - Шоссейная через Москву-реку и несколько наземных участков. Я даже написал статью про грядущую дефрагментацию дорожной сети ЮАО. Теперь приходится признать: рано радовался. Из 6 титулов лишь 1 построили, 2 отложили (начало работ после 2016 года), а 3 титула, включая долгожданный мост Каспийская - Шоссейная, вообще отменили!
Мост Каспийская - Шоссейная у платформы Москворечье помог бы разгрузить Братеевский и Нагатинский мосты и устранить многокилометровые перепробеги жителей ЮАО и ЮВАО, создать новые автобусные маршруты. Но стройкомплекс решил его не строить
Вот так выглядят дорожно-строительные планы по ЮАО в динамике.
Строительство участка дороги от ул. Подольских Курсантов до МКАД, выезд на МКАД 2012 - 2013 Построили
Южная рокада. Участок от Балаклавского проспекта до Пролетарского проспекта * 2012 - 2016 Отложили (2016 - 2017)
Участок улично-дорожной сети ул. Элеваторная - ул. Подольских Курсантов - ул. Красного Маяка 2014 - 2015 Отложили (2016 - 2018)
Участок улично-дорожной сети ул. Кирпичные Выемки - Булатниковского проезда - Загорьевского проезда, включая путепроводы на пересечении с Павелецким и Курским направлениями МЖД 2014 - 2015 Отменили
Участок улично-дорожной сети - Дорожной ул. от Кантемировской ул. до МКАД 2014 - 2016 Отменили
Мост через реку Москву в створе ул. Шоссейной 2014 - 2016 Отменили
* Ранее проходил по 2-м титулам: «Южная рокада. Участок от Балаклавского проспекта до ул. Кантемировской» и «Участок улично-дорожной сети от 1-го Котляковского переулка до Пролетарского проспекта», которые теперь объединены.
На начало 2013 года Планы (АИП 2013-2015) Планы (АИП 2014-2016)
В общем, в ближайшие 2 года проблему колоссальных перепробегов в ЮАО не только не решат, но и не начнут решать. Судя по той легкости, с которой пожертвовали дорогами на юге Москвы, совсем не факт, что новые сроки строительства (с 2016) будут соблюдены. Тем более что большая часть средств на них оказалась перенесена за пределы программы, после 2016 года.
Особый цинизм в том, что вредительский проект по демонтажу отбойников на Каширском и Варшавском шоссе никто так и не отменил! Об этом свидетельствует строка 558 АИП 2014-2016, по которой вся сумма по проекту (уже не 400, а почему-то 308 млн. рублей) заложена на 2014 год! Так что, вопреки собственным словам о « приостановке демонтажа ограждений», строители с упорством, достойным лучшего применения, явно рассчитывают снести отбойники до конца 2014 года. И расплатиться со строителями за спроектированную смерть нескольких десятков человек в год в лобовых столкновениях.
В АИП 2014-2016 еще много интересного. Например: - Стоимость 2-й очереди строительства участка 4ТК от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе (строка 338) внезапно выросла на фантастические 33 млрд. рублей (с 44 до 78), а окончание строительства с 2015 перенеслись на 2017 год! - Исчезли строки «строительство» по десятку путепроводов через железные дороги вместо наземных переездов. В том числе по самым ожидаемым - в Щербинке и Ново-Переделкине. Хотя еще недавно эти объекты называли сверх-приоритетными. - Строительство участка Северо-восточной хорды от Фестивальной в центр отложили на 2016-2018 гг.
Все основные изменения мы постараемся проанализировать и отобразить на нашей онлайн-карте дорожных строек (кликабельно).
Вторая плохая новость Департамент строительства Москвы отменил размещение заказа на строительство сразу 8 крупных дорожных объектов. Вот какие дороги ближайший год, судя по всему, не начнут строить:
Северо-восточная хорда: участок от шоссе Энтузиастов до МКАД
Северо-восточная хорда: участок от Измайловского шоссе до Щелковского шоссе
Северо-восточная хорда: участок от Щелковского шоссе до Открытого шоссе
Развязка Ленинградского проспекта у Белорусского вокзала (пл. Тверской заставы).
Реконструкция Варшавского шоссе у Щербинки от Проектируемого проезда до Обводной дороги Подольска, включая развязку с Обводной дорогой.
Реконструкция Волоколамского шоссе от МКАД до Ленинградского шоссе
Реконструкция развязки МКАД с Липецкой улицей
Эстакада через ж/д от Южнопортовой улицы до Проектируемого проезда 3610
Собственно, вторая новость - следствие первой: отменили прежде всего те стройки, которые по новой АИП отменены либо сдвинуты на 2015 год, либо отменены. Но заслуживают внимания 2 обстоятельства: большой художественной силы обоснование «в связи с принятыми решениями» и обстановка секретности, в которой эта отмена проходит. Во всяком случае, на портале стройкомплекса или на сайте Департамента строительства вы эту информацию не найдете. Зато найдете бодрые отчеты о росте дорожного строительства в апрельской новостной ленте.
Вывод печальный: дорожное строительство в Москве сворачивают. Причем выкидывают и переносят самые нужные и необходимые объекты - новые дорожные связки, мосты железные дороги и через реку. И в первую очередь при этом страдает восток, юго-восток и юг Москвы - самая «непрестижная» и обделенная дорогами часть города.
С таким подходом ни о каком функциональном развитии периферийных районов города от ТТК до МКАД) говорить не приходится. Почти все главные дороги и линии метро сейчас ведут в центр, а связей между районами на периферии катастрофически мало. В периферийных транспортно-изолированных мелких кластерах-«дольках» никакие инвесторы не будут строить ни офисные центры, ни культурно-развлекательные объекты. Без дорог периферия так и останется "спальной зоной", транспортным гетто а-ля Бирюлево-Западное. А центр так и останется местом сумасшедшей концентрации рабочих мест.
Невозможно без связной улично-дорожной сети и полноценное развитие маршрутной сети наземного общественного транспорта. Без хордовых, «широтных» связей автобусные маршруты обречены выполнять чисто подвозящую функцию доставки к метро, вместо того, чтобы это метро дополнять и разгружать, прежде всего на направлениях «периферия-периферия».
Очень хочется, чтобы власти Москвы быстрей осознали: без полноценной дорожной сети и транспортной доступности комфортная городская среда и качественная жизнь горожан невозможна. Похоже, шансов на это все меньше…