Обычно о реализованных мероприятиях Probok.net в Москве пишет Саша Шумский
proboknet. Но на сей раз о четырех участках дороги, переразмеченных Департаментом капитального ремонта в октябре, я напишу сам на правах автора предложений и местного жителя.
Переразметка Пролетарского проспекта от улицы Москоречье до улицы Кантемировская. На проспекте всегда было 6 рядов (3+3), причем левые полосы вечно заняты поворачивающими на Кантемировскую и Москворечье. Потом правые полосы сделали выделенными, и для движения прямо осталось всего по 1 полосе! В прошлом году мы предложили быстрое и недорогое решение: сузить все полосы до 3,25-3,5 м и за счет этого выделить слева дополнительную полосу под левый поворот перед обоими перекрестками. (Подробнее
Пролетарский проспект: как из 6 полос сделать 7).
Было (кликабельно)
Запроектировали (кликабельно)
В октябре все это реализовали, вот так Пролетарский выглядит сейчас.
Хорошо видна старая осевая линия, ее скоро сотрут. И знаки по полосам поменяют в соответствии с разметкой.
Результат: количество перестроений вправо перед перекрестками снизилось; для движения прямо добавилось по одной полосе в каждую сторону; пробки в межпиковое время исчезли совсем, да в часы пик стали скорее исключением, чем правилом.
Следующее предложение - переразметка Кантемировской улицы перед Пролетарским проспектом. Ширина Кантемировской 10,5-11 метров. До 2009 года движение здесь было организовано оптимальным образом: 2 полосы по 3 метра к перекрестку, широкая полоса 5 метров от перекрестка, в которой разрешена остановка (рядом ТЦ «Кантемировский» и станция метро). Затем кто-то решил «починить то, что не сломано»: взял и переразметил улицу на 3 полосы по 3,5-3,75 м. Результат: движение к перекрестку с Пролетарским лучше не стало, а проехать от перекрестка без выезда на встречку оказалось невозможно! Ведь парковка в правой полосе никуда не делась, потому для проезда остался «огрызок полосы» шириной 1,6-1,8 метра. И хорошо, если едущие по встречке смещались правее. Если нет, движение просто останавливалось. Особенно страдали автобусы, ширина которых не всегда позволяла проехать даже с небольшим выездом на встречную.
Было с 2009 по 2014 г.
Конечно, можно было бы просто «решить проблему» безмозгло и формально: взять и запретить тут остановку, нагнать эвакуаторов и вообще испортить людям жизнь. Мы страдать такой ерундой не стали, а предложили просто вернуть все как было до 2009 г.
Теперь здесь, как в старые добрые времена, все спокойно разъезжаются и останавливаются. Еще видна старые демаркированная осевая линия.
Конечно, это тактическое решение: учитывая, что здесь пройдет Южная рокада, в перспективе 2-3 лет здесь нужна перехватывающая парковка и расширение проезжей части как на въезд, так и на выезд. Примерно так:
Это предложение имеет хорошие шансы на реализацию, но оно на порядок дороже.
Третье реализованное предложение - переразметка улицы Кантемировская перед улицей Бехтерева. Это одно из самых долгожданных предложений по югу Москвы. Еще в 2011 году мы предложили изменить светофорное регулирование на этом перекрестке, установив правоповоротную секцию со стороны улицы Бехтерева и поменять время фаз.
Этого удалось добиться сравнительно быстро: через год секцию установили, режимы работы поменяли, в результате пробка на ул. Бехтерева и ул. Кантемировская на этом перекрестке исчезла.
Но тут случилось непредвиденное: светофор передали подрядчику, занимающемуся внедрением «Интеллектуальной транспортной системы». За 3 года «интеллекта» у светофора так и не появилось. Зато подрядчик снял левую стрелку с восточной стороны и этим лишил Кантемировскую возможности прямого проезда с востока в одной фазе из 3-х. А заодно (зачем, так и осталось неизвестным) «раздул» время фаз: две из них стали по 60 секунд, третья - 35. Очередной случай немотивированной починки того, что не сломано…
Неудивительно, что в результате такой "оптимизации ломом" пробка вернулась на перекресток, особенно с западной стороны Кантемировской. А пешеходам приходилось ждать перехода через 9-метровую улицу аж 2 минуты (!).
Вернуть левоповоротную секцию оказалось непросто, ведь формально полоса с востока всего одна. Поэтому - а также для снижения аварийности - мы предложили сделать здесь переразметку, разделив потоки прямо и налево по двум полосам.
Вот так это выглядит в проектах.
Было:
Стало:
Разметку уже поменяли. А стрелку вернут и режим светофора поменяют в ближайшие дни. Тогда перекресток наконец можно считать окончательно оптимизированным.
Четвертое предложение: переразмечен участок улицы Москворечье от Котляковской улицы до Пролетарского проспекта. У этой 4-х полосной улицы есть особенность: с северной стороны здесь никто не паркуется, зато с южной спрос на парковку большой. Нечего и говорить, что такие «мелочи» старая разметка никак не учитывала: здесь было 4 полосы по 3,75-4 м. Поэтому при движении по южной стороне у людей был выбор: ехать в 1 полосу согласно разметке или в 2 «по понятиям».
Мы предложили сузить все полосы до 3,25 м и за счет этого «выгадать» 2,5 метра под парковку с южной стороны. То есть привести разметку в соответствие со спросом на парковку и реальной траекторией движения.
Сиреневым - изменение разметки. Раньше там было просто 4 полосы по 3,75 м. Кликабельно.
Что это дало? Повысилась безопасность пешеходов: ширина полос 3,25 м стимулирует соблюдать скоростной режим 40 км/ч (его здесь ввели после гибели нескольких студентов, живших в общежитии МИФИ). Повысилась безопасность водителей: езда в 2 ряда в 1,5 полосы была чревата боковыми столкновениями и сбитыми зеркалами, теперь у каждого собственная полоса. Есть и еще один эффект: разметка мест стоянки уменьшает количество нарушений правил парковки! Именно парковочная разметка стала одним из факторов увеличения порядка в центре Москвы (а не только «платность», парконы и эвакуаторы): нарушать становится психологически некомфортно.
Так что это прецедент: размечая парковочные места вдоль улицы, не обязательно делать их платными! В перспективе по такой или аналогичной схеме нужно разметить всю парковку в Москве, в том числе и бесплатную.
Что дальше с переразметкой?
Хорошая новость: помимо этих 4-х мест, в октябре ДКР реализовал еще около 40 наших разметочных предложений. Самая масштабная работа проделана на Енисейской улице, там изменения аналогичны Пролетарскому: левые повороты обособлены в 7-ю центральную полосу за счет сужения рядов. Много изменений будет в районе «адского круга» Широкой и Осташковской, после которых он должен перестать запираться (
подробнее). О реализации всего этого будут отдельные посты. Скачать программу
"Переразметка", том 1 (150 МВ).
Еще 20 с лишним предложений ЦОДД обещал сделать в рамках так называемой КСОДД: проектирование идет сейчас, внедрение ожидается в 2015-м.
Плохая новость: около 50 предложений программы «Переразметка» пока отклонили. Но мы будем добиваться пересмотра этого решения и повторного рассмотрения предложений. Как и рассмотрения программы «
Оптимизация выделенных полос».
Мы не будем останавливаться на достигнутом. Дороги Москвы обладают колоссальным потенциалом к оптимизации одной лишь разметкой, причем это в 5-10 раз дешевле, чем уширение. В год в столице можно и нужно переразмечать не 40-50, а не меньше 200 мест! Причем Probok.net готов предоставить властям такое количество проработанных предложений: например, сейчас у нас в работе второй том программы «Переразметка» из 100 новых предложений. Дело за властями - ЦОДД и Дептрансом.