Продолжение исследования по Ленинскому (см.
часть I и
часть II). В этой части я расскажу, зачем на Ленинском нужен бессветофорный основной ход и какие проблемы он позволит решить. И подробно разберу пофазники Ленинского.
Если спросить людей, для чего планируется сделать основной ход Ленинского проспекта бессветофорным, большинство, скорей всего, ответит: «Чтобы можно было по Ленинскому быстрей доехать в центр и в область, не стоя на светофорах!». Интересно, что примерно так ответят и сторонники, и противники проекта. Только противники не преминут еще добавить «а в центре все непременно встанут в дикой пробке». (Почему это не так, см.
часть II; впрочем, речь сейчас не об этом.)
Этот ответ - лишь часть правды. Беспроблемный прямой проезд - лишь одна из задач, решаемых тоннелями и эстакадами, бессветофорным прямым ходом. Но он решит другие проблемы Ленинского:
1. С Ленинского трудно повернуть налево или развернуться. Левых поворотов мало, обособленных разворотов всего 2, хвосты ожидающих на левый поворот запирают левый ряд.
2. Ленинский трудно и долго пересекать на транспорте. Хотя пересечений Ленинского много, ожидание на всех них очень длительное, пробка от 10 до 20 минут.
3. Ленинский трудно, долго, а часто и опасно переходить пешеходам. На Ленинском 4 опаснейших нерегулируемых перехода. А ожидание на регулируемых - 2-2,5 минуты в час пик. Более того: для пересечения Ленинского и 2-х соседних улиц (буквой П) нужно до 15 минут! Вот прекрасная
ссылка на эту тему.4. Наземный общественный транспорт на Ленинском перемещается в общем потоке и имеет низкую скорость и провозную способность. Выделенную полосу нарисовали, но не ввели, потому что она убьет движение на Ленинском. Более того, при текущей организации движения ожидающие поворота направо будут мешать автобусам проехать прямо.
При чем же тут бессветофорный прямой ход? А вот при чем: движение по Ленинскому в прямом направлении создает самую большую нагрузку на светофорные перекрестки. Убирая его в тоннель и на эстакаду, мы устраняем главного «потребителя» светофорного цикла из «борьбы» за время светофора! В результате мы получаем возможность добавить на светофорах новые направления (левые повороты), увеличить долю в светофорном цикле и, стало быть, уменьшить время ожидания для поперечных направлений и пешеходов, сократить время светофорного цикла!
На слух все вышесказанное трудно для восприятия. Критики в таких случаях советуют не вдаваться в детали. А мы возьмем и вдадимся! Ниже специальное исследование светофорных пофазников и организации движения на Ленинском проспекте на примере перекрестка с ул. Дмитрия Ульянова, подготовленный Probok.net (
скачать файл).
Текущая схема организации движения на перекрестке Ленинский - ул. Дмитрия Ульянова и Университетского пр-та. Выделенные полосы нарисованы, но не введены.
Текущая схема пофазного разъезда на перекрестке.
В текущем пофазнике обратим внимание вот на что.
1. Светофор работает в нескольких программах, причем в утренний час пик общая длина цикла 3 минуты, в вечерний - 3 минуты 20 секунд!
2. Фаза 5, в которой едут поперечные направления и переходят пешеходы - всего 34 секунды утром (19% времени цикла) и 41 секунда вечером (20%). То есть и пешеходам, и стоящим авто на ул. Дмитрия Ульянова красный горит 2,5 минуты! Для пешеходов это означает время ожидания 2,5 минуты. Для авто с Дмитрия Ульянова - пробку на несколько циклов (от 10 минут до 20, по моему личному опыту; проехать перекресток за 5-8 минут - редкая удача).
3. Левый поворот с Ленинского на Университетский в фазах 3 и 4 утром работает 35 секунд (19%), вечером 28 секунд (14%). Левый поворот на Дм. Ульянова в фазе 4 работает аж 3 (три) секунды всегда (1,5% времени цикла)!
Первая и естественная реакция у тех, кто это видит, такая: «А давайте уменьшим длину фазы для Ленинского в фазах 1 и 2 и тем самым увеличим долю зеленого в цикле для поперечных направлений, левых поворотов и пешеходов». Но это невозможно! Уменьшать фазу Ленинского ЦОДД уже пробовал: в результате пробка на Ленинском быстро росла и хвосты с него запирали перекрестки. Причина проста: пропускная способность перекрестков Ленинского исчерпана, и все переигровки в этой ситуации будут латанием Тришкина кафтана. А если ввести еще и нарисованную уже правую выделенную полосу под автобусы, картина разгрома пропускной способности Ленинского будет довершена.
Теперь посмотрим, что получится по проекту.
Перекресток Ленинский - Дмитрия Ульянова по проекту реконструкции в 3D.
Проект планировки я выкладывал в предыдущих частях, вот фрагмент по перекрестку:
На основании него мы разработали 2 проекта организации движения (ПОДа) (кликабельно).
Соответствующий проекту планировки ПОД.
Улучшенный ПОД с измененной геометрией для повышения пропускной способности.
Обратим внимание: у перекрестка дублеры двойные! Необходимо принципиальное решение: с левого (распределительного) дублера разрешить проезд только прямо и налево, а с правого (местного) - только прямо и направо. Для правых поворотов с распределительного дублера на поперечные направления предусмотреть до перекрестка направленные съезды на местный дублер. Такое решение позволит не допустить помех для ОТ на выделенной полосе и упростить светофорное регулирование.
Надо отметить, что сейчас в проекте планировки на соседнем перекрестке с Ломоносовским проспектом правые повороты разрешены с обоих боковых дублеров. Это ошибка, которую необходимо исправить. Исправить ее можно либо применением аналогичного решения, либо запретом прямого хода с местных дублеров (с сохранением правого поворота с левого, распределительного дублера).
Но вернемся к перекрестку. Вот схема организации движения по светофорами и знаками (кликабельно):
Перейдем к пофазникам. Возможных вариантов несколько. Мы разработали 4.
Вариант 1.
2 основные фазы с заполнением карманов
+ 2 короткие подфазы по 6 сек. для освобождения карманов
Плюсы
+ Позволяет всем участникам движения преодолеть перекресток с минимальной задержкой.
Минусы
- Повышение нагрузки может привести к переполнению карманов.
- Пешеходные переходы на зеленый пешеходный одновременно с поворачивающими направо машинами. Не применяется в Москве, хотя и допускается ПДД и ГОСТами.
Рекомендации. Допустимо применять в периоды небольших нагрузок (ночью).
Вариант 2. Три основных фазы с приоритетом дублеров Ленинского проспекта
+ 1 короткая подфаза 6 сек. для освобождения карманов
Плюсы
+ Отсутствует вероятность затора из-за переполнения карманов в фазах 2 и 3.
+ Максимальная безопасность пешеходов: фазы движения автомобилей и пешеходов полностью разделены
Минусы
- Время ожидания при пересечении перекрестка больше, чем в варианте 1. Но все равно значительно меньше, чем сейчас.
- Есть небольшая вероятность переполнения карманов поворачивающими налево в фазе 1 (с поперечных
направлений). Особо это касается перекрестков, где длина карманов меньше (например, с Ломоносовским).
Рекомендации. Предлагается к применению на перекрестках, где левоповоротные потоки с Ленинского превышают левоповоротные с поперечных направлений. Требует анализа потоков.
Вариант 3. Три основных фазы с приоритетом поперечного направления
+ 1 короткая подфаза 6 сек. для освобождения карманов
Плюсы
+ Отсутствует вероятность затора из-за переполнения карманов в фазах 2 и 3
+ Вероятность затора в фазе 1 меньше, чем в варианте 2, т.к. в заполнении карманов не будет участвовать общественный транспорт: маршрутов, поворачивающих здесь с Ленинского проспекта налево на поперечные улицы, не существует
+ Максимальная безопасность пешеходов: фазы движения автомобилей и пешеходов полностью разделены
Минусы
- Время ожидания при пересечении перекрестка больше, чем в варианте 2. Но все равно значительно меньше, чем сейчас.
- Есть небольшая вероятность переполнения карманов поворачивающими налево в фазе 1 (с Ленинского проспекта).
Рекомендации. Рекомендуется к применению на перекрестках, где левоповоротные потоки с поперечных направлений превышают левоповоротные с Ленинского проспекта. И на перекрестках, где карманы под левоповоротные потоки с поперечных направлений короткие. Требует анализа потоков.
Вариант 4. Четыре фазы без заполнения карманов
Плюсы:
+ Вероятность заторов из-за переполнения карманов исключена.
+ Максимальная безопасность пешеходов.
Минусы:
- Наибольшее время ожидания. Но все равно меньше, чем сейчас.
Рекомендации. Рекомендуется к применению в часы пик, а также на наиболее склонных к заторам перекрестках. При достаточности пропускной способности может быть рекомендован к применению на всех перекрестках.
Схема движения ОТ на том же перекрестке. (кликабельно)
Троллейбусы 4, 33, 62, 84 - по Ленинскому проспекту прямо в обоих направлениях
Автобус 57 - с Университетского проспекта на ул. Дм. Ульянова и обратно
Автобус 111 - с Ленинского проспекта со стороны центра на Университетский проспект и обратно
Автобус 119 - с Ленинского проспекта со стороны области на ул. Дм. Ульянова и обратно
Два нюанса
Минимальную продолжительность фаз выше мы определили исходя из времени, необходимого пешеходам для перехода проезжей части (по формуле T, с = 1,3 м/сек. х L, м + 5 сек). Фактическое время, конечно, требует расчета интенсивности потоков. Межфазные интервалы не учтены, их можно либо включить в указанное время, либо прибавить к циклу 6 секунд х количество фаз.
Итак, какой эффект даст реконструкция Ленинского на примере этих пофазников?
1. Сокращение длины цикла, а значит - сокращение времени ожидания всем направлениям.
- Длина цикла может быть от 1 до 2 минут! Сейчас 3-3,5 минуты.
- Время ожидания пешеходам и пересекающим Ленинский направлениям можно сделать от 30 секунд до 1 минуты! Сравним с нынешними 2-2,5 минутами!
- При этом долю «зеленого» в цикле для всех направлений можно повысить до 25-50% (сейчас у многих 1,5%-15%)!
2. 10 новых разворотов и 5 новых левых поворотов резко снизят перепробеги и повысят связность УДС (улично-дорожной сети) в районе Ленинского.
Благодаря тоннельному и эстакадному прохождению основного хода Ленинского такую же схему движения можно будет применить на всех перекрестках! И ввести 5 новых левых поворотов там, где левых поворотов с Ленинского сейчас нет:
- 2 левых поворота на перекрестке с Ломоносовским проспектом (и в центр, и в область)
- 2 левых поворота на перекрестке с ул. Кравченко и ул. Ак. Пилюгина (и в центр, и в область)
- 1 левый поворот на ул. Лобачевского (в центр)
-
Впрочем, если где-то такую схему и не введут - в районе Лобачевского и Кравченко-Пилюгина развороты сразу за перекрестком. Т.е. левый поворот можно будет совершить с ничтожным перепробегом. Все это значительно снизит перепробеги и повысит транспортную и пешеходную доступность районов по двум сторонам Ленинского.
Можно, конечно, припомнить 2 отменяемых левых поворота и прямой ход ул. Строителей - ул. Панферова. Но нужно понимать, что эти левые повороты востребованы во многом из-за отсутствия таковых с Ломоносовским! А транзитный трафик по этим местным улицам вынужденный.
3. Выделенную полосу на Ленинском можно будет ввести без риска «поставить» и проспект, и поперечные направления. Более того - после реконструкции можно исключить правые повороты с выделенной полосы. Если ввести ее сейчас, правые повороты с выделенки неизбежны.
Если ее ввести сейчас, печальный итог неизбежен. Если при введении выделенки сейчас оставить пофазник таким же, как он есть, пострадает Ленинский. Если увеличить фазу Ленинского для компенсации «отобранной» полосы - окончательно встанут поперечные направления.
По проекту же, как видно из пофазников, автобусам, движущимся прямо по выделенной полосе, поворачивающие направо мешать не будут. Т.к. последние должны будут съехать раньше на правый дублер, и сворачивать уже с него. А значит, маршрутная скорость автобуса на выделенке будет выше, чем, например, если ввести выделенную полосу сейчас.
Выводы
- Проект реконструкции действительно улучшит жизнь всем участникам движения - пешеходам, наземному общественному транспорту, личному транспорту. И пересекающим Ленинский, и поворачивающим с него, и едущим прямо.
- Других способов решить все эти проблемы не существует. Во всяком случае, их никто не предложил.
- Те, кто утверждает, будто реконструкция Ленинского выгодна только автомобилистам, либо не стали вдаваться в детали, либо сознательно вводят людей в заблуждение.
Главный вопрос: сделают ли проектировщики организацию движения и светофорного регулирования «по уму»? Probok.net этого будет добиваться. Мы обязательно перешлем им материалы этого исследования и будем следить за появлением проектных материалов.