Последние 20 лет десятки тысяч людей ежедневно испытывали боль и унижение, проезжая по Варшавскому шоссе через перекресток у метро Нагатинская. Это и впрямь было мучительно: мало того, что очень медленно (3-5 км можно было ехать целый час), так еще и непредсказуемо: в глухой затор тут можно было попасть и поздно вечером, и рано утром, и в обед, и по выходным. Причина не только и не столько в слиянии Каширского и Варшавского шоссе, а прежде всего в двух криво и несинхронно настроенных светофорах!
Почему в прошедшем времени? Потому что у меня для вас отличная новость: 22 января Центр организации дорожного движения, наконец отрегулировал оба светофора на перекрестке Варшавского шоссе и Нагатинской улицы. И теперь здесь работает схема пофазного разъезда, которую мы предложили в апреле 2014 года (« Светофорный синхрон, или Как ускорить Варшавское шоссе»).
В чем хитрость этой схемы? В том, что в одну-единственную фазу номер 5 объединены оба пересекающих Варшавское шоссе левых поворота - с Нагатинской и от платформы Нижние котлы. В остальных 4-х фазах едет само шоссе! Первые три из них нужны, потому что есть еще пешеходы и трамваи, идущие и едущие параллельно Варшавскому шоссе, так что правые стрелки нужно иногда выключать. А коротенькая фаза 4 позволяет освободить пространство между светофорами для левоповоротных потоков в фазе 5.
Попутно выяснилось, что наземный пешеходный переход через Варшавское шоссе (который по проекту подлежал ликвидации!) вовсе не мешает движению. Люди могут переходить дорогу в той же самой 5-й фазе, достаточно лишь выключить правую стрелку. Так что пешеходный мост можно было и не строить, сэкономив городу десятки миллионов рублей. Конечно, если бы гениальный проектировщик "Мосинжпроект" удосужился сначала разработать светофорный пофазник, а уж потом решал бы, где пешеходный мост увеличит пропускную способность трассы, а где на нее не повлияет.
Впрочем, хуже от моста не будет. Теперь у людей есть выбор: ждать 2,5 минуты на светофоре или подняться-спуститься по переходу. Знаю тех, кто тут же потребует не просто сохранить переход (кстати, это еще надо оформить юридически), но и "сократить ожидание пешеходов". Последнего здесь нельзя, так как это резко снизит длительность и долю времени зеленого Варшавскому шоссе и мгновенно вернет глухой затор обратно. В результате, сократив "ожидание перехода" тысячам человек на 1 минуту, мы увеличим "ожидание проезда" другим тысячам человек на 10-30 минут. Говоря в скобках, тезис "ожидание пешеходами на магистралях не более 30-60 секунд" в Москве вообще нереализуем на 80% перекрестках магистралей. Такой глупый популизм могут предлагать только совершенно не разбирающиеся в светофорном регулировании транспортные экстремисты. Но вернемся к теме.
Почему на Нагатинской было плохо раньше? Это довольно просто. Чтобы "выровнять" пропускную способность узла у Нагатинской с соседними перекрестками, светофор Варшавскому должен гореть зеленым 75-80% времени. А он раньше горел лишь 40-60%! Скажем, полтора года назад два светофора работали в таком вот рассинхроне.
Север перекрестка с Нагатинской. Цикл 90 сек.
Фаза 1: 45 сек Фаза 2: 27 сек Фаза 3: 18 сек
Юг перекрестка с Нагатинской. Цикл 200 сек.
Фаза 1: 55 сек Фаза 2: 65 сек Фаза 3: 60 сек Фаза 4: 20 сек
Было еще несколько промежуточных вариантов, то с синхроном, то без. Потому как этими светофорами занимались три организации: "Ингеоком" по проекту реконструкции Варшавского шоссе, "Ситроникс" по проекту "интеллектуальной транспортной системы" и собственно ЦОДД. Теперь все это позади.
Что же получилось в результате регулировки? Что и ожидалось - Варшавское шоссе поехало. Посмотрите на снимок Яндекс-пробок в 20:20 в первый же день, четверг 22 января. Таким «зеленым» Варшавское шоссе бывает лишь глубокой ночью и в новогодние праздники. Да, пробки в городе всего 3 балла. Но на соседних магистралях - Севастопольском, Профсоюзной, Андропова - все красным-красно.
Конечно, в 18-19 часов карта пробок не такая зеленая. Но и наблюдаемая в эти часы «желто-красная» скорость 10-20 км/ч для этого участка - настоящий прорыв в сравнении с обычными здесь 5-7 км/ч.
Столь же приятная картина наблюдалась вечером пятницы, хотя в этот день был сильный снег и заторы 5-6 баллов. Пробки на Варшавском начались позже, чем на остальных магистралях, были не такими тяжелыми. И закончились раньше.
16.40, пятница 23.01 17.30, пятница 23.01
Да и утром 23-го, несмотря на снегопад, улучшение было заметно невооруженным взглядом. Длина пробки на подъезде к Нагатинской с юга сократилась и на Каширском, и на Варшавском шоссе! А к 12 часам затор исчез совсем. На Андропова красная пробка наблюдалась еще целый час.
Интересно, что эффекту не очень повредила «светофорная» ложка дегтя: схема пофазного разъезда в оба светофора «залита» правильная, но полной синхронизации между ними пока нет. Потому Варшавское шоссе едет не 75-80% времени, как ему положено, а 60-80% в зависимости от того, как программы двух светофоров «ложатся» друг на друга. Впрочем, эту проблему в ЦОДД обещают решить в самое ближайшее время. Тогда «желто-зеленая» скорость 20-25 км/ч для перекрестка с Нагатинской окончательно станет нормой даже в часы пик! А длительность заторового периода на Варшавском еще уменьшится.
Что дальше с Варшавским шоссе? Мы с ЦОДД решили не останавливаться на достигнутом. Теперь, когда главное узкое место на Варшавском шоссе устранено, самое время заняться «протяжкой» всех остальных светофоров Варшавского шоссе и Большой Тульской улицы, подстраивая их под новую пропускную способность перекрестка с Нагатинской.
Первый же день работы в новом режиме выявил узкие места. На схемах выше видно, что вечером движение встало на перекрестках с Чонгарским и Черноморским бульварами. Причина простая: оказалось, светофор на Чонгарском работает в неправильном режиме: «зеленый» Варшавскому горит всего 60 секунд, а должен 120-140 секунд! Обязательно добьемся исправления.
Возможно, потребуется поменять кое-что и на других «южных» светофорах - с Балаклавским проспектом, у дома 110, с Сумским проездом и Сумской улицей. Кстати, наше предложение по первым двум из этих светофоров было реализовано раньше: теперь там светофоры работают в синхронном режиме. Примерно так, только длина фаз отличается по времени суток.
Некоторым светофорам "Варшавского направления" регулировка нужна только в определенное время суток. «Вечерняя протяжка» явно не повредит светофорам на площади Серпуховской заставы и с Нагорным проездом: там есть затруднения, даже когда Варшавское шоссе перед Нагатинской уже зеленое. Что до утреннего режима, первые кандидаты - перекрестки с Нагорным и Новоданиловским проездами. Пока они вроде бы справляются, но как только Нагатинскую до конца синхронизируют, справляться перестанут. Особенно это касается перекрестка с Нагорным: "зеленый" Варшавке на нем горит 75% времени, а скорость снижается из-за моста и рельефа.
Всем этим Пробок.нет займется в ближайшее время, а ЦОДД обещает оперативно реализовать. Постараюсь опубликовать наши предложения загодя. Надеюсь, вся эта тонкая настройка займет не больше пары месяцев. К счастью, часть светофоров на Варшавском уже подключена к системе дистанционного управления, что упрощает задачу.
Что же с остальными магистралями ЮАО? Пролетарский проспект мы уже неплохо подготовили в росту нагрузки, добившись его переразметки с 6 полос на 7. Следующие на очереди - несколько светофоров на Липецкой и главное, гадкий перекресток Бакинской и Севанской. А вот проспект Андропова одними светофорами протянуть не удастся: нужно отменять выделенную полосу на метро-мосту и не только. Есть у нас и предложения по Каширскому шоссе, нагрузка на которое тоже возрастет. Но и там светофорами уже мало что можно исправить, да и решения требуются не от ЦОДД, а от Департамента транспорта. Об этом поговорим в следующей статье.
Расскажите о своих старых и новых впечатлениях от светофора на Нагатинской. Что еще на Варшавском шоссе надо исправить и почему?