Для начала я поясню, почему я вообще взялся писать на эту тему. Как кто-то из вас знает, вот уже несколько лет я профессионально занимаюсь квартирными ремонтами от локальных работ до комплекса "под ключ". За это время мне неоднократно доводилось видеть последствия работы, далекие от идеала; хозяев квартир, недовольных этими последствиями или срывом сроков работ; различные нарушения СНиПов и ГОСТов, в том числе критичные с точки зрения безопасной жизни в квартире.
Многие из вас слышали от других истории (а многие и попадали в такие ситуации лично), как бригада взялась за работу, вытянула вдвое больше денег, работала четыре месяца вместо двух, а в результате сделала только половину, да и ту через жопу. Увы, на рынке квартирного ремонта (как, на самом деле и в любой другой отрасли) работает очень много людей абсолютно не умеющих делать то, за что берется, но жаждущих получить за это много-много денег.
Универсального рецепта, как не попасть в такую ситуацию нет, но можно снизить вероятность ее возникновения. Надеюсь, что мои заметки помогут вам в этом.
Начало ремонта
Прежде чем начать ремонт нужно определиться с тремя ключевыми моментами: проектом, бюджетом и исполнителем.
Вы не просто должны хорошо представлять себе, что хотите получить в результате. Проект должен быть понятен исполнителю и утвержден до начала работ. Любые идеи, которые возникают по ходу работы (даже самые незначительные) способны не только увеличить время выполнения, но и серьезно повлиять на стоимость. Да, часто бывает ситуация, когда выбор инженерного решения или появление дополнительных работ зависит от результатов "вскрытия" старой отделки. Но этот момент должен оговариваться заранее, и у вас должен быть резерв бюджета на такие неожиданности.
Никогда не начинайте ремонт с дефицитом бюджета, иначе вы рискуете остаться с разгромленной квартирой, пустым кошельком и недовольной бригадой, требующей денег. Есть аксиома: ремонт всегда съедает больше, чем вы планируете потратить.
Выбор исполнителя - задача нетривиальная. Можно искать на различных ресурсах-агрегаторах, можно пользоваться рекомендациями знакомых и т.п. Но конечный выбор должны делать лично вы, поскольку вам жить в этой квартире, и именно вы тратите свои деньги.
Самый главный критерий - профессионализм исполнителя - вы скорее всего проверить не сможете, кто захочет пускать в свою квартиру постороннего, чтобы тот оценил качество работы бригады? Да и много случаев, когда в одной квартире делается все идеально, а в другой - как попало. Портфолио, во-первых, не всегда говорит о чем-то, а во-вторых, не всегда принадлежит конкретному мастеру. Отзывы могут быть липовыми, а кроме того не всегда объективны. Поэтому вам придется пользоваться косвенными данными. Например, не стесняйтесь задавать вопросы при обсуждении проекта. Спрашивайте про технологии, про материалы, про порядок работ, про вашу серию дома, да вообще обо всем, и не только слушайте ответы, но и наблюдайте за реакцией. Хороший исполнитель скорее всего будет говорить уверенно, но без излишней самоуверенности, и если в каком-то решении будет не уверен, то честно признается и предложит варианты. Иногда помогают "ловушки" в проекте, когда вы включаете туда заведомую ерунду, противоречащую СНиПам или здравому смыслу. Например, предлагаете проштробить канал в потолочной плите перекрытия к месту подвеса люстры.
Второй важный критерий - исполнитель должен быть вам комфортен в общении, будь то панибратское "слышь, давай тут пару розеток запендюрим" или чопорное "не затруднит ли вас проштробить здесь канал?". Чем ближе ваши отношения к равноправному партнерству, тем больше шансов получить именно то, что вы хотите.
Если ремонтник пытается подавить "интеллектом" или опытом, говорит с пренебрежением или демонстрирует оное как к заказчикам, так и к коллегам-конкурентам - скорее всего ничего хорошего он вам не сделает, он слишком высокого мнения о себе, чтобы отвлекаться на такую мелочь как качество.
Если же наоборот вы пытаетесь поставить исполнителя в рамки "я начальник, ты дурак", то хороший мастер не будет с вами работать. Он слишком уважает себя и свой труд, и скорее всего вы при таком раскладе наймете безрукого и неуверенного в себе работника, который будет уныло косячить раз за разом. Зато дешево.
Еще важный момент: у хорошего мастера всегда свой инструмент. Если вам предлагают купить на ремонт болгарку-шуруповерт-перфоратор и т.п. - это не мастер, а одноразовый халтурщик. Да, бывает ситуация, когда у мастера нет какого-то инструмента, и прямо сейчас нет денег на его покупку, но в этом случае деньги на этот инструмент выделяются из зарплатной части, то есть мастер все равно его покупает себе за свои деньги. Это не относится к одноразовому инструменту типа шпателей, кистей и валиков. Это расходники, которые могут быть, как включены в стоимость работы или материалов, так и считаться отдельно.
Часть 2