Человеческие качества
10.10.2011
bulochnikov.livejournal.com/469708.html "Исследователь лаборатории биологического поведения университета Нанси Дидье Дезор поместил в одну клетку шесть крыс с целью изучить их плавательные способности. Единственный выход из клетки вел в бассейн, который было необходимо переплыть, чтобы добраться до кормушки с пищей. Вскоре выяснилось, что крысы не плыли вместе на поиски пищи. Все происходило так, как будто они распределили между собой роли. Там было два эксплуатируемых пловца, два эксплуататора, которые не плавали, один независимый пловец и один неплавающий козел отпущения. ... Такой же результат исследователь получил, поместив в одной клетке шесть эксплуатируемых, шесть автономов и шесть козлов отпущения. ... Исследователи Нанси продолжили эксперимент, исследуя мозг подопытных. Они пришли к выводу, что наибольший стресс испытывали не козлы отпущения или эксплуатируемые, а как раз наоборот, эксплуататоры. Они, несомненно, опасались потерять свой статус привилегированных и быть вынужденными однажды самим начать работать".
Так же распределяются роли и в человеческих коллективах. Особенно, когда теряются наработанные социальные связи - в тюрьме и на зоне. При Берии пробовали отделять друг от друга в отдельные отряды воров, мужиков и опущенных. Так вот: среди них тут же появлялись те же касты. Воры, мужики и опущенные возникали и среди бывших воров, и среди бывших опущенных. И среди бывших мужиков. А ещё были "один на льдине" - аналог крысинного автонома. Автоном должен быть сильным, но без выраженного инстинкта власти. Сила - понятие относительное. И для пропитания должно быть достаточное количество плавцов. Больше не нужно, но и меньше тоже. При другом составе стаи, автоном может оказаться самым слабым и его опустят. Смысл в том, что опущеный служит назиданием работяге, что его доля не самая худьшая. Может быть и хуже. И в тоже время даёт повод работяге гордиться перед опущеным своим относительно высоким социальным статусом. Что стабиллизирует статус-кво в прайде."
17.10.2011
anthropology-ru.livejournal.com/589834.html "Стэ́нфордский тюре́мный экспериме́нт -
психологический эксперимент, который был проведён в 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент представляет собой психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной роли на поведение. Из 24 психологически здоровых студентов, 12 были выбраны на роль "стражников" тюрмы и 12 - на роль "заключённых". Их поместили в условия, похожие на настоящую тюрьму. За 1 день все настолько вжились в свои роли, что "стражники" превратились в настоящих мучителей, а заключенные - в беспомощных, отчаявшихся заключенных в безвыходной ситуации. У них начались психологические и эмоциональные расстройства и даже болезни. Эксперимент прекратили после 6 дней, хотя он был запланирован на 14, потому что стал опасен. Многие охранники расстроились, когда эксперимент был прерван раньше времени.
Вывод: Большинство зла в мире происходит не из-за плохих мотивов, а из-за того что тебе говорят: "Будь частью нашей команды, делай как все". Тогда человек чувствует, что он не несет ответственности сам, а это моя роль, так мне приказали, то он позволяет себе делать вещи, которые он бы никогда не сделал в обычных условиях.
Спустя два месяца после эксперимента, один из стражников сказал, "Я действительно никогда бы не смог поверить, что я способен на такое поведение. Я был шокирован тем, что я стал таким, и когда я это делал, я не чувствовал ни сожаления, ни вины. Только потом, когда я начал размышлять про это, я понял что это какая-то часть меня, которую я никогда раньше не замечал". Даже когда одному заключенному дали шанс выйти из тюрьмы, объяснив, что эксперимент закончен, он был так глубоко погружен в роль, что не мог это воспринять. Он волновался больше про свою репутацию в тюрьме, что он должен вернуться, чтобы доказать другим заключенным, что он не предатель.
Окружение определяет и делает человека под стать себе. Поэтому так важно создать подходящее окружение, в соответствии с той целью, которую ты желаешь достичь."
18.10.2011
yuzilla.livejournal.com/661026.html "40 не всегда приятных фактов о людях. За последние три года психологи, социологи и нейрофизиологи получили много новых данных о человеческом поведении. Иногда, конечно, результаты исследований не удивляют, но теперь они подтверждены экспериментально. Я собрала выводы ряда исследований, в скобках - статьи, где описываются сами эксперименты. Конечно, не все люди себя ведут именно так. Однако при взаимодействии с другими, общие тенденции стоит учитывать.
Мораль
1. Люди склонны совершать аморальные поступки или не выполнять чью-то просьбу о помощи, если для этого не надо прикладывать усилий или не придется отказывать человеку впрямую.
2. Однако, больше людей ведут себя «как положено», если они должны принять моральное решение на виду у кого-то. В прямой просьбе о помощи, о пожертвовании или о сборе подписей отказывают реже. (“Why do people behave badly?”)
3. В половине случаев люди обманывают, чтобы получить какой-то ресурс - от чего-то материального до внимания, уважения или более высокого статуса.
4. Ложь требует больших ментальных усилий. Человеку одновременно приходится удерживать в голове ложь - чтобы ее говорить, и правду - чтобы ее скрывать. В результате он произносит более простые предложения и хуже справляется с задачами на сообразительность. (“The evolution and psychology of self-deception”)
5. Когда за людьми наблюдают, они ведут себя лучше. Причем иллюзия наблюдения работает тоже. Достаточно было повесить фотографии глаз в столовой самообслуживания, чтобы большее число людей стало убирать за собой посуду. (“How the illusion of being observed can make you a better person”)
6. При этом поведение влияет на мораль (да-да). Люди, солгавшие, обманувшие кого-то или совершившие другой аморальный поступок, после этого по-другому оценивают, что есть хорошо и что плохо. (“The science of why we cheat”)
7. Желание казаться моральными часто приводит не к моральному поведению, а к более изощренным способам оправдания аморальных поступков. (“I read Playboy for the articles: Justifying and rationalizing questionable preferences”)
8. Моральные, благородные поступки (даже такие, как сознательная покупка товаров, сделанных без ущерба для природы) нередко действуют как индульгенция. После этого в конфликтных ситуациях люди поступают менее морально - как будто уже выполнили на этот день свою долю добрых дел. (“Behind the (leafy) curtain”)
Восприятие людей
9. Черты личности незнакомого человека могут достаточно точно определяться по фотографии. Особенно, если на фотографии человек в естественной позе и обстановке. При этом проще и точнее определяют черты личности мужчин. Внешность женщин более подвержена социальным стандартам. (“Personalities traits could be accurately judged by photo”)
10. Привлекательная честная внешность может легко ввести в заблуждение. Люди склонны более доверять внешности, чем искренности. Даже профессионалы считали честными лгущих людей с искренними манерами в 86% случаев. (“Looks can kill - you better judgement”)
11. Внешность играет огромную роль даже в голосовании и выборе политиков. Избиратели делают вывод о компетентности политиков по зрелости лица и физической привлекательности. Разумеется, неосознанно. (“On the faceofit, voting’s superficial”)
12. При этом, черты личности оказывают влияние на восприятие внешней привлекательности. После того, как люди узнавали негативную информацию о тех, кого посчитали красивыми, их мнение менялось. (“Personality traits influence perceived attractiveness”)
13. Иерархия настолько важна для человека, что ее понимание заложено с младенчества. Младенцы понимают, что более сильные особи побеждают более слабых, и выражают удивление, когда видят обратное. (“Babies understand that bigger beasts usually top the pecking order”)
14. Более успешных и богатых считают более умными, мудрыми и т.д., и наоборот. И зачастую люди склонны думать, что те, кто добился успеха, и те, на чью долю выпали страдания, заслуживали это. («Несовершенная случайность», Млодинов)
Отношения с другими
15. Люди стремятся унизить других, когда не уверены в себе. Испытуемые, которым сказали, что они плохо прошли тест на IQ, высказывали больше национальных и религиозных предубеждений, чем те, кому сообщили о высоких результатах.
16. При этом люди искренне уверены, что их негативное мнение о других искренно и не имеет никакой связи с их понизившимся мнением о себе. Унижение других помогает восстановлению самооценки. (“The evolution and psychology of self-deception”)
17. Не исключено, что помощь другим людям связана с опосредованным личным интересом. Ученые называют это «непрямой взаимностью». Люди склонны помогать тем, кто сам считается «хорошим» человеком, помогающим другим. Поэтому репутация хорошего человека - залог будущей поддержки. (“Using mathematic stoidentify good guys”)
18. Счастливее не тот, у кого денег много, а тот, у кого больше, чем у соседа. Частично на этом основывается и неудовлетворенность большими деньгами. Люди постоянно сравнивают себя с соседями. Разбогатев, они начинают вращаться в новых кругах, где у людей денег еще больше, и возвышаться над окружающими нелегко. ("В плену наивной корысти")
Гнев и агрессия
19. Люди с высоким уровнем тестостерона получают наслаждение от гнева других. (“Hight estosterone people feel rewarded by others’ anger”)
20. Гнев усиливает в людях желание обладания. Люди прилагают больше усилий к получению объекта, который ассоциируется у них с сердитыми лицами. Раньше это считалось только свойством положительных эмоций. (“Anger makes people want things more”)
21. Сердитые женщины воспринимаются как мужчины. Очень сильны подсознательные ассоциации гнева с мужчинами и счастья с женщинами. Настолько сильны, что могут повлиять на определение пола человека - конечно, только при быстром взгляде. (“Are angry women more like men?”)
22. Ложка сахара снижает агрессию. Для подавления агрессивных импульсов требуется самоконтроль, а самоконтроль требует энергии. Глюкоза поставляет эту энергию в мозг. Люди, которые пили лимонад с сахаром, через несколько минут менее агрессивно реагировали на беспокойного незнакомца, чем люди, которые пили лимонад с заменителем сахара. (“A spoonful of sugar helps the rage go down”)
Сбор информации и принятие решений
23. Обычно люди ищут желаемую информацию и пропускают нежеланную. Конечно, невозможно точно предсказать, где что встретишь. При этом, можно выбрать источник, в котором скорее появится информация, которую человек готов воспринять - те или иные газеты, авторов и т.д. (“Thehappinesshypothesis” byJonathanHeidt).
24. Однако, люди могут воспринимать и нежеланную информацию, если чувствуют себя уверенно и спокойно. (“The evolution and psychology of self-deception”).
25. Чем сложнее решение, которое необходимо принять, тем более люди склонны оставлять все, как есть. (“Exploring status quobiasin human brain”).
26. Если в магазине слишком большой выбор и люди не могут сходу определить, какой из товаров лучше - они уйдут без покупки. (“Consumers stop buying as number of options increases”).
27. Когда люди чувствуют, что не контролируют происходящее, они склонны видеть несуществующие закономерности в несвязанных между собой картинках и верить в теории заговора.
28. Исходя из этого, процент верующих людей в стране достоверно предсказывается по уровню безопасности существования (здравоохранение, жизнеобеспечение, возможность заработать на жизнь и т.д.) (“The evolution and psychology of self-deception”).
29. Люди сожалеют о быстро принятых решениях, даже если результаты их устраивают. При этом важно не фактическое время, отведенное на решение. Важно, чувствует ли человек, что времени было достаточно. (“Quick decisions createre gret”).
30. Зато мытье рук существенно снижает сомнения по поводу правильности принятого решения. (“Washing Away Postdecisional Dissonance”).
Странности нашего мозга
31. На поведение людей влияют телесные ощущения. Например, есть стойкая ассоциация между ощущением тяжести и «важностью», «серьезностью», «весомостью». Люди оценивали человека как более серьезного и стабильного, если его резюме подавалось в тяжелой папке, и наоборот.
32. Точно так же, ощущение жесткости и твердости делает людей негибкими. Сидящие на жестких стульях были более неуступчивы в переговорах.
33. Ощущение шероховатой поверхности вызывает в людях ощущение сложности в отношениях между людьми, а холод тесно связан с чувством одиночества. (Incidental haptic sensations influence social judgments and decisions).
34. Административные границы, обозначенные на картах, дают людям психологическое ощущение безопасности. Если природное бедствие (шторм, лесные пожары и т.д.) происходит в другом районе, а уж тем более, в другой стране, люди склонны менее серьезно к этому относиться, даже если район совсем рядом. Поэтому при объявлении об опасности лучше говорить о непосредственном расстоянии до места стихийного бедствия. (“Borderbias: mapping risk and safety”).
Разное
35. Стремление к покупкам и накоплению материальных благ - часто следствие несчастливого детства. (“Consumeris man dits discontents”)
36. Не все риски воспринимаются одинаково. Один и тот же человек может бесстрашно прыгать с парашютом, но бояться возразить начальнику. Или дрессировать тигров, но стесняться познакомиться с симпатичной женщиной. (“Notallriskis create dequal”).
37. С возрастом здоровые люди позитивнее трактуют любые события. Возможно, потому что более слабой иммунной системе пожилых сложнее справляться с последствиями негативных эмоций. (“Wisdom comes with age, at least when it comes to emotions”).
38. Приматы лучше усваивают информацию, если она поступает от самки. Это, возможно, обеспечивает эволюционное преимущество, так как самцы часто покидают группу, находя других партнерш, и уносят усвоенные навыки, тогда как самки с детенышами остаются. Самки составляют социальное ядро группы, которое обладает более высоким социальным статусом, чем самцы, а также большим объемом знаний о пищевых ресурсах в районе обитания группы. («Доминантная самка - лучший учитель»).
39. Дети с высоким уровнем интеллекта (IQ) вырастают более либеральными, с широкими взглядами на жизнь, терпимыми к любым человеческим проявлениям. (“Does smart equal liberal?”).
40. У скуки есть светлая сторона. Скучающие люди нередко ищут возможность сделать добрые дела, поскольку развлечения им надоели и не привносят смысл в их жизнь. (“Boredom is good for you”).
И на закуску!
1.Люди на 1 см выше утром, чем вечером. В течение дня суставы сжимаются.
2.Большая часть пыли в доме представляет из себя мертвый слой кожи.
3.Указательный палец на руке - самый чувствительный из всех
4.Организм человек создает и убивает 15 миллионов эритроцитов в секунду!
5.При переедании на время ухудшается слух.
6.Во время обеда человек глотает около 295 раз.
7.Если 1 миллиард человек подпрыгнет одновременно, то по силе это будет равно около 500 тоннам TNT
8.На земле больше живых людей, чем количество умерших за все время
9.Чем холоднее в комнате, в которой Вы спите, тем больше вероятность дурного сна.
10.Наибольшее количество укусов насекомых приходится на ноги.
11.Женщины моргают в два раза чаще, чем мужчины
12.Для организма лучше 2 четырех-часовых цикла сна, нежели 1 восьмичасовой
13.Рост бороды в среднем составляет 140 мм в год
14.Ежегодно умирает 4 млн. человек от инфекции, вызванной плохими санитарными условиями
15.Диаметр мужских волос в два раза превышает женский
16.Наиболее быстро ноготь растет на среднем пальце.
17.По статистике человек ходит в ванную комнату 6 раз в день
18.Продолжительность жизни вкусового рецептора - 10 дней
19.Самым молодым родителям в мире было 8 лет и 9 и жили в Китае в 1910
20.Наибольший известный почечный камень весил 1.36 килограмма
21.По статистике человек за свою жизнь человек проводит 3350 часов, удаляя 8,4 метров щетины
22.Пишущие правой рукой люди, как правило, жуют пищу на правой стороне, а те, кто пишет левой жуют на левой.
23.Каждые семь секунд в мире рождается ребенок
24.Если Вас перестала мучить жажда, следует выпить еще больше воды, т.к. когда организм обезвожен «механизм жажды» отключается.
25.Смех понижает уровень гормонов напряжения и усиливает иммунную систему. Шестилетние дети смеются в среднем 300 раз в день. Взрослые смеются только 15 - 100 раз в день.
26.Рев, который мы слышим, когда мы помещаем морскую ракушку рядом с нашим ухом, не является океаном, а скорее звуком крови, приливающей через вены в ухе.
27.Людям, бросающим курить, необходимо на 1 час меньше сна.
28.Каждый год около 4000 человек получают повреждения от пакетиков чая.
29.Четырехлетний ребенок в среднем задает 437 вопросов в день
30.В человеческом организме около 100 000 км.сосудов.
31.На поверхности кожи человека больше организмов, чем людей на поверхности земли."
23.10.2011
ru-abp.livejournal.com/42456.html "Будущее человечества. С одной стороны, материально человечество сегодня живет так хорошо, как никогда раньше. С другой стороны - причем именно в самых благополучных частях человечества - нарастает ощущение ТУПИКА. Наука есть. Технология есть. Производство есть. Потребление есть. Хлеб есть. Зрелища есть. Но чего-то нет. Чего-то не хватает. Рискну заявить, что знаю, чего не хватает.
Не хватает познания и самореализации через это познание.
Причем познания во вторую очередь мира, а в первую - себя. То есть, человеку, который достаточно познал себя и мир, становится совершенно очевидно, что ему делать и как. Вечный вопрос "Что делать?" получает ответ.
Человеческий мозг - орган для обработки информации. Он не просто МОЖЕТ ее обрабатывать - он ХОЧЕТ это делать. Он хочет получать на вход правду о человеке и о мире - а на выходе создавать деятельность и творчество. Деятельности и творчества без познания не бывает.
В этом плане становится ясна популярность информационных технологий. Они напрямую связаны с процессом познания. Правда, человечество до сих пор по инерции использует интернет для развлечений. Но и здесь видны изменения - возьмем, скажем, Википедию. Миллионы - миллионы! - людей совершенно бесплатно собирают знания и делятся ими с остальным человечеству. Они написали и продолжают писать самую большу энциклопедию в мире. Это показывает, насколько сущностной является потребность человека в познании.
Итак, поскольку эпоха потребления сделала что могла и натолкнулась на собственный границы - следующей эпохой будет эпоха познания и самореализации через это познание. Это изменит систему образования, когда человека будут учить не профессиональным знаниям, уменям и навыкам, а способности к самостоятельным исследованиям и самостоятельному созданию вышеперечисленной троицы, а так же всего остального.
Это изменит образ жизни каждого отдельного человека. Это изменит образ жизни обществ - причем именно с изменения образа жизни человека, то есть снизу, а не сверху. И рано или поздно - причем скорее рано, чем поздно, потому что информация уже накопилась - человечество это осознает. И начнет изменяться."
02.11.2011
yuzilla.livejournal.com/686495.html (баян) "50 привычек сильных людей:
1. Они ищут и находят возможности там, где другие опускают руки.
2. Они выносят урок из того, что другие считают неудачей.
3. Они принимают обдуманные решения.
4. Они постоянно и сознательно возводят дорогу к своему успеху, в то время как другие ждут, когда успех найдет их сам.
5. Они боятся так же, как и все остальные, но не позволяют своему страху управлять ими. Страх - это всего лишь опасения.
6. Они задают правильные вопросы - те, которые исчерпывают ответ.
7. Они не жалуются - это лишняя трата сил. Все их жалобы лежат в суде.
8. Они не перекладывают вину. Они берут полную ответственность за свои действия и результаты на себя.
9. Они не обязательно обладают фантастическим талантом, но всегда находят способ максимально реализовать имеющийся потенциал. Они требуют от себя большего.
10. Они заняты, производительны и пунктуальны. Во всех местах, где все просто бездельничают, делают вид, что работают и разглагольствуют - они работают.
11. Они собирают вокруг себя единомышленников - ничто так не помогает в достижении цели, как сплоченная команда.
12. Они честолюбивы; они задают себе вопрос - а почему бы не я. Это позволяет управлять своей судьбой, а не плыть по течению.
13. Они знают, какой они хотят видеть свою жизнь, и делают ее такой, в то время как другие просто смотрят на свою жизнь со стороны.
14. Они не подражают, а ищут новые пути.
15. Они не откладывают, а значит - не проводят жизнь в ожидании «чего-то».
16. Они учатся всю жизнь. Любой жизненный опыт - это урок.
17. Они оптимистичны, а потому во всем видят пользу.
18. Они делают то, что они должны делать, независимо от того, как они чувствуют себя в данный момент.
19. Они идут на риск - финансовый, эмоциональный, профессиональный, психологический.
20. Они не уходят от проблем, а поворачиваются к ним лицом.
21. Они не загадывают желания и не ждут счастливого шанса. Они строят свою судьбу.
22. Они стараются предупредить события. Они принимают меры прежде, чем что-то успеет случиться.
23. Они умеют управлять эмоциями. Они чувствуют то же самое, что и все, но они - не рабы своих эмоций.
24. Они владеют искусством коммуникации, и постоянно его совершенствуют.
25. Они имеют определенный план жизни, и они придерживаются его. Их жизнь - не череда беспорядочных событий.
26. Их исключительность означает, что для них совершенно привычны те вещи, которые другие делать не умеют или не хотят. Это решения, которые никто, кроме них принять не сможет.
27. В то время как большинство людей - зависят от комфорта, успешные люди понимают - в трудностях закаляется характер.
28. Они осознали свои ценности, которые дают им полноценную жизнь.
29. Они гармоничны. Они не путают понятия - успех и деньги, счастье и достижения. Многие проблемы от того, что люди не всегда понимают: деньги - это просто инструмент, средство, но они не дают тебе счастья.
30. Они понимают важность дисциплины и самообладания.
31. Они уверены в себе.
32. Они щедры и добры. Они получают удовольствие, когда помогают другим.
33. Они скромны, и они готовы признать ошибки и извиниться. Они уверены в своих способностях, но не высокомерны. Они умеют учиться у других. Они счастливы позволить другим выделяться, и не выпячивают себя.
34. Они умеют приспосабливаться, они не рабы своих привычек.
35. Они держат себя в хорошей физической форме, но не слишком увлекаются своим телом.
36. Они очень деятельны. Они всегда у___ трудятся.
37. Они эластичны. Где другой бы взорвался, он только нагреется.
38. Они открыты для людей.
39. Они не якшаются с неприятными и нечистоплотными людьми.
40. Они не тратят время и силы на вещи, которые им не нужны.
41. Они рады плыть против течения, делать что-то из ряда вон. Они не нуждаются в постоянном одобрении.
42. Они везде как в своей тарелке.
43. Они устанавливают для себя действительно высокую планку - выше, чем для всех остальных.
44. Они не тратят время на оправдание своих неудач. Они их перешагивают и идут дальше.
45. Они умеют отвлечься.
46. Их карьера - не их личность, а их работа. Они - не то, что они делают.
47. Они больше интересуются эффективными путями, чем легкими.
48. Они всегда заканчивают то, что они начинают, и никогда не бросают на полпути. Если чувствуешь, что не сможешь закончить начатое - лучше вообще за это не браться.
49. Они - многосторонние сложные личности. Они понимают, что человек - это не только физические и психологические потребности, но и эмоциональные и духовные тоже. И много работают над тем, чтобы развивать все уровни личности.
50. Они практикуют то, что они проповедуют. Они не говорят о теории, они живут в действительности."
05.11.2011
odnako.org/blogs/show_13887/ "А.Гончаров. Нечто неимоверно жуткое давит на человеческую психику. Бешеными темпами растет количество больных шизофренией, психопаты разных мастей бродят по улицам и заглядывают в детские песочницы. Самоубийство в развитых и не очень странах стало обыденным явлением. Немотивированная агрессивность выросла в разы. Похоже, что человек с мобильником стал гораздо страшнее человека с мечом... Большие города - "каменные джунгли" заставляют человека замыкаться в своей уютной норке-квартирке, одиночество процветает: часто даже соседи не знают, как зовут людей, проживающих рядом, на одной с ними лестничной площадке. Мегаполисы порождают, и особый вид экологической напасти. Отходы утилизируются с величайшими трудностями, вследствие чего растут огромные свалки, в мусорных глубинах которых разве что атомную бомбу не найдешь. Ради потребностей городов-гигантов работают сверхмощные заводы, отравляющие воздух, воду и землю. Миллионы деревьев вырубаются для успешного производства мебели и туалетной бумаги. И все идет под лозунгами гуманизма и расширения прав на потребление отдельных народов и наций!
Наверняка можно преодолеть экологические беды, но еще никто не открыл новомодного способа предотвратить загаживание человеческих душ и умов. От старых рецептов отказались, да вот современные выписывают "врачи"-недоучки с дипломами и без дипломов, обладающими апломбом и самомнением выше вершин Гималаев.
Человек живет и трудится в постоянной суете - происходит автоматизация его обыденной деятельности. В сущности, возникает своеобразный конвейер на производстве стандартных человеков: умеренно образованных и умеренно воспитанных. За последние сто лет в обществе произошло опошление всего того, на чем всегда держалось "самостоянье человека, залог величия его". И самое святое - долг и любовь к Богу и Родине, к природе, честь и ценности культуры не вызывают особых эмоций.
Школа во всех "цивилизованных государствах" ныне испытывает жестокий кризис и даже ЕГЭ (и его достославные аналоги) иногда играет отнюдь не ведущую роль. В школе восторжествовали так называемые демократические принципы и подходы (отягощенные ювенальной юстицией), об опасности внедрения которых лет 40-50 тому назад заставлял задуматься известный английский писатель и публицист Клайв Стейплз Льюис: "Нынешнее образование стоит на том, что тупиц и лентяев нельзя унижать, другими словами, - нельзя, чтобы они догадались, что хоть в чем-то отличаются от умных и прилежных. Какое бы то ни было отличие надо скрывать. Как? На разных уровнях - по-разному. На выпускных экзаменах в университете вопросы ставят так, чтобы ответил каждый. На вступительных - так, чтобы каждый мог поступить в университет, независимо от того, намерен ли он пользоваться высшим образованием. Школьникам, которым не по уму грамматика или арифметика, позволяют заниматься тем, чем они занимались дома, скажем, лепить куличики и называть это «моделированием»… В общем, дурак имеет право учиться вместе с ровесниками, а мальчик, способный понять Эсхила или Данте, пусть слушает, как он читает по складам: «Кош-ка си-дит на о-кош-ке». ... Демократия в низшем смысле слова (так называемый «демократический» дух») создает нацию без великих, нацию недоучек, неустойчивых нравственно. Так как их еще в детстве распустили, начисто лишенных воли, так как с ними всю жизнь носятся, и чрезвычайно самоуверенных (невежество + лесть).
И проблемы развития культуры тоже привязаны к школьным мытарствам. Прав, ох и был прав, великий сербский православный подвижник Иустин (Попович): "Наша школа планомерно сужает человека, умаляет его, снижает, потому что систематически изгоняет из него все вечное, все символизирующее бесконечность и бессмертие, все носящее в себе глубину и высоту, и поэтому наш интеллигент превратился в человечка, в человека ущербного, ущемленного, неполного и отчаянно неподготовленного. Явно прилагаются все старания Аргуса, чтобы замуровать человека во временное и преходящее, в посюстороннее, в то, что досягаемо для чувств, а все прочее изгнать из человека в ту страну, откуда не возвращаются. Потому наш интеллигент и стал временным и тленным, потому и мысли у него недальновидные, и чувства болезненные, и желания безжизненные. Разлил он душу по местам мелким, где излияния души не могут не застояться". Теперь представим себе, что избалованные люди, исповедующие ценности, навязанные им опустошенной интеллигенцией, считающие, что весь свет создан для удовлетворения их личных потребностей столкнуться с другими, где воспитание и образование строилось на иных постулатах, где чтятся свои культурные и религиозные традиции..."
*
содержание журнала
dar-aya.livejournal.com/42880.html